Зеркало



17 апреля, 2018

Как голубика изменила мою жизнь

Начало 90-х. Батя отправился на вахту под Иркутск. Вахта ожидалась долгая, на несколько лет, поэтому матушка недолго думая, собрала нас с сестрой в охапку и отправилась за ним. Страна превратилась в большой театр, в магазинах было пусто, работы не было от слова "совсем", поэтому сейчас, я прекрасно понимаю решение матери.

На месте, строительной организацией, было принято решение построить полноценный вахтовый поселок, с домиками на две семьи и огородом, медпункт, магазин и в первую очередь дет сад, почти все мужики приехали с семьями и в каждой было по 2-3 ребенка. Всю эту кричащую толпу киндеров надо было куда девать, так как женский труд на предприятии тоже требовался.

Батю назначили комендантом поселка и по совместительству председателем, так как поселок больше напоминал деревушку европейского стиля со всеми удобствами. Одна улица и абсолютно одинаковые дома. Во главе улицы детский сад, рядом магазин, больничка и потом дома, чтобы было удобно при заборе детей, зайти по пути за продуктами и лекарствами.

Вокруг были сотни километров тайги, плавно переходящей в тундру.

Предприятие занималось прокладкой ЛЭП и дорог к чему то очень таинственному в тайге, нам мелким не рассказывали, да и нам было наплевать.

Наш дом был первый справа, соседи были отличными людьми, так же прибывшими из ебеней как и мы, за лучшей долей. Был у них сынок - Серега. Он мне стал лучшим другом, вместе мы выдумывали себе занятия на грядущий день, плечом к плечу воевали с соседскими собаками, и так же вместе ходили по утрам в садик и обратно, материнский контроль нам не требовался, потому что мы были в зоне прямой видимости.
Деревня наша жила самостоятельно, все продукты выращивались на огородах, мясо и молоко хрюкало и мычало в стайках, хлеб пекли в пекарне, остальное давала тайга, требовались только стратегические продукты (соль, сахар, спички и лекарства) за которыми раз в 2 недели на большую землю уезжал уазик. Вообщем государство в государстве, телевизоров не было, радио и газет тоже, да и некогда взрослым было, с утра до вечера они были на работе, а после на огороде.

На момент событий мне было 7 лет, отчетливо помню те дни, так как моё др приходится на разгар лета, как раз на время сбора голубики и на подходе был 8й год моего пребывания на планете. По долгим разговорам родителей и соседей на кухне, я делал выводы что грядут перемены и не прогадал, потому что вскоре родители рассказали нам с сестрой, что стройка заканчивается, и надо либо возвращаться в наш большой город, либо оставаться тут.Скажу сразу, по причине возраста я был готов на любые подвиги и переезды, лишь бы мне только разрешили взять с собой любимую деревянную машинку и друга Серегу.

В очередной день, мы с Серегой как обычно вышли из садика, люто споря, что хвост без ящерицы не может жить долго, а дергается он только потому, что нервный))) Домой идти не хотелось, а хотелось вкусненького, из вкусненького в наших краях было только варенье (оно под замком в погребе), морковка ( еще не созрела) и голубика в лесу(в свободном доступе). Решение принято - идем за ягодой. Забежали домой, поели, переоделись взяли ведра и комбайны ( совки для сбора голубики) и двинулись в тайгу. Много раз родители запрещали нам ходить в лес одним, но мы их не слушали, ведь в лесу так хорошо, тихо и много всего интересного.

Процесс шёл быстро, поляна нам давно была известна и ягоды там было море. В первую очередь, мы набили животы, причем набили так плотно, что меня вырвало и процесс пришлось повторить. Потом начали заполнять ведра, прекрасно понимая, что получим знатных люлей от родных, но надеясь, что два полных ведра ягоды растопят сердца взрослых и они нас начнут кружить на руках ,крепко обнимать и громко повторять:- "Наш добытчик!!". С ведрами всё было не так гладко, они никак не хотели наполняться, они только становились тяжелее и неудобнее. На экстренном совещании, было принято стратегическое решение, пересыпать всю голубику в одно ведро, вставить ведро в другое и шагать к дому.

Темнело.

Знакомая, до свиста в ушах, поляна стремительно превращалась в непролазную тайгу. Бойкое настроение не покидало нас, мы были уверены, что движемся в правильном направлении, и скоро уже увидим знакомые огоньки от окон нашего поселка.

Стемнело.

Я не знаю как это описать, но я никогда не забуду тот момент, когда отличное беззаботное настроение, вдруг резко превращается в истерику, по моим ощущения мне понадобилось секунды три. Именно столько времени у меня ушло на осознание того, что нам хана, когда мы перешагнули знакомый вроде холмик и вместо огоньков, увидели ручей. Это чувство, как будто тысячи иголок разом втыкаются в твое тело, а в глазах резко темнеет, до полной темноты. Незабываемо.

Вдоль нашего поселка протекала маленькая речка, даже ручей, с очень быстрым течением, мы знали его наизусть, знали силу потока и температуру воды, потому что регулярно пытались покорить его, но это был не он!

Серега взвизгнул, я молчал, мы оба поняли, что заблудились.Было собрано второе экстренное совещание за день, на котором было принято второе стратегическое решение - найти самое большое дерево, сесть спинами к нему, взяться за руки и ждать утро. Так и сделали. Ночи были теплые, комаров почти не было ( может вы замечали, но летом бывают периоды, когда комаров ну просто дохрена, а потом резко на неделю-две они пропадают, и потом опять по новой) вот мы видимо и попали в один такой комариный просвет. Помню мы болтали с Серегой всю ночь, обо всем, и наконец закончили спор о хвосте ящерицы. Это была моя первая бессонная ночь в моей жизни.

Как только начало светать, мы решили побыстрей вернуться домой. Вернулись обратно к холму и ручью, осмотрелись, настроение падало, так как место было совершенно незнакомое, пошли в обратном направлении к поляне, по тому же пути как пришли сюда вечером. Ведро с голубикой тащили уже вдвоем а не по очереди, по очереди несли второе ведро с комбайнами. Голубику ели полными кулаками, потому что жутко хотелось есть и пить, да и впереди была поляна, на которой мы быстренько пополним запасы. А её все не было.

Серега начинал потихоньку гундеть, я был полон сил и уверенности, что мы с легкостью пройдем это испытание, а потом буду взахлеб рассказывать родителям про наше приключение! -"блин, родители......меня же убьют" -проскакала мысль в голове и ускакала. Сереге решил не напоминать про родителей, потому что на него и так было больно смотреть. К вечеру было принято решение все таки вернуться к ручью и пойти вдоль него по течению, пошли к ручью. А его всё не было.

Темнело.

Стволы сосен опять начинали приобретать зловещий вид. Шли вдоль опушки, так как в чащу заходить было страшно, заметили необычный холмик, подошли и им оказалась землянка охотника, самая простая, без удобств. Простая яма в земле, сверху уложены бревна и замазаны глиной на которой давно уже растет трава, перед землянкой было две грядки на которых рос щавель (тоже безумно вкусная штука, если в меру) на полу было устелено сухой травой, была соль и сахар. Вместо двери, был лаз, который закрывался квадратным подобием калитки из толстых веток. Короче рай посреди тайги. Наши детские мозги приняли, как мы думали единственно верное решение, остаться тут и ждать. Потому что ноги уже не могли ходить, да и куда идти мы уже давно не понимали. Перекусив голубикой и зажевав щавелем, забрались в землянку и вырубились.

Следующие два дня, были как один, нашли маленький ручеек неподалеку с невероятно вкусной водой, доели голубику, от щавеля тошнило. Серега несколько раз плакал, я же кайфовал, мне было настолько хорошо в лесу, от этой звенящей тишины и от непонятных резких звуков то ли зверей, то ли еще чего, кружило голову. На пятый день и мне захотелось плакать, вдруг резко стало не по себе, а что если никто не найдет нас, самим идти куда то было страшно. Вообщем я сел рядом с Серегой на грядку с щавелем и тоже заплакал ... во весь голос как только мог (вот сейчас сижу, взрослый мужик, печатаю, а у самого слезы наворачиваются, как вспомню). И вот в таком виде нас нашли взрослые, мой батя ,батя Сереги и три мужика с поселка, не помню как их зовут. Батю не сразу узнал, потому что он резко поседел.

Из рассказа бати.

Искали всем поселком три дня и три ночи, на второй день отправили машину в ближайший ПГТ за помощью, на четвертый день охрипли, и кричать уже не могли, лишь стучали палками об стволы деревьев и изредка стреляли в воздух.На поиски стали уходить только мужчины, женщины искали только в пределах поселка. Работа предприятия встала полностью. На пятый день остались только пятеро, потому что как рассказал батя, была в наших краях установка, если грибник или просто алкаш уходили в лес без оружия и еды, то после 4х суток их прекращали искать, так как вероятность, что их задрал медведь приближалась к 105%.

Матушка,меня, кабана держала на руках наверно час и не отпускала и все время плакала, только тогда я понял насколько всё было серьезно, медведей у нас правда было много и они частенько заходили в поселок, особенно по весне. Но из людей в самом поселке никто не пострадал,только несколько собак, поэтому их не трогали.

Уже через несколько дней мы грузили вещи в батин камаз и уезжали на родину в город. У меня в руках была моя машинка, с Серегой мы даже не попрощались, он был весь грустный и лишь смотрел на нас из-за забора.

При чем здесь голубика?

За несколько дней до нашего квеста, родители решили, что остаются тут на ПМЖ, будут валить лес всем поселком, обрабатывать и продавать. Но наш с Серегой поход резко изменил их планы и мои решили вернуться в город и начать с нуля, за главного в поселке остался Серегин батя и по совместительству друг моего бати.

Пы.сы. В середине нулевых, мы с друзьями поехали на машинах на Байкал, я специально поехал один на своей машине, чтобы на обратном пути сделать нехилый крюк и заехать в наш поселок.Лучше бы я этого не делал. То, что я увидел напоминало апокалипсис, подъехав к нашему дому, сразу обратил внимание, что садика нет (как оказалось разобрали на дрова). Матушка Сереги рассказала, что они уехали с батей на сенокос и их не будет почти месяц, это радовало, потому что увидев знакомых пацанов я подошел к ним и они меня даже не узнали, сидели под забором, с абсолютно пустыми глазами и бледными лицами. Вместо слов, что то бормотали себе под нос и не могли встать. Под кайфом. А раз Серега на сенокосе, значит наверняка он не поддался соблазну и всё с ним хорошо. Я оставил свой домашний номер и сотовый, но мне так никто и не позвонил, номера давно сменились, да там и связи то нет,скорее всего до сегодняшнего дня. И неизвестно, что было бы со мной, останься мы там на ПМЖ.

Серега, если ты прочитаешь данный пост, то сразу меня узнаешь, потому что такое не забывается. В этом году опять собираюсь на Байкал, и обязательно к вам заеду, так что сиди и жди, дай бог, чтобы ты был жив-здоров. Хотя кому я это пишу - связи то там нет.
Пыпы.Сысы: Кустик голубики живет и плодоносит почти 100 лет.

Posted by at        






Советуем так же посмотреть