Зеркало



29 марта, 2019

Из жизни нефтяника

Я работаю инженерно-техническим работником среднего звена в одной из трех крупных нефтяных компаний РФ. В профессию попал случайно. Пришел в институт, посмотрел, где меньше конкурс на бюджетные места — туда и подал документы. Так, волею случая, связал себя с нефтянкой.

В нефтяных университетах, колледжах и учебных центрах деньги крутятся нереальные, никто не хочет учиться — все хотят только сидеть, ничего не делать и получать зарплату. Профессию надо с умом выбирать — у меня много историй о таких стажерах, которые поступают на заочку и идут работать в нефтянку — стаж набрать.

Был у нас один случай: стажер, отработав пару-тройку дней, молча собрал вещи и просто ушел. В поле. Зимой. До ближайшего города километров 50 было.

Если хотите связать свою профессиональную деятельность с нефтянкой — посмотрите на сайтах с вакансиями в крупных компаниях что да как, чтобы определиться на кого пойти учиться. Так я за 4 года прошел от помощника бурильщика до главного специалиста. Это самый настоящий курс молодого бойца: начинать с помощника или оператора.

Сам попал в большую организацию по звонку: висело резюме, мне позвонили, сходил на собеседование, заполнил анкеты, затем проверки и медкомиссия.
Нефтянка, после шахтеров, — самое опасное производство, с кучей нюансов и мелочей, которые если сам не поймешь, будет трудно. Геморрой, сорванная спина, простуды постоянные, хождение в туалет по большому с кровью — стандартное приданое нефтяника-работяги. Мне посчастливилось взять только часть из вышеперечисленного богатства болезней.

Две самые большие проблемы для природы — разливы технической жидкости и создание новых кустов [где находятся скважины]. Первая проблема может иметь большие техногенные последствия, а создание новых кустов чревато повреждением плодородных слоев.

Один знакомый эколог рассказывал случай из своей практики: работая на севере, он видел разлив нефти, конец пятна которого уходило далеко за горизонт.
У нефтяника есть три беды — это ГНВП (газонефтеводопроявление — когда пласт выталкивает техническую жидкость из скважины вверх, словно фонтан), медведи и стажеры. На севере очень много случаев, когда медведи приходят в бригады. И не всегда просто приходят. Чаще всего дело заканчивается плачевно — видел разные фото с ужасающими последствиями. А так, чаще всего видел лосей, лис, косуль, зайцев, волков — которые тоже нет-нет да хотят подкрепиться из мусорок.

Был случай, когда человек пошел в туалет, сел (туалеты в бригадах сделаны по принципу "очка" — садишься на корточки), его орган свис, и в этот момент к нему под кожу заполз клещ. Благо, что не энцефалитный был, все обошлось.
Большие организации постоянно устраивают "зеленые дни" — облагораживают леса, пляжи, деревни — места, рядом с которыми проходят работы.

Работа. Это, наверное, будет самое интересное.

Задачи, как это бывает, строятся по принципу "лишь бы отчитаться в головной офис". Более того, часто оказывается, что отчитаться надо было еще вчера.

Плюс работы — это, конечно, зарплата и стабильность. График обычный — 5/2, не нормированный. Могут вызвать ночью и в выходные.

Зарплаты сейчас, как бы это печально не было, застопорились и стоят на месте. Все зависит от конторы и территориального места работы. У нас помощники бурильщика и операторы получают 25-40 тысяч рублей, сами бурильщики — 35-55, мастера где-то 40-70.

В больших компаниях, конечно, она больше, но и груз ответственности и обязанностей больше: инженер среднего звена с опытом работы 3-5 лет может получать от 70 до 150 тысяч — это я говорю про большие организации, вроде "большой нефтяной тройки" (Газпром, Роснефть и Лукойл), но не касаемо Москвы и Санкт-Петербурга, там уж ценники совсем другие.

На аналогичных должностях люди за границей получают в разы больше денег. В большие разы... У них ценится труд нефтяника, а у нас нет. Еще у нас цены растут, жизнь меняется, а зарплата в нефтянке остановилась в районе 2005-2007 года.

Со слов старого нефтяника, давным-давно он, работая помощником бурильщика и приезжая домой с вахты, мог позволить себе пару больших покупок (вроде холодильника и телевизора), жене — сапоги-туфли, ещё и отложить, погулять хорошо да увезти часть назад. И при этом еще просто жить повседневно, как мы с вами сейчас живем. И это было реальностью.
В начале нулевых большая часть нефтяного бизнеса контролировалась бандитами. Сейчас, конечно, уже нет, потому что нефть же у нас "народная", оттого и контролируется государством. Хотя может где-то на далеком севере это еще есть, точно не могу сказать.

Когда работал помощником бурильщика — бурильщик рассказывал, как в те времена прямо на скважины подъезжали ребята на "прадиках" [Toyota Land Cruiser Prado] и спрашивали есть ли нефть в емкостях, а затем покупали её сразу у мастера за какие-то копейки по тем временам, потому что отказывать было не принято. Да и у этих ребят обычно были карты постоянных покупателей в виде автоматов на задних сидениях.
Еще и контроля такого [как сейчас] не было. Сейчас, кстати, если найдут врезку где-нибудь в трубопроводе, то это сулит большими проблемами для врезчика — в лицах ФСБ, МВД, Прокуратуры и других ведомств. С этим лучше не шутить.

На эту работу, как и везде, стараются засунуть «своего» — кто-то из дружеских соображений, а кто-то из-за половых отношений. Только иногда эти люди настолько пустыми бывают... Вот что с него взять, если он никогда не работал в этой сфере или должности?

Бывали случаи, когда в организацию привозили людей с красными дипломами, которые из сферы нефтянки видели только изображение станков-качалок.
И вот такие люди управляли целыми организациями, а способные мужики всю жизнь "погибали" в полях, потому что места то заняты уже.

Про безопасность.

Нефтяная отрасль только-только начинает нормально развиваться. И с оглядкой на западных гигантов, точнее сказать — заимствованием идей развития у них. Что у них уже давно обкатано и работает, у нас только-только начинают вводить. Но лучше поздно, чем никогда, верно?

Самая главная опасность в нашей сфере — это то, что убить человека может даже болтик.

Бывали случаи на буровых, когда незакрепленный болт размером со средний палец падал с высоты, пробивал каску и убивал человека.
Основные причины травматизма — это человеческий фактор и халатность. Люди в угоду безопасности не исполняют правила по следующим причинам: "надо сделать быстрее, мы не успеваем по графику" и "я так тысячу раз делал, ничего не будет". Только и то, и то заканчивается, как показывает практика и статистика, плачевно.

Первая причина всегда обусловливается тем, что "если не выполню план, то меня уволят, а у меня дети и ипотека" — только вот я никогда не слышал, чтобы человека увольняли за то, что он соблюдал технику безопасности. А про вторую причину... Пожалуй, просто приведу пример.

Был давно случай, когда бригада только заехала на скважину перед ремонтом, надо было вытащить кабель из-под блинов фонтанной арматуры. Чтобы было проще понять: эти блины сделаны по принципу штанги в тренажерном зале, только ставятся друг на друга вертикально. Вся конструкция скважины висит на крюке подъемного агрегата, который используется для ремонта. Ее вес доходит до 40-50 тонн. Так вот, поднимают один блин, чтобы можно было осмотреть кабель и найти причину отказа оборудования, а помощник бурильщика рвется руками в это пространство между блинами (около 60-80 см), его мастер с супервайзером окликают со словами: «Стой, ******, куда лезешь, ******* в ***, возьми приспособление». Он въехал, взял приспособление и спокойно оттянул кабель. Пока кабель осматривается, мастер с супервайзером уходят составлять бумаги. Последний через час уезжает оттуда. Отъехав примерно на 30 километров, получает звонок: чтобы протащить этот кабель дальше, помощник бурильщика вновь залез в то пространство между блинами, а в этот момент тормоза на подъемнике сорвались, и кисти рук зажало.
Что радует, так это то, что пить стали меньше. Раньше нефтяники, по рассказам старших мужиков, печень оставляли на вахте. И это так. Сейчас же организации стали наказывать штрафами алкоголиков, вплоть до увольнения, конечно. Люди стали понимать, что с такой "статьей" выбор будущей работы сильно сокращается. Даже новая трудовая не поможет — сейчас очень многие работодатели качественно пробивают людей по предыдущим местам работы.

Руководители бывают разные. Есть те, кто сам всего добился — это адекватные люди, знающие все тонкости производства и принимающие рациональные решения. Но бывают и те, кого "привели". Это просто страх и ужас. А такой привел другого. Третий ещё одного, и вот их уже сразу несколько в руководстве. У них в голове кроме воздуха и странных мыслей ничего не возникает. Ну и, конечно, в рабочее время пообсуждать диски на свою машину, показать фотографии с отдыха и поныть постоянно о том, как они устают. Таких людей можно назвать "человек-outlook". Ведь кроме как писем и бумаг они ничего не стоят. Когда такие люди выезжают на производство, бывает очень смешно смотреть на них. Буквально полная пустота взгляда.

Это система всех больших организаций. И все это вредит производству. Другой человек впахивает и перерастает свою должность, может реально пользу принести, а на вышестоящем месте сидит маменькин сынок-мажорчик, который нефть ищет у себя в айфоне целый день. И потом, таким же как он, людям рассказывать о том, как он "устает на работе".

Вспоминая свое начало карьеры и эти вахты... Можно сказать одно: будет коллектив-семья — будет и работа. Люди разные попадались, и дурачки (реальные, со справками), и залетные, и студенты. Насмотришься всяких личностей.

Чтобы не озвереть, пацаны в игры играют (карты, нарды) и фильмы смотрят. Но чаще всего так за день устаешь работать по 12 часов (еще и в мороз, жару, ливень, снег), что сил остается поесть, помыться и лечь спать. А так быстро к такому привыкаешь.

Единственный плюс работы вахтой — отработал, уехал домой и никому ничего должен, можно спокойно отдыхать.

Как только стал работать в большой компании — количество телефонных звонков увеличилось. Все всегда звонят и говорят: "Когда ты меня к себе помощником устроишь?", таких уже человек 50 было. Хотя раньше я с этими людьми только "здрасьте — пока". Люди совсем не хотят развиваться, стремиться к чему-то, им хочется просто прийти и сидеть — ловить деньги с золотой трубы. Забудьте, так не бывает.

Что посоветовать тем, кто хочет связать свою карьеру с нефтянкой? Учите английский язык. Он нужен, чтобы работать в международных компаниях, что увеличит ваш оклад минимум на 50%. Постоянно развивайтесь и больше читайте. Я всегда брал литературу на вахту, читал в свободное время — очень полезно, если не лениться.

И я посоветую смотреть в сторону инжиниринга. Технологии идут по миру и не обходят стороной нефтянку — например, уже есть буровые без помощников бурильщика, все на автоматике. Смесь технической профессией, связанной с инжинирингом, и знание иностранного языка не оставит вас без работы и без заработка — причем отличных, да и мир можно посмотреть.

Самое главное — начать с малого, пережить некоторые трудности и все сложится, если есть голова на плечах. А так, хотелось бы всем пожелать оставаться не собой, а человеком. Спасибо.

Posted by at        






Советуем так же посмотреть