Зеркало




16 сентября, 2011

ЧасИксУалисты

Один из самых наболевших у современника вопросов звучит так: почему книжки, музыка и фильмы в последние годы стали такими скучными и предсказуемыми?

Ответ очевиден: именно скучная культура востребована сегодня изнывающими от скуки массами современников. Несмотря на явную парадоксальность, никакого противоречия тут нет. И об этом стоит рассказать подробнее – поскольку такой невинный с виду симптом, как скучность масс-культа, скрывает куда более серьезное заболевание.

Начнем с того, что сегодняшний средний покупатель новой книжки и посетитель кинотеатра есть веслоногий офисный рачок большого города, чья жизнеобеспечивающая функция – рассказывать телефону о предлагаемых компанией позициях.

Это занятие, сопровождаемое выращиванием воображаемого огорода и стрельбой птицами по свиньям, несколько похоже на конвейер столетней давности – но, в отличие от конвейера, на нем ничего не производится. Вернее, основной чушкой, подвергаемой постоянной фрезеровке в ходе этого занятия, является сам офисный современник. Он ведь уже давно не винтик механизма, производящего нечто. Стать винтиком и превратиться в Давателя Конкретного Результата – его большая и светлая мечта. О мастерах, которые спрыгнули с оклада и работают за процент, в его биоте рассказывают легенды с придыханием. В реальности же он – бубнящий и выбегающий курить предмет обстановки.

В случае чего он загоняется и сдается в аренду оптом — вместе с массой других телефонных обезьянок. Госту подвергаются даже произносимые им слова и их порядок. Говоря откровенно, этот тип современника и существует-то главным образом потому, что экономический процесс сегодня принято упаковывать в бубнеж т.н. менеджеров по размещению заказов.

Вследствие рода деятельности его духовный мир – не похож на духовный мир какого-нибудь гофманского конторщика двухсотлетней давности. Как ни странно, современный конторщик не бежит от реальности в сверкающие миры. Применительно к нему глупо говорить о каком-либо эскапизме. Напротив, дух его, в реальности не живущего вообще, – мечтает сбежать назад, из своего искусственного пространства, и из телефонирующей стандартной чушки превратиться в настоящего человека. Достаточно взглянуть на то, как увлеченно рассекает он каждый день виртуальные заросли на потном мустанге, стремясь на бой во имя великой справедливости – и станет ясно: он мечтает быть человеком. Он хочет броситься в бурные воды жизни, трудиться до седьмого пота, воевать и умирать за что-нибудь серьезное, хочет стоять в полный рост посреди мира и взвалить на себя ответственность за его судьбы.

Трагизм его положения, однако, заключен в том, что при этом он физически остается веслоногим клерком – запуганным пятящимся существом с глазами на стебельках, у которого от самой мысли о рискованной ответственности начинает болеть голова.

В итоге, чтобы его не разорвало изнутри диалектическим противоречием – измученный тоской по реальности современник интуитивно, но в массовом порядке набредает на компромиссную идеологию. Её мы можем смело назвать «Часиксуализмом» (от словосочетания «Час Икс»).

Суть этой идеи, коротко говоря, в следующем.

Однажды – внезапно -- грянет гром. Блеснет молния. И часиксуалист поймет, что его Время Настало. Офисные рачки ударятся оземь -- и из возникших на их месте зеленых облачков выйдут суровые каратели в брезентовых куртках. Редакционные бездельники обернутся железными конармейцами. Завскладами превратятся в отряды самообороны – и вместе они отстроят заново тот рухнувший мир, в котором их десятилетиями заставляли жалко влачить.

Тот факт, что этот мир вот-вот рухнет, отметим – в рамках часиксуализма не подлежит сомнению: видите, как мир кренится? Упал очередной самолет, убита студентка, мать с детьми выгнана на улицу. Это же явно первые ласточки, первые раскаты, первые звоночки. Пора затаиться и выждать. Спасать мировое здание, пока оно в таком опасном наклоне, разумется, бессмысленно. Надо дождаться, когда оно рухнет – и тогда увидите, как здорово мы заново построим его из спасенных кирпичей.

Таким образом часиксуалист убивает дуплетом оба проклятых вопроса – «тварь я дрожащая или право имею» и «быть или не быть». Он отвечает им решительное «Имею! Быть! Но не сейчас».

Внутренний мир часиксуального современника больше всего напоминает анекдотический брежневский застой, устроенный себе самому. В роли пустоглазого инструктора из райкома, сообщающего о неопределенной продолжительности временных трудностях на пути к коммунизму – выступает сам часиксуалист. В роли слушателя, тоскующего в очереди за дефицитом – он же.

Вернемся к масс-культуре. Главное требование, предъявляемое этими сослагательными героями к произведениям – убеждать их, что Час Икс еще не наступил. Ибо его функция вообще не в том, чтобы наступать на самом деле – но в том, обезболивать текущее состояние часиксуалистов.

Поэтому потребляемое современными часиксуалистами произведение может – и даже должно – уверять зрителя и читателя, что Час Икс близится.

Оно может и должно уверять его: когда Час Икс грянет – он не растеряется.

Но ни в коем случае это произведение не должно говорить, что ему, зрителю и читателю, уже пора превращаться в действующего человека. Уже пора начать реализовывать свои принципы. Уже строить то будущее, которого он так ждет. Такое произведение, чего доброго, изменит его, перепашет и отрежет пути к отступлению – а это со стороны произведения было бы подло.

Часиксуалист, если можно так выразиться – своего рода антифауст: он готов продать душу дьяволу, чтобы его мгновение стояло где стоит и не приближалось.

Поэтому в книжках, песнях и фильмах, потребляемых им в диком количестве, мы наблюдаем одни и те же т.н. вечные сюжеты, в которые, чтоб не наскучило, упихивают все больше спецэффектов. Компании любопытных подростков пачками пожираются в заброшенных домах, пучеглазые забавные клерки находят свое счастье на южных пляжах, девушки глубоко за двадцать восемь попадают в бодрящие неприятности, чтобы на последней странице быть обнятыми необоснованно страстными шатенами.

Во всем этом потоке есть один общий элемент: отсутствие прямого обращения к зрителю или читателю с каким-нибудь призывом. С читателем сегодня, как правило, вообще не разговаривают: ему показывают набор трюков, который по определению никуда не зовет. А поскольку других способов выйти из однообразия «вечносюжетности» нет – часикесуалисты, не желающие, чтобы их дергали, вполне дружно предпочитают скучать. И, разумеется, жаловаться на то, что искусство деградировало.

В этой деградации они видят приближающийся Час Икс. По-своему замечателен тот факт, что они правы -- ибо именно они тщательно стараются приблизить его всеми силами.

Авраам Покой

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть

Комментарии
myasnik
16.09.11 15:22

Йазва, повторяю вопрос: ты че, в Краснодарском крае отдыхаешь?

 
myasnik
16.09.11 15:23

По сабжу: помбол окончательно ебанулся - в пятницу, после обеда стока букв... Не читал.

 
Клaйпед
16.09.11 15:24

хто-хто?!

 
Старпом
16.09.11 15:27

Нечетал

 
Клaйпед
16.09.11 15:31

мессия!пророк!!!где взять билеты на выступления автора?у меня после его прочтения бородавка рассосалась!идиот...

 
йазвочко
16.09.11 15:35

Мясник.. ну де спросил, там и жди ответа.. снова по всем постам растаскиваете.. упиздовала на море

 
Клaйпед
16.09.11 15:52

size 60Kb
 
Ra
16.09.11 16:32

Аминьхуй!

 
abdula
17.09.11 15:52

ЧасИксУалисты плин, а мну думал будет ЧАСИК У АЛИСТЫ (((

 


Последние посты:

СТОПКАЧ
Пришёл, увидел, нахамил
А КАМАЗ то я и не заметила
Как меня "деликатно" приглашали на работу
Визуализация когнитивного диссонанса на фоне растущей энтропии
Счастливый день
Дал порулить
Как Никитка ограбил квартиру
Причудливые японские общественные туалеты
Погода стала лучше


Случайные посты:

Будущее наступило
Дал порулить
Очерки врача-комбустиолога
Потому что доброту и вежливость воспринимают за слабость
Занял денег — потерял друга
Клоуны
УК
Все на выборы!
Покайся!
Колористика