Зеркало



05 января, 2023

51 сексуальная девиация

1. Синдром неразличения сексуального объекта. Это полидевиантное расстройство, при котором сексуальное удовлетворение достигается с любым доступным сексуальным объектом или чем-либо его замещающим, а также посредством разных аномальных сексуальных действий (дети, старики, инцест, гомои гетеросексуальные объекты, животные, анализм, орализм, фетишизм с разного рода манипуляциями предметами, экскрементами и др.). Типична идентификация объекта сексуального влечения по разного рода случайным признакам, как это бывает при ложных узнаваниях, основанных на механизмах архаического мышления в связи с распадом сколько-нибудь дисциплинированных форм умственной деятельности. Наблюдается у душевнобольных, патологических и деградировавших личностей с расторможенностью полового влечения, т. е. со сниженным порогом сексуальной возбудимости и неконтролируемостью полового поведения.

2. Фетишизм. Синонимы: идолизм, сексуальный символизм, сексуальный парциализм. Объектом полового влечения при сексуальном символизме являются различные предметы (одежда, обувь и др.), при сексуальном парциализме — части тела, отсутствие таковых, физические уродства.

Манипуляции с сексуальными символами (поцелуи, ласки, вдыхание запаха, вкусовые ощущения) приводят к сексуальному возбуждению, оргазму либо последний достигается посредством воображаемого коитуса с владельцем соответствующего предмета или путем мастурбации с представлением в воображении хозяина вещи. Образ фантазии при этом как бы отождествляется с объектом влечения, что может указывать на нарушения самоосознавания.

Простого любопытства, восхищения фетишем и даже появления сексуального влечения для постановки диагноза фетишизма считается недостаточно, хотя очевидно, что речь идет лишь о разных фазах развития расстройства. Встречаются как бы маскированные формы сексуального символизма, когда мужчине, например, необходимо, чтобы партнерша во время коитуса надевала туфли, сапожки, перчатки или что-то еще, а женщине важно, чтобы партнер надевал очки, маску, был в майке черного цвета и т. п. Фетиши нередко меняются, как и объекты полового вожделения: вначале это могут быть платье, что-то из нижнего белья, затем какая-нибудь обувь, шляпка, галстук и т. д. Фетиши часто крадутся или приобретаются в магазине, нередко у пациента накапливается много вещей, которые в свое время служили символами объекта страсти или продолжают оставаться таковыми.

Так, в одном случае у фетишиста было обнаружено 40 пар женских туфлей, 50 ночных рубашек, 60 трусов, 14 бюстгальтеров. Я.Гашек описывает в «Похождениях бравого солдата Швейка» такого фетишиста — поручика Лукаша. При сексуальном парциализме объектом сексуального вожделения становятся части тела: волосы, грудь, губы, усы, борода и др. В самом безобидном и внешне нормальном варианте сексуальные отношения устанавливаются с индивидом, обладающим соответствующим анатомическим признаком, при этом совершенно неважно, что представляет он собою как личность.

Бывает достаточно фотографии, на которой крупным, доминирующим планом изображены ягодицы, губы, нос или что-нибудь другoe, чтобы пациент пришел в состояние сексуального возбуждения и дело кончилось оргазмом или мастурбацией с представлением в воображении возбуждающей части тела. Далее в тексте будут приведены описания и иллюстрации явных и достаточно впечатляющих видов парциализма. Апотемнофилия — вариант фетишизма, сочетающегося с садомазохизмом, когда роль фетиша играют уродства тела.

Психические недостатки такой роли, вероятно, не играют. Такие пациенты — садофетишисты могут тем или иным образом и калечить жертву, чтобы испытать желаемые сексуальные ощущения. Мазофетишисты способны реализовать сексуальное влечение, лишь осознавая свой физический недостаток. В некоторых случаях, вероятно, они и сами могут увечить себя либо прибегать к соответствующим хирургическим вмешательствам. Трудно поверить в сексуальную мотивацию такого рода и она практически не выявляется — данных в литературе на этот счет нет. Но можно быть уверенным в том, что лица, «помешанные» на сексе, готовы к непонятным для нормального человека действиям. Ретифизм — кража фетишей в виде обуви и других изделий из кожи.

Перечень подобных отклонений может быть достаточно длинным, если иметь в виду возможность кражи других предметов возбудителей сексуального влечения. Парциалисты могут красть парики, обрезанные косы, фрагменты человеческого тела. Так, одна из пациенток срывала колпаки у студентов-медиков и старалась поместить эти вещи в свое влагалище.

3. Пигмалионизм. Синонимы: монументофилия, иконолагния. Это разновидность фетишизма, когда роль фетиша играют изображения человеческого тела (статуи, картины, статуэтки, фотографии, репродукции в журналах и газетах). Яркий рассказ на эту тему написан Г.Гейне в его новелле «Максимиллиан».

4. Нарциссизм. Синонимы: аутофилия, идиолатрия (поклонение себе), аутомоносексуализм, аутоэротизм, аутоэрастия. Объектом сексуального влечения в данном случае является собственное тело или его изображения. Культуризм, особая, сверхценная забота о своем теле, его сексуальная идеализация являются, вероятно, признаками нарциссического фетишизма, если самолюбование своим телом становится необходимым для сексуального удовлетворения.

5. Аутомоносексуализм. Разновидность сексуального нарциссизма, когда объектом полового влечения становится собственное тело либо отражение его в зеркале, но для сексуального возбуждения необходимо облачение в одежду другого пола. Это расстройство является как бы комбинацией аутоэротизма и трансвестицизма.

6. Гетерохроматофилия. Объектом сексуального влечения является в данном случае партнер (одного с пациентом или другого пола) с иным цветом кожи.

7. Трансвестицизм (эонизм, метатропизм, трансвестический фетишизм). Половое возбуждение и удовлетворение достигаются при переодевании в одежду противоположного пола. В типичных случаях развивается в подростковом возрасте путем переодевания и последующей мастурбации. Полагают, что сексуальное возбуждение связано с фантазией с представлением себя индивидом другого пола. Это расстройство как бы вытекает из скрытого трансвестицизма. У 30% трансвеститов выявляются гомосексуальные тенденции, остальные остаются преимущественно гетероили бисексуальными, многие имеют семьи, детей. Такие пациенты не лишены родительской потребности.

Трансвестицизм у женщин обычно является проявлением гомосексуализма, характерен для лесбиянок, играющих мужскую половую роль, впрочем, они, как и мужчины, могут время от времени менять половую роль. Некоторые трансвеститы, испытывающие сексуальное влечение и вступающие в половую связь с реальными женщинами, во время интимной близости предаются в фантазиях лесбийской любви. Так, мужчина 65 лет сообщает о том, что в возрасте 12 лет, когда он впервые надел шаровары сестры, он почувствовал сексуальное возбуждение.

Переодеваясь в женскую одежду в последующем, он испытывал эрекцию, иногда отмечал непроизвольное семяизвержение либо мастурбировал до оргазма, но в сексуальные фантазии относительно своей половой принадлежности будто бы не вовлекался. Ему иногда хотелось в детстве быть девочкой. До женитьбы его тянуло к девушкам, но он стыдился секса с ними. Первый гетеросексуальный половой контакт состоялся у него в возрасте 22 лет. После 45 лет, когда он познакомился с журналом трансвеститов, его страсть к переодеванию в женскую одежду многократно возросла. Его все более занимали фантазии, в которых он наряжался женщиной. Постепенно дело дошло до того, что дома он стал постоянно одеваться во все женское. В это время он приобщился к клубу трансвеститов. Последние пять лет он всегда носит с собою фотографию, где он снят переодетым в одежду женщины.

Если он одевается в мужскую одежду, то незаметно надевает на себя что-нибудь женское: колготки, колечко на мизинец или что-то еще, как бы отождествляя себя тем самым с сексуальным символистом. Последние 20 лет его сексуальные отношения прекратились, появление полового возбуждения у него было связано с переодеванием во все женское. Такое переодевание в ситуациях стресса его успокаивало. Гомосексуальных тенденций и фантазий у себя он никогда будто бы не отмечал. В сущности здесь следовало бы говорить о скрытом транссексуализме с гетеросексуальным половым влечением, которое затем исчезло и уступило место фетишизму с переодеванием и ношением предметов женского туалета, которые не были как-то связаны с образами конкретных женщин, символизируя обобщенный или, лучше сказать, синкретический образ женщины.

8. Цисвестизм. Вариант трансвестицизма со стремлением переодеваться в одежду своего пола, но которую носят лица другого возраста или иной социальной группы. Сексуальное возбуждение и удовлетворение связаны в данном случае с представлением себя в качестве какой-то другой личности. Расстройство имеет, по-видимому, какое-то отношение к феномену множественной личности.

9. Гомесветизм. Расстройство, при котором сексуальное возбуждение и удовлетворение возможны только при переодевании в одежду своего пола, но принадлежащую другому человеку. Пациент с таким расстройством действует не от имени своего Я, а представляя себя другой личностью, как бы присваивая в определенных ситуациях личностные качества другого человека. Очевидна связь расстройства, как и предыдущего, с патологией самовосприятия.

10. Педофилия. Синонимы: инфантосексуализм, падерозия. Наблюдается половое влечение к детям допубертатного возраста, при этом пол последних решающей роли не играет, педофилия носит в основном бисексуальный характер. Почти все педофилы, как считается ныне, — мужчины, а около 2/3 их жертв являются девочками в возрасте от 8 до 11 лет (иногда значительно моложе), но приведенные данные опровергаются официальной статистикой. Последняя утверждает, что число гомосексуальных педофилов намного больше гетеросексуальных.

Иными словами, в данном вопросе остаются неясности, касающиеся ориентации либидо педофилов. Сексуальные пенетрации осуществляются более чем в половине случаев педофилии. В 89% таких случаев используется насилие, из чего можно заключить, что часть педофилов является также и садистами. При гетеросексуальной педофилии пациенты при исследовании посредством плетизмографии одинаково активно реагировали на изображения как девочек, так и зрелых женщин. Гомосексуальные педофилы в равной степени живо реагировали также на изображения зрелых мужчин и женщин. По уверениям самих педофилов, они чаще (в 60% случаев) пристают к жертвам мужского пола.

Мотивация педофильных действий остается не вполне ясной. Предполагают, что она может быть связана с чувством удовлетворения от контроля над детьми, превосходства, власти над ними, с умилением их наивностью, безусловной любовью к детям, с бесхитростностью детей. Нередко сами педофилы утверждают, что педерастия идет на пользу опыта жизни детей и говорят даже, что дети сами провоцируют их на половые контакты с собой. Педофилия не очень похожа на безусловную любовь к детям. Эта форма насилия над детьми напоминает скорее извращенный родительский инстинкт, тем более что жертвами педофилов становятся иногда их собственные дети. Возможно, что педофилам свойственно своеобразное раздвоение личности: действуя как взрослые люди, они руководствуются побуждениями отделившихся и ставших автономными «детей», у которых существует либидо с нечеткой объектной ориентацией. Известно, что педофилы могут поддерживать и нормальные половые отношения, а также гомосексуальные, а некоторые педофилы полидевиантны.

11. Нимфофилия. Это гомоили гетеросексуальное влечение к девочкам, подросткам или юным девушкам, не достигшим зрелости.

12. Геронтофилия (графофилия, пресбиофилия). Сексуальное влечение направлено в данном случае на лиц гораздо более старшего возраста или достигших старости. По-видимому, это расстройство является замаскированной нормой инцеста в виде ориентации либидо на собственных родителей и родителей последних, связанной с тайным стремлением подчинить их своему контролю, либо оно связано с болезненной и неосознанной идентификацией себя с каким-то пожилым или старым человеком. Нам известен случай, когда пациент одновременно был педофилом и геронтофилом (насиловал старух).

О существовании геронтофилии у женщин четких данных в литературе нет, хотя и случаются странные браки молодых женщин и даже девушек с мужчинами весьма преклонного возраста. Поздний возраст объекта либидо является лишь внешней стороной дела; главное состоит, видимо, в том, как осознает свое Я пациент, человеком какого возраста. Бывают сновидения, в которых пациенты ощущают себя намного старше своего возраста, они видят во сне даже своих«внуков». Актуализация этого «старого Я» вполне логично влечет соответствующую ориентацию либидо.

В известном афоризме Г.Лихтенберга утверждается, что «мы вступаем в разные периоды своей жизни точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта». На самом деле это, по-видимому, не так. Как бы ни относились люди к старению и старости, они невольно примеряют эти возрастные категории на себя и подспудно к ним готовятся. Отчаянные попытки «омоложения» некоторых людей это только подтверждают: они уже чувствуют в себе старость, боятся ее и всеми силами стараются заглушить в себе это чувство. Нерон будто бы «омолаживал» себя, принимая ванны с кровью зарезанных младенцев. Считается, кроме того, что графофилия может быть одним из проявлений женского гермафродитизма (истинного, когда представлены не только вторичные признаки пола, но и первичные, т. е. половые железы одного и другого полов).

13. Зоофилия (содомия, зооэрастия, зооступрум, бестиофилия, скотоложество). Судя по числу синонимов, расстройство это не только повсеместное, но и поражающее утратой пациентом человеческого начала. Мотивация такого поведения остается нераскрытой. Определенное значение в его происхождении имеет нарушение способности индивида формировать в своем сознании адекватный объект влечения, т. е. задержка психосексуального развития. Существенную роль играют также ситуационные, средовые факторы, а также снижение порога сексуальной возбудимости. Расстройство в целом обусловлено весьма значительными нарушениями личности, в том числе и связанными с психическим расстройством. Мы наблюдали содомита — подростка с гебоидным синдромом, его катамнез, к сожалению, не известен. Маловероятно, чтобы содомиты обладали только единственной сексуальной девиацией. Конкретные варианты зоофилии многочисленны: это влечение к собакам, кошкам, птицам, свиньям и др. Байрон приписывает содомию известной распутнице Мессалине, якобы она прониклась страстью к быку.

14. Зоосадизм или ктиномания (живодерство). Расстройство проявляется жестоким обращением с животными, имеющим сексуальную мотивацию. Крафт-Эбинг описал эротическую зоофилию (1886) как вид перверсии, при которой пациенты испытывают сексуальное наслаждение при рассматривании животных или общении с ними, например во время верховой езды, при дрессировке. Стремление к совокуплению с животными при этом отсутствует. Эротический вариант зоофилии является разновидностью фетишизма.

15. Сексуальный садизм (эрототиранизм, активная алголагния, половой тиранизм). Сексуальное возбуждение и удовлетворение наступают у пациента, когда он сам причиняет физические или моральные страдания сексуальному партнеру. Оргазм может наступать при виде униженной, оскорбленной или страдающей от боли, т. е. от одного упоения властью над человеком. Стремление к власти у некоторых пациентов очевидным образом связано с сексуальной потребностью и обнаруживается иногда совершенно случайно у лиц, не проявлявших ранее ни жестокости, ни опьянения властью.

Садистами могут стать индивиды, не уверенные в себе или даже забитые, если волею обстоятельств им приходится кого-то истязать. В некоторых случаях садисты предваряют («сексуальная игра», усиливающая половое возбуждение) или завершают насилием сексуальный акт (это как бы благодарность, т. е. ее инверсия за испытанное удовольствие). Иногда садисты ограничиваются оскорблениями или даже побоями после окончания полового акта, видимо, продлевая удовольствие актом насилия. Секс и насилие имеют нечто общее: агрессия «разогревает» секс, а секс, в свою очередь, активизирует насилие.

Многие серийные убийцы являются сексуальными садистами. Чаще их возраст — около 30 лет. Нередко сексуальные убийства совершаются в определенные временные периоды с последующей паузой, длящейся неделями и месяцами. Сексуальному, а также агрессивному возбуждению весьма способствуют не только вид страдания жертвы, но также ее страх, паника. Убийство может планироваться заранее так, чтобы тщательно контролировать процесс умирания жертвы. Вид умирания также является возбуждающим садиста фактором, иногда в момент смерти и наступает оргазм. Некоторые садисты сообщают, что«богоподобное всемогущество» над жизнью и смертью другого человеческого существа вызывает у них особенное воодушевление.

Религиозной мотивации (иллюзии или бреда перевоплощения в Бога) при этом, по-видимому, не бывает. У части садистов выявляются и другие виды парафилии (фетишизм, эксгибиционизм и др.). 85% садистов признаются в том, что они склонны предаваться садистическим фантазиям, а 75% — в том, что коллекционируют и смакуют разные материалы на тему насилия (аудио-, видеои иная продукция), а также в том, что они предпочитают антисоциальное поведение, хотя и способны производить впечатление порядочных людей. Некоторые садисты сообщают о том, что прототипы жертв и сценариев их истязания они заимствуют из фильмов и книг, как бы идентифицируя себя с соответствующими персонажами и моделями их поведения.

Встречаются гомосексуальные садисты и, по-видимому, в немалом числе. Нередко садисты совершают половые акты с уже убитыми ими людьми или с изуродованными трупами. Видимо, переживание высшей власти и апогей сексуального возбуждения наступает у садиста при виде убитой и истерзанной им жертвы. Понять это можно не иначе, как допустив, что умирание и смерть последней доставляют садисту особенно острое чувство собственной витальности, как бы исключающей возможность своей смерти. Насилуя и убивая, садист как бы упивается иллюзией бессмертия, а не только наслаждением и властью, полагая в своем воспаленном воображении, что он присваивает жизненную силу жертвы себе.

Разумеется, не все жестокие люди делаются сексуальными садистами или стоят на пути к этому. Жестокость садиста — особого рода. Она есть следствие смены идентичности личности благодаря болезненной фантазии, когда плоды воображения отождествляются с действительностью (с появлением грандомании — мнимого ощущения своего всесилия и вседозволенности с низведением жертвы до положения полного ничтожества, если не до степени неодушевленного объекта). Сексуальный садизм имеет и свою оборотную сторону — сексуальный мазохизм. В садисте как бы уживаются две полярные личности: одна — жестокая, предпочитающая насилие и склонная к продуцированию фантазий о своем величии; другая — подавляемая, принимающая насилие, иногда богомольная и угнетаемая сознанием своей неполноценности, глубокой ущербности.

Сексуальные действия садистов разнообразны. Садист может исколоть женщину иглой, изрезать бритвой, душить, как бы имитируя убийство и испытывая от таких действий оргазм. Или другой пример: садист проникает в дом женщины, прижимает к ее лицу тряпку, пропитанную хлороформом, отчего женщина теряет сознание; после этого он прижигает ей бедро раскаленным железом и на этом останавливается, сделанного ему пока достаточно. Иногда садистические действия совершаются по отношению к фетишам. Так, пациент в ярости изрезает украденные женские туфли или перерезает на фотографии горло женщины — садофетишизм. Иначе говоря, он совершает сугубо символические действия, но при этом чувствует себя так, как если бы он делал это в реальности. Это уже очевидная магия, сексуальное колдовство, такое может наблюдаться, пожалуй, только при шизофрении.

Приведем свидетельство садизма из «Ямы» А.И.Куприна. Некто Симеон, который сам однажды вызвался совершить казнь над 11 бунтовщиками и собственноручно повесил их в 2 часа ночи, работал в «Яме». И не нашлось в доме терпимости проститутки, которая «не испытала бы жуткого, терпкого, головокружительного любопытства» к этому человеку. «Этот человек, отверженный из отверженных, так низко упавший, как только может представить себе человеческая фантазия, этот добровольный палач, обошелся с ней (проституткой — В.А.)… c таким отсутствием хотя бы намека на ласку, с таким пренебрежением и деревянным равнодушием, как обращаются не с человеком, даже не с собакой или лошадью и даже не с зонтиком, пальто или шляпой, а как с каким-то грязным предметом»... «Я, знаешь, Нюра, с нашим Симеоном крутила любовь целый год. Такой ирод, подлец. Живого места на мне не было, вся в синяках ходила. И не то за что-нибудь, а просто так, пойдет утром со мной в комнату, запрется и давай меня терзать. Руки выкручивает, за грудь щиплет, душить начнет за горло. А то целует-целует, да как куснет за губы, так кровь аж и брызнет… Я заплачу, а ему только этого и нужно. Так зверем на меня и кинется, аж задрожит. И все деньги от меня отбирал... Он ведь скупой. Говорит, что как только соберет тысячу рублей, в монастырь уйдет». Сексуальный садизм встречается и у женщин, но, видимо, реже.

16. Флагеллянтизм. Синонимы: активный флагеллянтизм, флагелляция, диппольдизм. Это вариант сексуального садизма, при котором сексуальное возбуждение и удовлетворение достигаются посредством буквального бичевания партнера. В порнолитературе данное расстройство особенно часто приписывается женщинам. Такие садисты и садистки оборудуют свои «спальни» так, что они более походят на камеру пыток. При пассивном флагеллянтизме мазохисты собственноручно бичуют себя (это как бы аутоэротический мазохизм) либо это делают их партнеры.

17. Салиромания. Сексуальное возбуждение и удовлетворение достигаются путем пачкания людей грязью, калом, мочой или чем-то еще более отвратительным в глазах пациента.

Тем самым последний считает, что он осквернил человеческое достоинство объекта влечения, деперсонализировал его, морально как бы убил его и тем непомерно над ним возвысился. Это символический акт, но для пациента он как бы равносилен физическому насилию, уничтожению главного в человеке — его жизненного начала, души. Разновидность садизма.

18. Садовуайеризм. Расстройство, при котором пациент испытывает сексуальное наслаждение при виде чужого насилия и хотя бы косвенного в нем участия. А.И.Куприн в «Яме» так описывает этот феномен: «Порой завязывались драки, когда кровь заливала паркет в зале и ступеньки лестницы, и люди с проткнутыми боками и проломленными черепами валялись... к звериному, жадному восторгу Женьки, которая с горящими глазами, со счастливым смехом лезла в самую гущу свалки, хлопала себя по бедрам, бранилась и науськивала в то время, как ее подруги визжали от страха и прятались под койки».

Это вариант викарного садизма, замещающего собственный. Пациент при этом отождествляет себя с агрессивным началом и опять-таки символически возносит свое униженное Я до такой степени, что испытывает едва ли не сексуальный экстаз. Садовуайеристы не отождествляют себя с жертвами дикого насилия, как могли бы это делать мазовуайеристы.

19. Поллюционизм. Расстройство, при котором сексуальное удовлетворение достигается путем пачкания кого-то собственной семенной жидкостью. В данном случае действия имитируют половой акт с мужчиной или женщиной, равнозначный садистическому изнасилованию. Подобные действия могут иметь смысл сексуального акта только для пациентов с палеомышлением, обычно для пациентов с шизофренией.

20. Накалывание. Сексуальное удовлетворение достигается путем укалывания желаемого партнера острыми предметами. Такие действия являются имитацией полового акта с причинением боли. Близко к этому стоит расстройство, при котором пациент прижигает тело воображаемого партнера горящей папиросой или чем-то подобным ей.

21. Некрофилия (некромания). Половое влечение направлено на труп человека и совершение с ним сексуальных действий. Морги, по словам их служителей, регулярно посещают ночами с виду вполне приличные люди, чтобы за плату им дали возможность совершать сексуальные действия с мертвыми. Некромания нередко сочетается с некросадизмом и некрофагией (поеданием тканей тела умершего). В домах терпимости, где бывает особенно много пациентов с парафилией, встречается даже некромантия. Проститутка из упомянутой «Ямы» рассказывает: «А в Вильно ко мне ходил ксендз. Он одевал меня во все белое, заставлял пудриться, укладывал в постель. Зажигал около меня три свечки.

И тогда, когда я казалась ему совсем мертвой, он кидался на меня». Ее подруга делится опытом общения с транссексуалом: «А то у меня был один учитель... Он все время заставлял думать, что будто бы я мужчина, а он женщина, и чтобы я его насильно... И какой дурак! Представьте себе, девушки, он все время кричал: «Я твоя! Я вся твоя! Возьми меня! Возьми меня!»

Близко к некрофилии стоит влечение с сексуальными действиями со спящими или находящимися в бессознательном состоянии людьми, тяжелобольными, умирающими, а также сексуально окрашенная повышенная заинтересованность трупами, кладбищами, похоронными ритуалами и вообще всем тем, что связано со смертью и умершими. Крайняя степень некрофилии — бертранизм или некросадизм — стремление к осквернению трупа и надругательству над ним (например, отрезание молочных желез, вырезание половых органов, а затем еще и поедание последних).

Иногда некрофилия с садизмом и некрофагия сочетаются с предварительным убийством жертвы; сексуальное удовлетворение при этом может быть сопряжено именно с самим процессом убийства. Иллюстрация: К., 40 лет, слесарь. С 6 лет наблюдается врачами в связи с чрезмерной нервной возбудимостью. Обвиняется в убийстве трех человек, которым он вырезал гениталии, и в осквернении пяти трупов с теми же действиями. С 10 лет мастурбирует, иногда вместе с другим мальчиком, обычно на кладбище, среди могил, разбитых гробов, в морге, наблюдая за вскрытием трупов. В 16 лет после неудачных половых актов со сверстницами стал красть женскую одежду, используя ее при мастурбации. Иногда сам одевался при этом в женскую одежду. Осужден за похотливые действия с девушками, в тюрьме стал пассивным партнером при мужеложестве. В 22 года после неудачного полового акта совершил суицид.

Вскоре зрелая женщина научила его технике коитуса. Женился, имеет ребенка, разведен. В браке впервые совершил сексуальные действия с трупом умершей старой соседки. Ощупывал труп, вводил палец во влагалище, при этом мастурбировал. В том же году договорился с какой-то женщиной о половом акте. Проходя через лес, убил ее, вырезал гениталии, использовал их потом как фетиш при мастурбации. Позднее в укромных местах стал нападать на незнакомых женщин, под угрозой ножа ощупывал их гениталии, возбуждался, а дома мастурбировал. Продолжал красть женскую одежду, используя ее как фетиш. В 35 лет раскопал могилу с разложившимся трупом старой женщины. Удовлетворился ощупыванием трупа и мастурбацией. Вскоре был помещен в психиатрическую больницу, откуда неоднократно пытался проникнуть в морг. Осужден. По освобождении короткое время вел нормальную половую жизнь, но затем проник в часовню на сельском кладбище и вырезал у трупа женщины гениталии и молочные железы. Пришил их дома к манекену.

Во время мастурбации постепенно снимал с манекена женскую одежду, ощупывал пришитые к нему груди и гениталии, нежно разговаривал с манекеном как с живой женщиной. Позже сделал еще несколько подобных манекенов, выбрасывая или сжигая старые. В 43 года сожительствовал с имеющей ребенка женщиной в одной квартире с ее бывшим мужем. Имеет от связи с нею второго ребенка. Вскоре вновь оказался в тюрьме. Освободившись и гуляя ночью, увидел одинокую женщину. Убил ее, вырезал гениталии. Позже вновь проник в кладбищенскую часовню и вырезал у трупа половые органы. Спустя 9 месяцев вернулся туда же, но, не обнаружив трупа, убил 11-летнюю девочку и вырезал из ее трупа половые органы. Спустя несколько недель на другом кладбище вскрыл свежую могилу и вырезал у трупа молочные железы и гениталии. То же сделал через несколько недель.

Спустя 5 месяцев после просмотра фильма со сценами жестокости и садизма ощутил сильное половое возбуждение и ближайшей ночью раскопал могилу и вытащил оттуда труп женщины. Решил снять с трупа всю кожу с передней поверхности туловища вместе с молочными железами и половыми органами. Был задержан милицией, бежал и решил убить первую зашедшую в квартиру женщину (исключая сожительницу), намереваясь сделать то, чего не успел на кладбище. Вскоре был арестован.

В данном случае можно, очевидно, констатировать полидевиантное сексуальное поведение (мастурбация, фетишизм, трансвестизм, гомосексуализм, некрофилия, некросадизм и собственно садизм, т. е. убийство с сексуальной мотивацией; были предположительно парадоксия и порнографофилия). При этом пациент имел возможность и способность вести нормальную половую жизнь, но она привлекала его куда меньше, чем перверсии. Общим или связующим звеном последних являются, похоже, сексуальные фантазии, возникшие в детстве и связанные с умершими, трупами.

Позднее эти фантазии дополнялись новыми деталями. Но главное состоит в том, что плоды фантазии присваивались пациентом, имели для него значение не меньшее или даже большее, чем реальность. Именно они определяли его сексуальное поведение, в первую очередь некросадизм и некрофетишизм. Это может указывать на то, что в детстве и позже у пациента наблюдались нарушения самовосприятия в виде апперсонализации, которые внешне выглядели как личностные проявления. Апперсонализация встречается при разных психических расстройствах, но ее с достаточными на то основаниями следует рассматривать как предилекционное (почти патогномоничное) нарушение при шизофрении. В пользу последней может свидетельствовать и та холодная жестокость, с какой пациент убивал людей, и эмоциональная тупость, какую он проявил в манипуляциях с трупами, даже разложившимися.

Важно и то, что сексуальные девиации как бы прогрессировали, стали множественными, имели сходство с ритуалами и были достаточно странными, аутичными. Неслучайно пациент госпитализировался в психиатрическое учреждение, видимо, в его поведении и психическом облике врачей что-то настораживало. Вероятнее всего, он был все-таки болен шизофренией с той ее формой, которая постоянно порождает дискуссии о границах болезни. Пациенту было бы более показано длительное принудительное лечение, чем тюремные заключения, которые ровным счетом ничего не изменили в его поведении.

22. Пикацизм (термин производится от лат. рса — сорока). Это общее название ряда видов фетишизма, при которых пациенты манипулируют разными выделениями из организма либо подглядывают, как это происходит. Экскрементофилия или копролагния есть способ достижения сексуального удовлетворения, при котором пациент пачкает себя калом, обнюхивает, ощупывает его или даже проглатывает (сексуальная копрофагия). В представлении пациента такие действия подменяют половой акт с воображаемым партнером. Термин ренифлер обозначает вдыхание запахов мочи и кала партнера. Уролагния или урофилия есть нарушение, при котором фетишем является запах мочи сексуального объекта или уринация последнего.

При урофагии пациент пьет мочу, при сперматофагии или сперматолагнии проглатывает сперму. Пикацизм является скорее проявлением мазохизма, так как пациент совершает крайне унизительные для него действия. Ф.М.Достоевский как-то заметил, что в крайнем самоунижении, самоуничижении есть какая-то особая сладость. Самоуподобление полному ничтожеству, видимо, и вызывает сексуальное возбуждение, оргазм или процедура завершается актом мастурбации. Может быть и так, что, поглощая выделения или воспринимая их в себя символически (вдыхая запах, пробуя на вкус), пациент проводит аналогию с сексуальным актом, он как бы обладает желаемым или воображаемым партнером. В архаическом мышлении аналогия всегда есть тождество, а сходство в чем-то есть идентичность. Это опять-таки сексуальная магия, эротическое колдовство, феномен оккультизма, заменяющий пациенту реальные действия с реальными объектами. Такого рода символическое мышление у современного человека можно с наибольшей вероятностью встретить у пациентов, страдающих шизофренией.

23. Ренифлекс. Синонимы: озолагния, осфрезиофилия. В данной перверсии роль фетиша играет специфический запах объекта, полового вожделения.

24. Фроттаж (фроттеризм) представляет собой способ достижения сексуального удовлетворения путем прикосновения к телу или трения гениталиями о тело избранного объекта в густой толпе, т. е. некоей имитацией полового акта.

25. Петтинг суть парафилия, при которой оргазм достигается путем возбуждения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта. Соприкосновение гениталий при этом исключается.

26. Вампиризм сексуальный есть парафилия, при которой сексуальное удовлетворение наступает при ощущении вкуса крови партнера (чаще партнера прикусывают в процессе коитуса, но нередко и в период предваряющих последний сексуальных ласк). Прикусы до крови должны обозначать полное овладение партнером, как бы показывать ему и себе, что никому больше он принадлежать не должен и не может, подчеркивать тот факт, что сексуальная связь установлена отныне и навеки, она скреплена священной силой крови.

Разумеется, вампиризм есть проявление садизма, но садизма особенного, в котором нет истязаний, боли, имитации убийства, но претендующего тем не менее на полную власть над партнером, доминирование над ним, приобретение его в собственность. Ничего такого пациент, разумеется, не думает, он лишь действует, повинуясь движениям древней своей души. И партнер инстинктивно это чувствует и подчиняется как бы автоматически. На самом деле вампиризм не укрепляет возникшую связь, он всего лишь символ и далеко не любовь или хотя бы влюбленность.

27. Мазохизм (пассивная алголагния, пасситивизм, пассивный флагеллянтизм, алгофилия, алгедония). Сексуальное удовлетворение пациент получает через моральные и физические страдания, которые доставляет ему его сексуальный партнер. Обычно говорят о садомазохизме, поскольку мазохист при определенных обстоятельствах ведет себя как садист и наоборот.

Расстройство проявляется как в гомо-, так и в гетеросексуальных контактах. В роли мазохиста пациент не теряет чувства меры страдания и старается ограничить активность садиста во избежание травм, увечий и др. Садомазохистическая деятельность, включая «подчинение и дисциплину», иногда осуществляется коллективно в так называемых темницах больших городов. Мужчин, например, там связывают и бьют плетками женщины, носящие титул госпожи. Женщины для большего впечатления нередко надевают облегающую кожаную или резиновую одежду. При женском мазохизме — махленомании пациентки могут оказаться в таких же темницах. Разновидностью мазохизма является пажизм или сервилизм — для сексуального удовлетворения пациенту необходимо оказаться в роли слуги, пажа или холуя.

28. Танатофилия (танатоминия) есть нарушение, при котором сексуальное удовлетворение достигается посредством фантазий на тему собственной смерти и похорон. Возможно, это вариант некрофилии, сексуального влечения к своему воображаемому трупу, «умирающему», как бы об этом кричат от счастья в оргазме. Эта воображаемая смерть и есть то, что доставляет удовольствие. Или это проявление мазохизма, если перед наступлением оргазма пациент представлял свою смерть от действий садиста. Наконец, расстройство это может быть у садиста, который, воображая, как он убивает себя, испытывает оргазм; т. е. это аутосадизм (т. е. мазохизм), возникший посредством фантазирования у садиста с суицидными тенденциями.

29. Кандаулезизм суть расстройство, при котором сексуально возбуждающим стимулом является демонстрация обнаженной жены или партнерши другим мужчинам. Воображая, как они при этом возбуждаются, пациент сексуально активизируется и сам. Иногда пациенты предпочитают наблюдать сцены интимности своей жены или любовницы с другими мужчинами, о чем уже упоминалось в тексте о партнерских проблемах. Очевидно, в последнем случае проявляется мазохизм: вместо ревности пациент испытывает сексуальное возбуждение. Фактически же речь идет о паратимии.

30. Плюрализм сексуальный. Это групповой секс, в котором сочетаются эксгибиционизм и вуайеризм. Иногда плюралисты окружают себя зеркалами, чтобы лучше видеть секс других пар. Встречаются гомо и гетеросексуальный варианты расстройства, участниками первого варианта являются лесбиянки. Сексуальный плюрализм может иметь и смешанный характер, когда в оргии участвуют как гомо-, так и гетеросексуальные пары. В мужском варианте расстройства мужчины могут образовывать круг или «паровозик», умудряясь предаваться анально-генитальному сексу все одновременно. Связан, по-видимому, с пресыщением нормальной половой жизнью и поисками других сексуальных стимулов.

31. Триолизм суть перверсия, при которой сексуальные действия осуществляют три партнера, два из которых имеют одинаковый пол. Уголовники на зоне практикуют «вертолет», когда в сексуальных действиях принимают участие сразу четыре партнера.

32. Вуайеризм (скопофилия, инспекционализм, скоптофилия, миксоскопия, визионизм). Расстройство проявляется влечением наблюдать за половым актом кого-либо или созерцать обнаженные объекты сексуального предпочтения, предаваясь одновременно или несколько позже мастурбации, представляя себе увиденное. Свойственно обычно молодым людям, а часто и подросткам. Большей частью наблюдение ведется тайно, на расстоянии, с использованием бинокля, телескопа. Иногда такими «астрономами» бывают зрелые и даже пожилые люди.

Вуайеристы, если они женятся, редко умеют наладить нормальные сексуальные отношения, как, впрочем, и большинство девиантов, теряющих, как правило, способность контролировать свою половую жизнь. Вуайеристы более всего походят на пациентов с психолагнией, предающихся психическому онанизму. Некоторым вуайеристам наблюдения в натуре заменяют просмотры фильмов со сценами секса, в том числе и извращенного. Для активизации либидо вуайеристам необходимы внешние сексуальные впечатления. Это отдаленно напоминает кататонические эхосимптомы, но скорее всего обусловлено психической незрелостью или психическим регрессом на те стадии развития, где в процессах научения поведению преобладает подражание.

33. Апотемнофилия. Потребность к ампутации части собственного тела с целью стать сексуально привлекательным объектом либо это влечение к половым контактам с лицами, имеющими ампутированную конечность. Разновидность фетишизма. В норме сексуальное влечение возникает по отношению к лицам, обладающим внешней привлекательностью, а не к тем, у кого имеется физический недостаток. С формальной точки зрения здесь следует думать, очевидно, о парабулии, а в терминах сексопатологии — о садизме.

Некоторые садисты по мотивам апотемнофилии отрубают или отрезают части тела у своей жертвы. Желать отрезать себе конечность может, пожалуй, только мазохист, или точнее, пациент с парабулией, стремящийся к уродству только потому, что он вообразил себе, что будет выглядеть сексапильным. В любом случае появление в сознании пациента уродливого объекта сексуального влечения может быть обусловлено только болезненной фантазией и присвоением плодов этой фантазии. Может быть, виною всему этому являются аномальные сны соответствующего содержания, замещающие реальность. Желание ампутации может напомнить и о синдроме Мюнхгаузена в виде искусственного расстройства с физическими симптомами, если к тому же пациент хочет стать жертвой садиста. Апотемнофилия наиболее часто сочетается с другими проявлениями фетишизма, трансвестицизмом и транссексуализмом.

34. Верболагния или копрофемия. Проявляется произносимыми вслух циничными ругательствами в адрес находящегося рядом объекта сексуального вожделения с целью сексуального возбуждения. Разновидность садизма. Ф.М.Достоевский описывает такой случай, где парочка молодых людей преследует девушку и адресует ей пугающие ее довольно гнусные высказывания сексуального содержания. Приоритет в описании расстройства принадлежит писателю, как и описанию других расстройств, о чем говорится в разных местах этой книги.

35. Эротодромомания, дромолагния. Это приступы бродяжничества, во время которых пациенты предаются разврату в разных его формах, включая и парафилии.

36. Эротографомания. Проявляется неудержимым влечением писать на сексуальные темы, смакуя и описания сексуальных извращений. Сопровождается сексуальным возбуждением вплоть до оргазма. Типичный пример расстройства (вдобавок к другим) — произведения маркиза де Сада и Захер-Мазоха. Авторы порнолитературы, порнофильмов, порносайтов и вообще «порнухи», во всяком случае, некоторые из них являются пациентами с данным расстройством. Расстройство отчетливо показывает, какую важную роль играет болезненное фантазирование в развитии парафилии.

37. Транвестицизм двойной роли. Рассматривается как вариант транссексуализма. Проявляется ношением одежды другого пола с целью получить удовольствие от временного осознания своей принадлежности к нему. При этом не возникает потребности в смене пола, а при переодевании не возникает и полового возбуждения. Если не принимать во внимание испытываемое при этом удовольствие.

38. Промискуитет. Это система спаривания в группе, когда каждый участник совершает половые акты с 2–3 и более партнерами. Группы смешанные, сексуальные контакты могут быть гомои гетероэротическими. Является более характерным для подростков. Вариант сексуального плюрализма. Расстройство также носит смешанный характер, сочетаясь с эксгибиционизмом и визионизмом.

39. Эскаудиризм. Акустический эквивалент вуайеризма, когда не подглядывают, а подслушивают, что происходит во время полового акта кого-либо. Многие посетители борделей в той или иной мере также имеют это расстройство, так как проститутки искусно симулируют распаленную страсть, стонут, кричат, визжат, используют эролалию, т. е. какието слова, обозначающие безумный восторг от общения с партнером.

40. Клизмофилия. Расстройство, при котором сексуальное удовлетворение достигается преимущественно или исключительно посредством введения жидкости или медицинских свечей, а иногда и других предметов в прямую кишку. Это как бы анальный онанизм. Вероятно, в анамнезе пациентов фигурирует и анализм.

41. Клептолагния. Имеются в виду кражи, связанные с сексуальными переживаниями. Некоторые авторы указывали ранее, что клептомания может служить формой восполнения сексуальной неудовлетворенности. Другие полагают, что кража является средством вызывать у себя чувство страха и тревоги и это будто бы усиливает либидо и способствует достижению сексуального удовлетворения. Данный термин может обозначать и кражу фетишей, необходимых пациенту для полового удовлетворения. Наконец, кража чего-либо у объекта сексуального влечения может служить символом обладания самим этим объектом.

42. Пиролагния. Получение сексуального удовлетворения при созерцании огня, вида пожара. Огонь в воображении пациентов оказался связанным каким-то образом с сексом. Существует же выражение «огненная страсть». Или «я вся горю от страсти», «испепеляющая страсть», «огонь любви», «костер любви» и др. Зрелище огненной стихии, заметил Ф.М.Достоевский, вызывает у многих наблюдателей некие сладострастные чувства, оно притягивает внимание, от него трудно оторваться, оно завораживает. Тут есть что-то от магии, чего-то первобытного в душе человека. Страсть к поджогам у пироманов нередко имеет сексуальную мотивацию. Вероятно, неслучайно, что и дети очень часто любят играть с огнем. Может быть, в этом возрасте и устанавливается связь впечатлений от огня и сексуального влечения, объект которого еще только формируется. Нельзя исключить и того, что дети-поджигатели уже демонстрируют эту связь и поджоги становятся проявлением сексуального влечения.

43. Эксгибиционизм. Расстройство, проявляющееся преднамеренной демонстрацией своих гениталий другим людям. Естественно, что пациенты не спрашивают у них согласия на это. Акты эксгибиционизма совершаются обычно в укромных местах, в магазинах, на вокзалах и рынках, в школе и вузе, на остановках общественного транспорта и т. д. Чаще встречается у мужчин, обнажающихся, как правило, перед женщинами. Автор наблюдал в психиатрической больнице женщин, которые при появлении в палате мужчины показывали ему свои гениталии или ягодицы. Случаи эксгибиционизма у геев неизвестны. Акт эксгибиционизма есть символ, означающий желание или готовность к половому акту или изнасилованию.

В норме обнажение — это одна из первых фаз полового сношения. Эксгибиционист ею и довольствуется, для него часть чего-то означает целое, законченное. Такой тип расстройства существует не только в половой сфере, и лучшего объяснения природы расстройства нет, кроме одного: это проявление первобытного мышления, совершенно непонятного современному человеку. Во многих случаях акты эксгибиционизма совершаются в какой-то одной излюбленной обстановке, например только в церкви или в автобусе. Обычно такие акты совершаются в одном и том же районе, в определенное время суток. В одном случае, например, юноша обнажался только на верху эскалатора в крупном универмаге. Неизменным постоянством отличается и тип жертвы конкретного пациента. Если это мужчина, его обычно привлекают незнакомые женщины молодого или среднего возраста.

Иногда жертвами пациентов бывают подростки и даже дети; это как бы педофильный вариант эксгибиционизма. Пациенты предпочитают действовать весной и летом. Большинство из них — молодые мужчины из практически всех профессиональных или социальных групп. Редко, но все же случаются агрессивные действия, когда пациент нападает на жертвы, инсценируя, видимо, попытку к изнасилованию. Эксгибиционизм, как и другие парафилии, может сочетаться с иными перверсиями. При сочетании с садизмом эксгибиционисту особое удовольствие доставляют испуг, панический страх жертвы. Если женщина не робкого десятка и способна на решительные действия, пациент моментально покидает свое излюбленное «ложе». Если пациент еще и мазохист, то ему самому важно испытать страх или чувство стыда.

44. Копропраксия. Помимо упомянутого ранее варианта расстройства существует и другой — прилюдная дефекация с целью получение сексуального удовлетворения. По-видимому, это вариант садизма. Пациенту важно видеть, что люди оскорблены, унижены таким с ним обращением, и этого ему бывает достаточно. То же можно сказать об уропраксии — уринации на виду у всех. Согласно легенде, Диоген мочился и испражнялся не смущаясь чьим-то присутствием. Но это была демонстрация его философии — он хотел вести естественный образ жизни.

45. Антифетишизм гомосексуалистов. Встречается у гомосексуалистов, которые стремятся защититься от осознания своей девиантности. Пациенту, если это мужчина, всегда не нравятся чем-то женщины. То у них «большие ноги», то «широкие бедра», то бедра слишком узкие, не годятся для родов, нос не той формы, шея коротковата. Не нравятся большие груди, пышные волосы, родинки и т. п. Ни одна женщина не отвечает его «идеалу» и потому не пробуждает у него никаких сексуальных чувств.

46. Секс по телефону. Является разновидностью эскаударизма, отличие лишь в том, что пациент пользуется не «подслушкой», а вполне профессиональным и легальным способом услышать все, что только может повлечь его сексуальное возбуждение.

47. Секc с надувными куклами. Разновидность онанизма. Отличается только способом раздражения гениталий. Кроме того, не нужно тратить усилий, чтобы вообразить себе желаемого партнера.

48. Секс с мужскими эрзац-гениталиями. Если раньше монахини в монастырях пользовались морковками, то ныне технический прогресс сделал процесс онанизма куда более удобным, а может быть, и приятным.

49. Секс по почте. Например, пожилая заключенная рассылает по мужским камерам письма, в которых описывает свои необыкновенные сексуальные прелести, способности и редкие возможности. В ответ на это она получает письма от мужчин с массой предложений. При этом каждый мужчина старается не ударить в грязь лицом и описывает, как он хорош внешне, благороден внутри, а уж в постели сравниться с ним никто не может. Пациентка перечитывает эти письма к большому своему удовольствию.

50. Секс по интернету — вариант онанизма, более усовершенствованного, нежели секс по телефону.

51. Донжуанизм. Вариант парафилии, при котором пациент испытывает неодолимое влечение к женщинам, но сексуальные контакты с ними оставляют у него чувство отвращения, презрения и циничного мнения, что все женщины одинаково доступны и похотливы. В этом донжуанизм сходится где-то с садизмом. Пациент постоянно меняет партнерш и не находит ни одной достойной для себя, как бы обнаруживая признаки скрытого гомосексуализма. В женщинах его привлекают только внешние качества, но никак не внутренние достоинства.

В этом пациент напоминает фетишиста. Привязанности к какой-то женщине у него не формируется, о любви к ней он и не думает, он и не знает, что это такое. Избыточная сексуальность, таким образом, может скрывать в себе зародыши других видов парафилии. Такое же расстройство наблюдается и у женщин, но пока ни одна из них не удостоена чести запечатлеть свое имя в соответствующем термине. Секс, похоже, начинает изживать сам себя.

52. Приапизм. Чрезмерно продолжительное и болезненное состояние эрекции. Половое влечение при этом может отсутствовать или быть повышенным. Оргазм при половых контактах не наступает, эпизоды интимной близости способны только ухудшить состояние. Наблюдается при органической патологии центральной нервной системы. Некоторыми проявлениями напоминает нимфоманическую фригидность.

Posted by at        






Советуем так же посмотреть