Зеркало



14 июля, 2009

Маленькая страна

Среди российских сериалов последнего времени вниманием критиков незаслуженно обойден один из самых популярных, и при этом, по глубине и многоплановости вполне сравнимый с пресловутыми «Твин пикс». Возрастной диапазон этого сериала поистине ошеломителен. Его смотрят буквально зрители всех поколений – от заставших времена до ВОВ до родившихся уже в путинскую эпоху. И при этом каждое поколение находит в нем свое.

Я думаю, фанаты сериала уже догадались, что речь идет о «Смешариках».

Одной из причин успеха фильма является использование уже многократно опробованного формата, при котором все серии объединены сквозным сюжетом с постоянными героями, но каждая серия повествует об одной законченной истории со своими завязкой, развитием, кульминацией и завершающим аккордом, часто неожиданным, но строго обусловленным логикой происходящего. И, наконец, в сериале есть та самая тайна, надежда на разгадку которой заставляет наиболее вдумчивых зрителей при появлении нового эпизода пристально вглядываться в экран, добавляя к уже сложившимся частям мозаики новые элементы, уточняющие или разрушающие предыдущую версию объяснения происходящего.

У меня тоже есть своя версия, которую я и собираюсь сейчас более-менее аргументированно изложить.

Для начала напомню самые очевидные «непонятности» сериала, начинающие бросаться в глаза при более-менее внимательном просмотре. На мой взгляд, уже простое их перечисление оставляет только одно объяснение. Впрочем, судите сами:

- Во-первых, не совсем ясно, где происходит действие фильма. Мы видим, что в Стране Смешариков в непосредственной близости присутствуют вполне узнаваемый лес средней полосы, пустыня с кактусами, теплое морское побережье, горы и луга. По одной из слышанных мной версий, в ландшафте и климате Страны Смешариков опознается Израиль. Однако многоснежная зима и отсутствие многочисленного населения путает все карты. Вообще, искусственность природы СС бросается в глаза. И в одном из эпизодов авторы фильма явно проговариваются. Однако, об этом позже.

- Во-вторых, довольно странно выглядит структура населяющего Страну социума. Для начала - никто из действующих лиц не имеет семьи. Можно было бы, конечно, предположить, что четверо из пяти взрослых сфероидов – убежденные холостяки (кстати, на примере Пина, откровенно страдающего от отсутствия у него собственных детей, мы видим, что это далеко не так), кроме Бараша, который, не совсем еще взрослый и явно неравнодушен к Нюше. Но вот отсутствие родителей у смешариков-детей более-менее естественными причинами объяснить уже достаточно сложно. Причем, эту очевидную тему никто из персонажей никогда не поднимает. Видимо, детям причина известна, а взрослые стараются их не травмировать тяжелыми, а возможно и трагическими воспоминаниями. Заметим также, что гендерный состав сообщества сильно разбалансирован. А любовь всех без исключения действующих лиц к единственной девочке (Нюше) носит почти истерический характер. Ну и, наконец, ни про кого неизвестно, чтобы они были уроженцами Страны Смешариков. Похоже, все здесь «пришлые».

-В-третьих, отдельно коснемся экономики СС. Заметим, что между членами сообщества совершенно отсутствуют товарно-денежные отношения. Это коммуна, киббуц (еще один привет «израильской» версии). При этом основная часть (а, на самом деле вся совокупность) необходимых услуг оказывается членами сообщества друг другу. В коммуне есть врач и кулинар (Совунья), весьма разносторонний ученый-естественник, компьютерщик и преподаватель (Лосяш), высококлассный техник и инженер (Пин), садовод и огородник, обеспечивающий жителей Страны Смешариков свежими овощами и фруктами (Копатыч). Дети в производстве товаров и услуг на постоянной основе не участвуют («поэта» Бараша в этом отношении, видимо, тоже надо отнести к детям). Также в прямом смысле этого слова не работает «аристократ» Каркарыч (хотя бы по этой причине к этому персонажу стоит приглядеться более пристально). Однако, при всей этой кажущейся самодостаточности, очевидно, что продукция промышленного производства в Стране Смешариков «внешнего» происхождения. Особенно настораживает тот факт, что в целом ряде случаев вышедшие из строя устройства нечем заменить (вспомним эпизод «Телеграф», когда после поломки всех аппаратов новые оказывается взять негде, о закупке речи не заходит, и, похоже, все знают, почему).

- В-четвертых, одна из самых интересных тем – это взаимодействие общества смешариков с внешним миром. На первый взгляд кажется, что такая связь есть. Вроде бы Лосяш принимает какие-то радиосигналы (эпизод «Нобелевка»), Нюше откуда-то присылают журналы мод, а однажды – целый рояль. Но роковым образом все якобы «попытки» действующих лиц выехать из Страны Смешариков по разным причинам или под разными предлогами срываются. Это более чем странно, учитывая то, что у смешариков есть чуть ли не все представимые средства передвижения, вплоть до подводной лодки и «космического корабля» Пина. Единственное исключение - "сын" Пина робот Биби, но даже если верить малоправдоподобной информации о посещении им других планет, ни о каких его контактах с жителями Земли ничего не известно. Космическое путешествие (бывшее ли на самом деле?) Пина с двумя безответственными приятелями Крошем и Ежиком также выходом за пределы Страны Смешариков можно считать весьма условно, так как с другими землянами они не встречались. Наконец, на всем протяжении эпопеи оттуда в Страну Смешариков попадают только два довольно странных персонажа - макабрический клон Лосяша и мелкий жулик Мышарик, которого видит только Нюша, и в этом смысле он ничем не отличается от явно нереального Черного Ловеласа. Не знаю, стоит ли подчеркивать, что нет никаких признаков, чтобы смешарики отправляли бы что-то из производимого ими во внешний мир. Похоже, это делать незачем, а, скорее всего, и некуда.

Думаю, после всего перечисленного все уже ясно. Нам показывают относительно благополучный кусочек пост-апокалиптического мира, а Страна Смешариков – это очень обширное замкнутое убежище, предназначенное для проживания в нем выживших. Скорее всего, судя по размерам, убежище было рассчитано для значительно большего числа обитателей, но обстоятельства катастрофы помешали остальным потенциальным «резидентам» до него добраться. В одном из эпизодов сериала природа объекта «СС» открывается прямым текстом, когда Ежик с Крошем достигают на лодке «конца мира», и «море» неожиданно заканчивается, под геометрически правильным прямым углом обрываясь вниз.

Описанный профессиональный состав взрослых наводит на мысль, что они были специально собраны и помещены в убежище загодя для подготовки его к рабочему функционированию, и только дети оказались там случайно, перед этим лишившись родителей. Кстати, как раз по детям можно довольно точно определить, сколько времени прошло с момента катастрофы. Судя по поведению и степени самостоятельности Крошу, Ежику и Нюше около четырнадцати лет. Барашу, видимо, в районе семнадцати. И как раз по нему проходит граница между жизнерадостными детьми и явно нервно и психологически нездоровыми взрослыми, которым в этом смысле Бараш, увы, брат по несчастью. Вернее всего предположить, что младшие дети в момент катастрофы были еще настолько малы, что мало что смогли понять, но на тех, кто был хотя бы чуть постарше, происходяще обрушилось во всем его ужасе. Таким образом, Конец Света случился десять-двенадцать лет назад.

«Нефункциональный» Каркарыч, явный руководитель колонии – скорее всего, владелец убежища, спонсор и организатор проекта по его постройке. Он, кстати, из взрослого населения колонии выглядит и наиболее психически устойчивым, в отличие от других взрослых, которые часто проявляют признаки нервных расстройств и меланхолии. Здесь можно вспомнить и совершенно ненормальные грезы Лосяша о том, что он бабочка (эпизод "Лосябочка"), и его видения инопланетян с Плутона. И попытки Копатыча покинуть колонию в наркотическом бреду (эпизод "Мед"), чуть не закончившиеся его гибелью. И многочасовой ступор Совуньи после гибели ее книги записей, содержавшей алгоритмы решения больших и мелких проблем, возникающих в специфических условиях Страны Смешариков.

Особенно трагичен образ главного механика и инженера Страны Смешариков - Пина. На нем лежит самая тяжелая и ответственная функция – поддержание ВСЕХ механизмов Страны Смешариков в рабочем состоянии. Нетрудно догадаться, что при этом речь идет не только и не столько о «подводной лоде», утюгах и часах, а обо всей системе жизнеобеспечения «космического корабля», которым является сама Страна. В этом контексте становится понятна его истерика после падения метеорита (эпизод "метеорит"), а также психологически объяснимо, почему он, создав почти невероятное по совершенству искусственное существо - Биби, не наделил его речевым аппаратом (эпизоды с Биби). Ведь он создавал сына по своему образу и подобию, а ему самому, похоже, обо многом приходится молчать, чтобы помогать поддерживать тщательно культивируемое беззаботное настроение у остальных жителей колонии.

Смешарики поддерживают для себя и друг для друга иллюзию связи с несуществующим, или, по крайней мере, недоступным, внешним миром. При этом стоит заметить, что малейшие признки появления тоски по внешнему миру пресекаются всеми возможными способами. В этом смысле показательны два эпизода ("Мисс Вселенная" и "Нобелевка"), в которых сюжет раскручивается примерно одинаковым образом: сначала один из персонажей (в одном эпизоде Нюша, в другом - Лосяш) мечтает о том, какие возможности для самореализации, славы и успеха создал бы для него "внешний мир" (существуй он на самом деле), но затем какие-то обстоятельства дают герою понять, что наилучшим местом для его душевного равновесия может быть только Страна Смешариков и замечательное общество, сложившееся в нем. Катастрофа при этом не упоминается. Однако, в эпизоде "Мисс Вчселенная" Каркарыч проговаривается, торжественно объявляя об отделении Вселенной Смешариков от остальной Вселенной. В его заявлении, правда, это отделение преподносится как собственный выбор смешариков, но тут уже вспоминается басня о лисе и винограде.

Чтобы не сойти с ума, персонажи фильма играют в Страну Смешариков, придумывают для себя и детей «звериные» имена, и более или менее терпеливо ждут, надеясь на благополучный исход в обоих смыслах этого слова.

А пока сериал продолжается.

http://andronic.livejournal.com/396490.html

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть



Комментарии
зшщ
14.07.09 15:25

1!

 
зшщ
14.07.09 15:26

Вот жеж хуйня! Не буду четадь.

 
Thuriel
14.07.09 15:35

Жесть пиздец, смешариков-то уже за что?..

 
дапохуй
14.07.09 15:37

Сцуко,графоманы ебаные! Это же надо было столько букаф нахуярить про каких-то смешарикофф...
Не буду четадь!

 
Koka
15.07.09 07:26

ага ..... гавно полное ...

 
sd
15.07.09 14:22

Бля, ну автор и долбоеб. Еще бы проанализировал окружение микки мауса с позиции мирового массонского заговора.
Мультик для детей делался. Нарисовали сначала бюджетно под хороший сценарий, потом вроде пошло-поехало, стали еще людей подключать и сценаристов в том числе. Благо мультик детский, да и интеллигенции в Питере полным-полно, чтобы не превратить его его в подобие диснеевских. Хорошо хоть удается хоть какой-то стиль выдерживать в таком большом проекте...

 


Последние посты:

Ура, пятница!
Эхх, школьные годы чудэсные
Девушка дня
Итоги дня
Соседи
Ассорти
Что происходит с ценами на услуги?
Лето все ближе
Неплохо устроились
Мда уж...


Случайные посты:

Про знакомства 35+ в онлайне глазами взрослого мужчины
Парад на Красной площади 9 мая 1985 года
А во сколько люди взрослеют?⁠⁠
Как я работал в морге
4 причины, почему женщины редко знакомятся первыми
Истории из тайской тюрьмы
Ленин и бревно
Все уже было
Все ли нормально с молодыми людьми
Невыдуманная история из жизни начинающего фотографа








Feipiter.com