Зеркало



13 ноября, 2003

МАТРИЦА, НОЯБРЬСКИЙ ПУТЧ

Хмммм.. кто только не писал рецензию на матрицу-3, да разве что только ленивый.. Вот и уважаемый в народе писатель Сергей Лукьяненко взялся за столь редкое для себя занятие..

Сергей Лукьяненко
МАТРИЦА, НОЯБРЬСКИЙ ПУТЧ
Первый фильм, тогда еще просто «Матрица», не нуждался в подзаголовках и действительно оказался этапным для мирового кино. Я далек от того, чтобы искать в нем философские глубины, с этим – в сад, но с точки зрения кинематографа братья Вачовски и впрямь заслужили место где-то рядом с братьями Люмьер и братьями Михалковыми. Динамичный сюжет, интересные герои, новаторские спецэффекты – все оказалось на нужном месте и в нужное время.
Понятное дело, что надо было ковать железо – и братья взялись за дело.

Маленькое отступление.
Признаться честно, я не являюсь поклонником жанра «киберпанк», к которому можно отнести и «Матрицу». Мне довелось написать пару «виртуальных романов» – «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала» (кстати, с успехом изданные и на исторической родине братьев Вачовски), где я с удовольствием использовал и «выход из виртуальности только в строго определенных точках» (у меня – через компьютер, братья предпочли телефон), и «вход в сеть без посредства технических средств» (как и я, братья не рискнули обосновать это действие), поражение человека в реальности путем атаки в сети, и уничтожение злодея – агрессивной программы, альтер эго главного героя, путем слияние с ней (здесь пострадавшей, вероятно, является Урсула Ле Гуин с «Волшебником Земноморья»).
Но при всем том киберпанка я чурался, как огня. Но при всем том мне очень понравилась первая «Матрица».

Вторая вызвала удивительное ощущение – я зевал на самых динамичных и великолепно отснятых сценах – вроде боя Нео с размножившимися агентами Смитами или погони на специально построенной для фильма автостраде. Ритмичное покачивание «говорильня – драйв» не приближало к оргазму, а навевало сон. Отсылки к «аниматрице» раздражали, будто реклама бульонных кубиков. Глубокомысленные разглагольствования, исполненные на уровне студентов первого курса философского факультета, удручали окончательно.
Финальные кадры второй «Матрицы», однако, давали робкую надежду.
Нео смог управлять машиной в реальном мире. Напрашивался тот поворот, который мог придать третьему фильму совсем новое звучание, превратить «реальный мир» Матрицы лишь в новый уровень иллюзии. Конечно, все это тоже давным-давно известно в фантастике, великий Станислав Лем обыграл эту тему в «Футурологическом конгрессе» со свойственным ему гением. Но... все-таки... в голливудском кино – да такой, шокирующий откормленного поп-корном зрителя ход...
Я пошел и на третью «Матрицу».

Я получил свой электронный поп-корн.
Самое восхитительное – это то, как братья Вачовски обошлись с «крючком», заложенным в финале второго фильма, с этими самыми сверхспособностями Нео, научившегося повелевать роботами в реальном мире.
Итак, Нео приходит к Пифии. Вначале Пифия объясняет ему смену своей внешности: она, де, пережила суровые испытания... Я понимаю, что смерть актрисы вынуждает что-то изобретать. Но данное изобретение слишком уж напоминает фразу из «Тутси»: «Почему умер тот больной, он же шел на поправку? А он попросил прибавку к жалованию!». Потом новая Пифия задает Нео сакраментальный вопрос: «Ты, Нео, небось очень хочешь знать, каким образом остановил машины в реальном мире и вошел в Матрицу без компьютера?"
Нео, натурально, кивает головой. Хочу все знать, дорогая Пифия! А Пифия и отвечает: «Это потому, Нео, что в тебе очень много силы».
Тушите свет...

Был такой писатель – Понсон дю Террайль. Писал романы о приключениях авантюриста Рокамболя. Романы пользовались успехом, да вот беда – формальные права на «героя» принадлежали издателю. И вот однажды Понсону было сказано, что со следующего романа писать про Рокамболя продолжат другие авторы.
Понсон дю Террайль закончил свой «последний» роман тем, что бандиты схватили Рокамболя, связали, посадили в стальную клетку и сбросили в море с корабля.
Один за другим отказывались от безнадежной работы приглашенные издателем авторы. Один пытался описать ручного дельфина, спасшего Рокамболя из пучины. Другой придумывал что-то еще... Не получалось. Не верилось. Рокамболь не оживал. А читатели жаждали продолжения.
Издатель пошел на поклон к Понсону дю Террайлю. Тот согласился продолжить серию романов о Рокамболе.
Знаете, как начинался очередной роман?
«Выбравшись из пучины, Рокамболь мощными гребками поплыл к берегу...». Читатели были в экстазе.

Такова власть писателя над своим героем – и своим читателем, заметим! Именно этот принцип братья Вачовски попробовали применить и в «Матрице. Революция». Мол, мы вам чего-то обещали объяснить? А вот не станем, кушайте, что дают!
Не сработало. Почему-то не сработало. Видимо, у кино иные законы, отличные от литературных.
О чем еще рассказать?
О «битве за Зион», где на протяжении получаса демонстрируются возможности современных графических компьютеров? Да, ничего так. Масштабненько. Утомляет, но красиво.
О «финальном поединке» Нео и Смита, окончательно перешедшем в трехмерную плоскость? Да, теперь у нас и Смит умеет летать. Что с того? Драка в дождевых каплях – красиво, но лучшим поединком в кино все равно останется финальная перестрелка из «Злого, плохого, хорошего», дуэль из «Профессионала» или поединок Брюса Ли и Чака Нориса из «Пути дракона». Просто потому, что в одном случае мы имеем дело с набором спецэффектов, а в другом – с искусством кино.
О «философии Матрицы»? Увольте.
Пожалуйста, не говорите об этой философии человеку, получившему какое-никакое, но гуманитарное образование. И ради всего святого, не приводите в пример Гегеля, описывая «единство и борьбу противоположностей – Нео и Смита». Оставьте это девочкам, ведущим программ на «Муз-ТВ».
О запахе мыльных опер, прущем из каждой сцены, но особенно сильно – от сцены гибели Тринити? Ах, как вспоминается «Заряженное оружие», где умирающая героиня, извергая кровавую пену изо рта, долго и безрезультатно просит Джека Кольта ее поцеловать. Только тут все это всерьез.
О многочисленных заимствованиях, пардон – «цитатах» из прочих фильмов? Особенно смешно, что ослепший Нео – точь-в-точь ослепший Пауль Атрийдес из дешевого телесериала «Дети Дюны».
О бездарно повисших или оборванных сюжетных линиях, о необъяснимо наступившем «хэппи-энде», об оставшихся за кадром вопросах, вроде основного: а как, все-таки, будут жить те, кто захочет уйти из Матрицы? В подземном Зионе? На мертвой, покрытой тучами планете?
«Матрица. Революция» может нравиться. В ней можно искать глубинные смыслы, красивое зрелище, романтическую историю – как кому будет угодно. Можно даже нехватку действия и затянутые сцены обозвать «уходом от прежней эстетики».
Но для меня лично – это грандиозный провал.

Удачное начало и толпы фанатов сыграли с братьями Вачовски дурную шутку – они и сами поверили, что создают «новую философию», а то и «Библию XXI века».
Увы, новую философию не создать из обрывков старой, из выдранных цитат и поверхностных аллюзий. Увы, «Библия XXI века» всегда будет Библией для бедных. Для тех, кто не умеет читать и думать. Для тех, кто завороженно следит за зеленым электронным поп-корном, сползающим вниз по черному экрану.
Бедные мы.
Бедное кино.
Бедная Матрица.

Оригинал здесь...

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть



Комментарии
AndyGee
13.11.03 16:32

Браво, маэстро!
Если бы я такое написал на выпускном сонинении в школе, литераторша бы точно мне отдалась...
А если по делу... дело трет... правильно все это... Матрица - как раскрученый бренд... на очередную серию идем в надежде, что она будет лучше предыдущей... не таким провалом...
А оказалось просто дрянь в затасканой помаде (с) Чиж

ЗЫ а ВК:ВК я жду с надеждой... и думаю, что не зря...

 
Вася
13.11.03 21:21

Супер. С удовольствием прочитал. Абсолютно согласен.

 
читатль
13.11.03 21:34

наплевать на матрицу.
а то, что оказывается Йона Тихого Лем придумал - гм... значит я читал Лема...

 
Лунатик
13.11.03 23:29

Поль Атрейдес из ТЕЛЕСЕРИАЛА Дети дюны?
от лукяненко я такого не ожидал....
дети дюны это вторая КНИГА Франка Герберта... причём очень хорошая книга....и там Поль теряет глаза по другой причине, из других побуждений, да и продолжает он видеть совсем изза других вещей....
не ожидал....

кроме этого в целом согласен...

 
unforgiven
14.11.03 01:09

Мда, я тоже не могу не согласиться. Надоел уже этот голливудский ширпотреб. Имхо, в фильме самое главное - это сюжет и создаваемые впечатления, а не спецэффекты и даже игра актеров: ни тем ни другим сейчас сложно удивить, а даже если и получится, то зритель это надолго не запомнит. Думаю, что хороший фильм должен заставить зрителя увидеть определенные жизненные явления в ином ракурсе, либо предоставить ему почву для размышлений, либо же просто дать большой эмоциональный заряд (который, например, дают хорошие комедии). Ничего из вышеперечисленного не наблюдал ни только в матрице-3, но и в большинстве фильмов, которые смотрел в последнее время в кинотеатрах. Хотя, может быть, я просто не вхожу в число типичных потребителей голливудских продуктов, а при производстве фильма он должен быть ориентирован в первую очередь на толпу, которая никогда не перестанет кричать 'хлеба и зрелищ'.

 
gary
14.11.03 02:03

Даже не зная приводимых аналогий (ну не читал я, не читал...), все равно остается вопрос: а почему 3-ю часть назвали "Матрица.Революция", а не "Матрица.Эволюция"? Ведь в итоге ничего же не изменилось! Да, позволили машины человеческим букашкам еще немного под землей посидеть, покопошиться... Где же Революция, сметающая врага и устанавливающая свою власть если и не над всем и вся, то хоть над многим из? Или же это коллизия перевода: вместо revolution as "революция, восстание" - revolution as "кругооборот, цикл"?

 
Ptah
14.11.03 02:16

афтар - мудак.
креатифф - гавно.
(с)

дешёвая ревность так и капает ядовитыми каплями с монитора. типичный представитель потребителей.
всё в мире - трамплин для мысли, для твоей эволюции, независимо от того, фильм это или крик птицы над свалкой.
а то, что здесь написано - нытьё, типа "я им денег заплатил, а они меня хуёво (не так, как мне хотелось бы) развлекли, обма-а-анщики"

 
Keks
14.11.03 06:07

А я ваще на Матрицу не ходил :( Что действительно такой атцтой?

 
deja_vu
14.11.03 06:17

2 Лунатик: если Вы не видели сериала "Дети дюны" не значит его не существует... отвратный тягомотный отстой снятый исключительно под фанов Дюны... и Лукьяненко приводит аналогий Матрица-Дюна лишь потому что Дюна стала библией для целого поколения... до сих пор фаны сичтают Дюну откровением свыше... мораль в общем то проста... начитанней надо быть... ;)

 
vizart
14.11.03 06:22

Не смотрел я еще третью матрицу, но по моему, субъективному мнению, практически все Голливудские фильмы, так или иначе нашумевшие, в последующих частях терпели фиаско. Взять к примеру "Робот полицейский", "Терминатор", "Горец". Продолжать можно долго. Практически все вторые части не шли в сравнение с первыми а уж о третьих и говорить нечего. Спецэффекты - да, тут они поднаторели, штампуют толпы роботов, космических кораблей, алиенов и прочую нечисть. Я сам профессионально занимаюсь трехмерной графикой и спецэффектами и могу вас заверить что не такое это уж сложное занятие - плодить монстров. Главное в фильме, как и в книге, да и в любом произведении искуства - сюжет. Не пойду я на третью матрицу. Нет там сюжета. И до конца портить впечатления от первой матрицы я не хочу. А господину "читателю" скажу так: Лукьяненко прав, был дешевый сериал "Дети Дюны", чаще нужно было телевизор смотреть, уважаемый :) Хотя, может вы тогда еще пешком под стол ходили :)А Серега молодец, правильно суть подметил.

 
vizart
14.11.03 06:23

ошибочка вышла, про "Дети Дюны" это к Лунатику. Приношу свои извинения, уважаемый "читатель"

 
Thunder.
14.11.03 06:59

Много читал Лукьяненко, много чего понравилось, так что уважаю его мнение.
Насчет "филисофии матрицы" чувак полностью прав -стопроцентное зомбирование для дебилов. Хотя можно посмотреть фильм просто как мульик (знаете такие? в детсве кто смотрел ? а вот я и щас не брезгую - весело), развлечься от красивых картинок и динамичного экшна .

 
dm
14.11.03 08:01

Вся Матричная трилогия очень смахивает на продолжение Терминатора, когда миром стали править машины и что было потом.

 
Captain
14.11.03 09:26

Согласен полностью. Первая Матрица была супер и на этом можно было б закончить. Но взялись и поставили на "поток" и в резулютате получили ерунду. То же самое, думаю, будет и со Звездными войнами.

 
fox
14.11.03 09:48

А слабо написать рецензию на гамбургер? :) Странно все это... Матрица - такой же продукт "общепита" ... И не надо так нервничать по поводу филосоии... Сел, посмотрел и забыл. :) И потом, разве "Лабиринт отражений" намного "глубже"? Кто хочет философии - идет в библиотеку, а не в кино... Так что, господа, релахос! >:-) И Вачевски молодцы... Столько Ловандоса нагрести - талант нужен! А вам слабо так, г-н Лукьянеко?

 
bob
14.11.03 09:59

Какой красивый старт и токое песпонтовое продолжение, немогли подождать доделать по нормальному нет бабло начали рубить и в итоге провал

 
12
14.11.03 10:54

Вы просто не знаете какую цель ставят авторы снимая продолжение. Это же бизнес - кинематограф. А цель здесь - побольше срубить капусты.
Люди сделали первую часть - всем понравилось. Всё, здесь уже можно не утруждая себя на обдумавание сюжета заработать. Что и было сделано.
И некакого провала нет - цель достигнута. Это для вас провал, кто в кино ходил.

 
Таранов
14.11.03 11:02

По поводу глаз - он имел ввиду именно дешевый сериал Дети Дюны, а не книгу Френка Херберта. Там все получается именно так, как в Матрице, так же теряет глаза, такие же даже глазницы и видит он так же абсолютно, как в Перематрице показали. Дюна - вот это библия, тот чел, что сказал автор мудак, креатив - говно или что-то в этом роде, скажи ка мне дружок определение слову креатив, уверен, что тебя этому не учили, ты, наверное сталевар какой. Почитай учебнички. Про гамбургер - встаю на колени - супер! Только причем тут бабло? Сколько было полунищих гениев? Мы же обсуждаем не талант денежку поймать, а сделать красиво :)

 
Belgarion
14.11.03 11:13

Херня а не обзор. Все вышесказанное изходит из ДЫБИЛЬНОГО (другого слова не подберешь) перевода. Смотрите фильмы в оригинале и смысл поменяется.

 
Ptah
14.11.03 11:19

почитал я отклики... как и следовало ожидать - они под стать предмету обсуждения. г-н таранов, вы ошибаетесь отностиельно моего рода занятий. возможно, к сожалению. полагаю, что среди сталевароф гораздо меньше сомодовольных и самовлюблённых эгоцентристов, гордящихся лишь тем, чему "их научили". когда в голове ветер, единственная гордость - чужие фразы, партиотизм или псевдопринадлежность (к футбольной команде, например). а на колени вставать по поводу фразы - отдаёт слишком отработанным за жизнь действием. рефлекс: красивая фраза (аллегория, неожиданный оборот или просто чё-нить непонятное) - бух на колени. вопрос только - для чего?
уж не для миньета ли?

 
Belgarion
14.11.03 11:22

Херня а не обзор. Все вышесказанное изходит из ДЫБИЛЬНОГО (другого слова не подберешь) перевода. Смотрите фильмы в оригинале и смысл поменяется.

 
Heim
14.11.03 13:54

Согласен с 12-м по работе в голливуде. Люди деньги зарабатывают.
А вообще вся эта критика очень любопытна. Вроде бы и размазня полная, но и отдельные мысли умные вроде бы есть. :)
Кому не понравилось - не расстраивайтесь, вы просто не попали в маркетинговую нишу, на которую этот фильм рассчитан :)Поищите "свой" товар в других местах, а не выдвигайте свои претензии к создателям. К тому же голословные, не доходящии до адресата. :)
Лукьяненко тоже молодец. В самом хорошем смысле этого слова. Работает - и его работы многим нравятся.
А насчет глубины мыслей - для кого-то и Кант не глубок, и Ленин попса :), а для детей между прочим и Колобок и Репка наполнены глубоким смыслом.
Посмеялись? А теперь попробуйте сами найти там смысл - уверен, не у многих получится :)

 
Luzinoff
14.11.03 15:24

Интересно,
а американцам больше нравится 2-3 части
или всё же первая ?

Первая часть даёт хорошую пищу для размышлений,
своих продолжений и т.д., а 2-3 просто набор красивых картинок...


Мне кажется русским людям просто более
свойственно эмоционально мыслить чем американским

поэтому их фильмы так редко бударажат наши умы...

 
SadDragon
14.11.03 17:38

И сказано было: все суета, суета-сует... /см.книга пророка Экклезиаста/. ПРО девчонок да про РОК :) Эвона как распалились люди, а все из-за чего, да просто из-за фильма. Умничать дело хорошее, да только на каждый умный ум, завсегда найдется ум умнее :) Вот и получается из всякого хорошего дела - бардак. Ничего в этом мире просто так не происходит, мы просто не можем увидеть причинно-следственную связь, посему все правы в той или иной мере правоты, (или все скушали по кусочку масла в той или иной мере маслянного). Обидно, люди, обидно, что в стремлении доказать свою точку зрения (непонятно зачем и кому) применяются дешевые приемы типа сравнить там с чем-то, или очень похоже на то-то место в таком то произведении... А вот если не сравнивать - уже не получится ничего оттого что люди привыкли видеть во всех шаблонах что-то свое прежде всего, а уж потом общее. Короче вся проблема в совершенно уникальном восприятии одинаковых вещей разными людьми.

Я все сказал...

And may the Force be with you...

 
Аквилон
15.11.03 00:05

...А между прочим? А между прочим в дебряж МИД России готовится грандиознай скандал. Нота протеста по поводу плагиата. Сами понимаете какого. Ну это так -лирическое вступление. (...гм - Кагда будет скандал -тогда и поговорим! %))...
.. А я собственно вот про что. Автор прав. Только ... только что же он хотел от американцев? Люди, планомерно употребляющие пищу, смотрящие бэйсбол и не представляющие не только, что такое Украина и Россия, но собственно, где это Европа вообще. - А большинство там имменно таких и именно для таких и работает в основном Голливуд...
...братья поляки... Они еще когда первую Матрицу делали, еще были словянами, (то есть словесами владели, а значит и мысли имели), но после первой Матрицы... они наелись и тоже начали смотреть бэйсбол, и деньги появились... и так далее...
Просто... а что мы ждали от Матрицы-2-3? ...
Вот ведь как получается. Интернет сделал, говоря словами старого советского режама, новую формацию людей. Эту формацию можно по-простому назвать "жители Инета". Сам-то Лукьяненко когда-то красиво описал, что основой этой "общности людей" есть "интелектуальная элита". И сам же красиво показал ... как это будет. То чему он, собственно удивляется?... просто нужно не кивать на киберпанк, и искать ответов. Ответов на вопросы, которые сам-то автор и задал в своей трилогии "Лабиринт отражений". И тогда нашлось бы объяснение не только как и почему Голливуд, так то, почему нормальным людям уже приходит идея писать вирус, грохающий порнопорталы и этк..
Будущее гредет. И, ежели будет все хорошо, то в школах будут изучать Трилогию С.Лукьяненко "Лабиринт Отражений". И еще в школьных хрестоматиях по родной (в России) и по иноземной (в Украине) литературе после "Лабиринта" будет еще небольшая сноска, что мол-де был такой фильм Матрица, с которым в 2003-2004 был большой скандал. Так-что Сергей - Мы ждем ваших дальнейших произведений!
А по поводу собственно темы... Когда я в 1992 году открыл свою фирму, то она назвалась "Тензор". Кто знает - понял. %)
Да и сейчас эта фирма внедряет Zor-технологию. Надеюсь, что когда-то вы про нее услышете. И наша материнская плата на базе i86&IE64 тоже будет называться "Тензор". (Надеюсь, А. Эйнштейн, придумавший тензерное исчисление на меня не обидется. %) )

 
Wile D. U]{r@P
15.11.03 22:58

Matrix 4 - Rise of Machines ;)
Один из великих сказал (ну не помню кто), примерно так звучит: "В первой части вы устанавливаете правила, во второй расширяете, а в третьей их не вообще".

Из многосерийных фильмов в кот. , по моему мнению, вторая часть не оказалось хуже первой - Чужие 2

 
Мед
16.11.03 02:14

да че ваще гаварить то ???
без ганджубаса ваще делать нечиво на Матреце...спорят ище.. мегафелосафы. Че спорить то ? курнули и пашли.

 
][
06.03.05 14:42

Думаю Матрица один из лучших фильмоф, есть конечно недостатки, немного скучноват, но обсирать ее никто не имеет права, т.к. никто до них не смог снять чего-либо подобного. А раскручена Матрица была, потому что очень понравилась первая часть. Я тоже сначала думал, что фильм плохо, и не пошел в кинотеатр на нее, но потом, после просмотра я с нетерпение ждал второй части, а потом уже и третьей =))) Так что фильм замечательный ... =)))

 


Последние посты:

"Таня-пылесос" - девушка со сверхспособностями
Девушка дня
Итоги дня
Однажды я убедился, что счастье не в деньгах
Ассорти
Правила после 30
А вы верите в привороты?
Хари Гриша, хари Рама
По тылам
Про голосовухи и творческий подход


Случайные посты:

Прорвало днище во время свидания
Бабка
Главное, что в очках
Самая зрелищная авария на гонках
У меня только желтая восьмерка :-(
Пять верных признаков, что у женщины появился любовник
Как выбирать ёлку. Новогодний ликбез.
Ищите дураков в другом месте
Что употребляли авторы?
Вот и пообедал...








Feipiter.com