Зеркало



07 ноября, 2005

Как грамотно давать на чай

Для большинства россиян момент, когда в ресторане все уже съедено и официант принес счет, сопряжен с мучительным раздумьем: сколько же оставить на чай. За рубежом система чаевых сложилась уже давно, и нарушить ее - значит заслужить молчаливое презрение обслуживающего персонала. В 2000 году Хилари Клинтон позавтракала в ресторане городка Альбион в штате Нью-Йорк, от которого она баллотировалась в сенат США, и не оставила официантке чаевых. Этот случай был подробно описан в газетах, и взволнованные американцы со всех концов страны стали присылать гневные письма в адрес жадной миссис Клинтон, а также денежные переводы для обиженной официантки. Это равнодушие к проблемам бедной девушки, в чьем бюджете чаевые составляли значительную долю, едва не стоило Хилари Клинтон места в сенате. Ей еще долго пришлось убеждать избирателей, что она не имела намерения оскорбить официантку.

На Западе чаевые принято оставлять едва ли не всем людям из числа обслуживающего персонала: барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям и таксистам. При этом затраты на чаевые вполне окупаются. Знающий постоялец гостиницы в Европе, к примеру, обязательно будет оставлять каждый день на столике 0,5-1 евро - с тем чтобы горничная убирала номер с удвоенным рвением и чаще меняла постельное белье и полотенца.

Отдельная история - чаевые официантам. Исторически так сложилось, что именно в кафе и ресторанах граждане оставляют на чай наиболее весомые суммы, привязанные, кроме того, к размеру счета. При этом едва ли не в каждой стране существуют свои особенности и традиции. Перед тем как отправиться в путешествие, их стоит изучить - хотя бы для того, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Точный расчет

В США официантам принято оставлять на чай довольно большие деньги. Здесь хорошим тоном считаются чаевые вплоть до 25% от стоимости заказа, в зависимости от уровня ресторана и качества обслуживания.

В Америке работает общее правило: чем крупнее и дороже заведение, тем больше нужно оставить на чай. К примеру, в небольших забегаловках и кафе официант вполне удовлетворится 10% от стоимости заказа. Если речь идет о небольшом ресторане - достаточно будет 15%. В хороших заведениях посетителя не поймут, если он добавит к чеку меньше 20-25% от суммы заказа. Эти требования даже зафиксированы в специальном меморандуме Национальной ассоциации ресторанов США. И хотя формально выполнять их необязательно, оставить официанта без чаевых - почти то же самое, что публично дать ему пощечину и выразить не просто недовольство качеством сервиса, а настоящее негодование.

В Японии, напротив, давать на чай вообще запрещено. Японцы считают, что обслуживать по высшему разряду - это их обязанность, и предложение вознаграждения за хорошую работу они воспринимают как оскорбление. Такой же подход к чаевым существует в Австралии. Вне зависимости от того, в большом вы или в маленьком городе находитесь, посещаете ли казино или престижный ночной клуб, чаевые оставлять не стоит. Более того, попытка дать на чай может довольно часто вызвать враждебную реакцию со стороны продавца, официанта или таксиста.

Не слишком обременительны чаевые и в Швейцарии, Голландии и Австрии. Знакомые российскому туристу 10% в этих странах считаются роскошью и даже расточительством. Здесь принято оставлять официантам не более 3-6%.

В Австрии, кстати, существует совершенно законный способ вообще не платить по счету. Если вы три раза попросили принести вам счет, а официант не отреагировал, вы имеет полное право выйти из заведения, не заплатив ничего. Правда, к большому сожалению, забывчивых официантов в этой стране почти не осталось.

В скандинавских (Швеция, Дания, Норвегия) ресторанах чаевые (7-10%) почти всегда включают в сумму счета. Поэтому дополнительных вложений там от посетителей не ожидают, хотя, конечно, не обидятся, если вы оставите несколько монеток.

Самой же дорогой из европейских стран в смысле чаевых считается Франция. Чаевые по-французски называются «пурбуар» (pourboire - буквально: «чтобы попить»). В большинстве кафе и ресторанов пурбуар включают в счет: там есть строка service compris («включенное обслуживание») - 15-16% от суммы заказа. Кроме того, во Франции принято оставлять дополнительно 0,5-1 евро. Их кладут в круглую тарелочку, на которой официант приносит счет. Интересно, кстати, что на юге Франции официанты вообще не получают жалованья за свою работу и живут исключительно на подношения клиентов.

В Германии чаевые в порядке вещей, хотя они нигде не являются обязательными. Ни официант, ни таксист, ни парикмахер в дополнительной «мзде» не нуждаются: их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%. Здесь, кстати, не редкость, когда в кафе постоянного клиента (им можно стать уже с третьего раза) провожают бесплатной рюмочкой «на посошок».

В Тунисе и Египте теоретически можно не платить чаевых вообще - стоимость обслуживания включена в счет. Однако большинство туристов все же оставляют около 5-10%: редкий человек способен выстоять под пристальным взглядом местной обслуги, ожидающей дополнительного вознаграждения. В Израиле хватит 10%, но в большинстве других близлежащих стран обрадуются и 6-7%; в Болгарии, Венгрии и Словении удовлетворятся и 5%. В Турции хорошим тоном считаются 7-10%.

В Италии чаевые входят в счет и отмечаются специальным выражением servizio e coperto («обслуживание и сервировка») - от 5% до 10% от суммы заказа. На такой же размер вознаграждения рассчитывают португальские и испанские официанты, однако здесь чаевые в счет не включают.

В Греции с чаевыми чуть строже. Здесь «обязательный» взнос составляет 10% от стоимости заказа. Погречески, кстати, чаевые называются «филодорима», в переводе - «дружеский подарок».

А что у нас?

В современной России чаевые полноправно вошли в норму только в ресторанах. Общепринятый размер суммы, оставляемой «на чай», составляет 8-10%, редко - 15% от счета. При этом в подавляющем большинстве случаев чаевые в счет не вписываются. Об этом, как правило, предупреждает надпись на чеке, гласящая: «Вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается на ваше усмотрение».

Впрочем, в ряде заведений (преимущественно низкого уровня) чаевые могут включить в счет. В этом случае заплатить их придется. Кроме того, обслуживание, скорее всего, включат в счет при проведении банкета.

Правило благодарности

В конечном счете, давать или не давать на чай - ваше личное дело, в какой бы стране вы ни находились. Чаевые - это добровольная благодарность за понравившийся вам сервис. Обычаи могут быть разными, но во всем мире придерживаются следующего правила: никогда и никому ни при каких условиях не давать ни копейки (евроцента, пенса), если качество обслуживания вас не удовлетворило (если, конечно, чаевые не включены в счет - в этом случае платить обязательно). Но если же вам понравилось, то почему бы и не сделать другого человека чуть счастливее?

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть



Комментарии
Bdfy
07.11.05 18:02

А я видел как в ресторане под С-Петербургом какая-то американка оставила в качестве чаевых русской официантке несколько железных рублей .. Представляете как оскорбилась официантка ? :)))

 
Тоха
07.11.05 18:17

2Bdfy врядли это были рубли, скорее евреи или куча центов...

 
Жирная Фосса
07.11.05 18:24

Я отдыхал в Турции в отеле, принадлежащем французской гостиничной системе.
Поэтому отдыхали там в основном французы и итальянцы, и наши.
Ящички для чаевых были прозрачные, и было видно, что там лежат только баксы! Это означало, что чаевые оставляли только россияне.

 
Bdfy
07.11.05 18:35

Да нет рубли - мерканцы довольно жадны и скупы .. ( Или они думают что 10 рублей - это хорошие чаевые для официанта .. ) ..

 
NMi
07.11.05 20:04

Оставляю только в случае действительно хорошего обслуживания. Официанты и обслуга ожидают чаевых просто так ! И практически не оставляю никогда, если навязывают какую-либо услугу или стоят и смотрят, когда дашь. Когда человек доброе дело сделал и не стоит, не ждёт - вполне можно дать от доброты душевной.

 
Slonik
07.11.05 23:37

Помоему тема не раскрыта. Мне интересно КАК ДАВАТЬ ЧАЕВЫЕ, а не как их дают в разных стран_ах.
Не подойти же к официанту и не проятнуть 5 баксов.

 
Бесякин
07.11.05 23:41

Очень часто (в СПб) официант "забывает" принести сдачу, считая ее своими чаевыми. Иногда даже зло берет: просишь счет - приносят за 2 минуты. А сдачи порой приходится ждать четверть часа. Когда речь идет о 50 рублях - это фигня, а как быть, когда официант себе "зачислил" 300 или 500 рублей?

 
Композитор Глюк
08.11.05 00:08

2 Slonik: Как? Просто! Вложил в меню купюру или положил на стол не 500, а 550 скажем, горничной - сказано же - на столике оставить утром можно - и будет тебе щастье :)

В Великобритании - та ж фигня - 15...20 %.

 
Рациональный
08.11.05 02:30

Я конечно понимаю - традиция, но блядь когда это уже становится как обязанность - неприятно. Качество сервиса у нас в России по моему еще не особо развито, а уборщики, официанты и прочий обслуживающий персонал привыкли нихуя не делать, а деньги получать. Когда я захожу в какое-нибудь кафе ( по москве, в основном на бизнес ланч, в общем пообедать) меня прям вымораживают недовольные ёбла официантов\ок если я ничего не дал сверху. Во первых если они идут на такую низкооплачиваемую работу значит это их устраивает, и нехуй потом возмущатся, а не нравица - хули тада там делают? Мозги есть - найди работу лучше! Во вторых пусть сначала обслужат нормально - это не значит, что у меня отсасывать прям за обедом нада, пусть хотябы не заёбывают и не заискивают, или наоборот - подойдёт к тебе такая замороженая с лошадиным ебалом тарелку с супом разве што на стол не кидает, а потом еще блядь ссука вознагражденья ждёт за труды блядь ниибаца.

 
Рациональный
08.11.05 02:31

Я конечно понимаю - традиция, но блядь когда это уже становится как обязанность - неприятно. Качество сервиса у нас в России по моему еще не особо развито, а уборщики, официанты и прочий обслуживающий персонал привыкли нихуя не делать, а деньги получать. Когда я захожу в какое-нибудь кафе ( по москве, в основном на бизнес ланч, в общем пообедать) меня прям вымораживают недовольные ёбла официантов\ок если я ничего не дал сверху. Во первых если они идут на такую низкооплачиваемую работу значит это их устраивает, и нехуй потом возмущатся, а не нравица - хули тада там делают? Мозги есть - найди работу лучше! Во вторых пусть сначала обслужат нормально - это не значит, что у меня отсасывать прям за обедом нада, пусть хотябы не заёбывают и не заискивают, или наоборот - подойдёт к тебе такая замороженая с лошадиным ебалом тарелку с супом разве што на стол не кидает, а потом еще блядь ссука вознагражденья ждёт за труды блядь ниибаца.

 
dementor
08.11.05 03:59

В Новой Зеландии чаевых тоже нет.

В штатах требуется лично дописать в счете сумму на 10-15% больше. Чаевых без фиксирования в счете нет - налоговая очень просто возьмет за яйца. Кроме того, чаевые в штатах фактически являются основной частью зарплаты официанта. Он с них налоги платит. Это уже не блпгодарностьЮ, а сдельная оплата труда.

Лучше всего, приезжая в страну сразу спросить о порядках с чаевыми - прямо на reception в гостинице, если нет знакомых. Это нормально.

 
SirStefan
08.11.05 05:38

А как мне объяснили (Обычно действует): Отдаешь счет с бабками и чаевыми официантке и говоришь "Спасибо". В таком случае сдачу оставляют себе. Оставляю в любимых барах города порядка 10%. Нормально действует.

 
kodeks
08.11.05 06:16

Представьте: укладывают рабочие асфальт, а Вы подходите и даете им на "чай". Какого хуя я должен давать на чай официантам? У них бля чо, работа трудная такая? Им зарплату платят и нехуй им еще давать

 
Алег
08.11.05 08:57

В Турции не 10%, а ОДИН ДОЛЛАР

зато просят ВСЕ!!!

 
фффф
08.11.05 10:00

Я тоже не понимаю прикола в чаевых. В меню есть цены я по ним плачу. Если официантов не устраивает зарплата пускай валят на улицу или мозгами ворочают. Это тоже типичный признак халтурщиков - заплати мне и я сделаю тебе хреново, а вот если ты еще сверху дашь тогда сделаю как надо. Дебилизм.

 
vdm
08.11.05 17:46

Если тебе жалко оставить на чай, значит ты либо жмот либо нищий, в любом случае сиди дома, а не ходи по ресторанам, кучу бабла сэкономишь

 
.sys
08.11.05 18:01

Поддерживаю vdm

 
.sys
08.11.05 18:01

Поддерживаю vdm

 
Bosse
08.11.05 20:40

В Австрии (имею в виду Вену) вообще нормальных официантов не осталось, может где то в шикарных местах они и улыбаются и торопятся обслужить (правда там не бывал), но в обыкновенных кафе и ресторанчиках наглые морды, как в Советском союзе, которые хамят да еще еле шевелятся... Если попробуешь указать ему на то, что он тормозит, охренеет и вообще пропадет с карточкой или сдачей... Какие в жопу чаевые! Им хочется по голове настучать за такие дела!

 
MrMister
09.11.05 01:06

А я ваще обычно гуляю на все что есть в кармане (до рубля). И на чай мне точно нечем платить.

 
cherry
09.11.05 01:42

Конечно нужно давать, если только было качественное обслуживание. например я, если меня обслужили отлично, не пожалею никаких денег, но если плохо, не оставлю ничего или оставлю ровно до копейки, несмотря на супер дорогой ресторан, как некоторые, которые считаю это особым понтом - положить на чай, с видом, что осчастливил целый мир,хотя на самом деле просто выпендривается перед другими им по сути все равно хорошо или плохо их обслужили!

 
maxim, Германия
09.11.05 02:42

"В Германии их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%"

что за бред сивой кобылы.!! сам подрабатываю официантом, в свободное от учёбы время. насчёт 10 процентов согласен, хотя после введения евро немцы стали скупится. но ни в одном заведение германии чаевые не включены в основной счёт!!!

некоторые ждут сдачи до последнего цента, аж противно.!!! а самое интересное , что в компаниях в несколько человек каждый начинает платить сам за себя. и начинаешь считать эти копейки!! бывает даже и такое , что муж платит за себф а жена за себа!!
вот так то!!
ps. приезжайте к нам в гости, и не забывайте о чаевых!!!

 
maxim, Германия
09.11.05 02:42

"В Германии их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%"

что за бред сивой кобылы.!! сам подрабатываю официантом, в свободное от учёбы время. насчёт 10 процентов согласен, хотя после введения евро немцы стали скупится. но ни в одном заведение германии чаевые не включены в основной счёт!!!

некоторые ждут сдачи до последнего цента, аж противно.!!! а самое интересное , что в компаниях в несколько человек каждый начинает платить сам за себя. и начинаешь считать эти копейки!! бывает даже и такое , что муж платит за себф а жена за себа!!
вот так то!!
ps. приезжайте к нам в гости, и не забывайте о чаевых!!!

 
maxim, Германия
09.11.05 02:43

"В Германии их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%"

что за бред сивой кобылы.!! сам подрабатываю официантом, в свободное от учёбы время. насчёт 10 процентов согласен, хотя после введения евро немцы стали скупится. но ни в одном заведение германии чаевые не включены в основной счёт!!!

некоторые ждут сдачи до последнего цента, аж противно.!!! а самое интересное , что в компаниях в несколько человек каждый начинает платить сам за себя. и начинаешь считать эти копейки!! бывает даже и такое , что муж платит за себф а жена за себа!!
вот так то!!
ps. приезжайте к нам в гости, и не забывайте о чаевых!!!

 
maxim, Германия
09.11.05 02:43

"В Германии их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%"

что за бред сивой кобылы.!! сам подрабатываю официантом, в свободное от учёбы время. насчёт 10 процентов согласен, хотя после введения евро немцы стали скупится. но ни в одном заведение германии чаевые не включены в основной счёт!!!

некоторые ждут сдачи до последнего цента, аж противно.!!! а самое интересное , что в компаниях в несколько человек каждый начинает платить сам за себя. и начинаешь считать эти копейки!! бывает даже и такое , что муж платит за себф а жена за себа!!
вот так то!!
ps. приезжайте к нам в гости, и не забывайте о чаевых!!!

 
maxim, Германия
09.11.05 02:43

"В Германии их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%"

что за бред сивой кобылы.!! сам подрабатываю официантом, в свободное от учёбы время. насчёт 10 процентов согласен, хотя после введения евро немцы стали скупится. но ни в одном заведение германии чаевые не включены в основной счёт!!!

некоторые ждут сдачи до последнего цента, аж противно.!!! а самое интересное , что в компаниях в несколько человек каждый начинает платить сам за себя. и начинаешь считать эти копейки!! бывает даже и такое , что муж платит за себф а жена за себа!!
вот так то!!
ps. приезжайте к нам в гости, и не забывайте о чаевых!!!

 
maxim, Германия
09.11.05 02:43

"В Германии их услуги включены в основной счет и составляют примерно 5-10%"

что за бред сивой кобылы.!! сам подрабатываю официантом, в свободное от учёбы время. насчёт 10 процентов согласен, хотя после введения евро немцы стали скупится. но ни в одном заведение германии чаевые не включены в основной счёт!!!

некоторые ждут сдачи до последнего цента, аж противно.!!! а самое интересное , что в компаниях в несколько человек каждый начинает платить сам за себя. и начинаешь считать эти копейки!! бывает даже и такое , что муж платит за себф а жена за себа!!
вот так то!!
ps. приезжайте к нам в гости, и не забывайте о чаевых!!!

 
experttt
09.11.05 03:36

Pro USA polnui PIZDEGGG, Ostavlyaesh* esli ponravilos*/vezde/, a na net i nixyya net, no korennue ostavlyaut lychshe/bogache/,no nado ylubit*sya. NALOGI s chaevuz NE PLATYAT, goda 4-5 nazad kkakoi-to xyz putalsya podnyat* vopros-vuletel iz senata na sledyushix vuborax,zarplata mizer

 


Последние посты:

Девушка дня
Итоги дня
Инженерный гений!
Ассорти
Пельменная ловушка
Нетфликс, готовая идея для бестселлера
Современные дети требуют современных методов воспитания
Свежие мемы и картинки
Роскошные женщины в 40
Мама зря влезла


Случайные посты:

Тайные сексуальные фантазии мужчин
Как я был сволочью
Девушка дня
Минутка чёрного юмора
Девушка дня
Лох не мамонт
Жлобский обычай и испанский стыд: что бесит свадебного ведущего
Тяпничные девушки
Ностальгическая эротика из девяностых
Фотоассорти








Feipiter.com