Характер
Как писал еврейский поэт Ш. Черниховский, «Человек формируется пейзажем родной земли». Так вот, представьте, что вы живете в жарком и пыльном климате, в стране, где средняя температура такова, что вы буквально плавитесь и ваша перегретая нервная система готова в любой момент воспламениться. Вообразите также, что вы находитесь под постоянной угрозой войны, отчего каждый раз, заслышав звук низко летящего реактивного самолета, вы кидаетесь к телефонной будке, чтобы узнать, не началось ли уже наступление предполагаемого противника. Представьте, что вы живете в такой маленькой стране, что в любом городе на любой улице вам обязательно встретится ваш дальний знакомый или родственник этого знакомого, из-за чего вы никогда не будете иметь возможности совершить тайный и неблаговидный поступок.
Если вам приходится все это переносить, не сделаете ли вы все что можно, лишь бы только выжить? Не превратитесь ли вы в вечного нытика просто потому, что вы по природе своей человек тревожный? И не приведет ли вас неизбежно тревога за самого себя и за ближнего к тому, что вы приметесь во все вмешиваться? Тут ничего нельзя поделать. Черниховский был прав.
Борьба за выживание
Израильтяне знают, что им на протяжении всей их истории приходилось бороться за выживание, и именно это знание лежит в основе их национального характера. Столетиями они учились импровизировать в любой ситуации и принимать действительность такой, какова она есть. Это объясняет такую их черту, как «хуцпа» -дерзкая отвага.
Там, где для завершения инженерного проекта американцы пошлют бригаду из пяти человек, израильтяне пришлют одного, у которого есть опыт в решении некоторых требуемых аспектов проблемы (а об остальных аспектах он что-то такое слышал). Вот это типичный израильтянин, настоящий «колбойник» (мастер на все руки). Продукт его труда скорее всего не будет безупречен, но действовать он будет, и притом он будет сделан на две трети дешевле и в три раза быстрее, чем это сделали бы другие. Только не приставайте к мастеру по поводу деталей, фактов и планов. И вообще зачем что-то планировать, если можно импровизировать? Что нужно для того, чтобы запустить новый бизнес? Голова, способность импровизировать и никаких денег - вот идеальный израильский набор, дающий нужный результат. Многие гигантские компании с многомиллионными доходами, как, например, Lucent или AOL, свидетельствуют о том, что такой подход иногда срабатывает.
Когда подворачивается удобный момент, израильтянин не медлит. Одна группа туристов как-то отправилась в поход по скандинавским странам. Узнав, что сегодня на их пути будет очень мало остановок для пополнения запасов пищи, израильтяне помчались в местный буфет и засунули в рюкзаки все, что было на прилавке. Прочие туристы при виде этого пришли в ужас, но для израильтян это был просто практический урок выживания. Ведь всякий генерал знает, что войска не могут маршировать на пустой желудок.
Именно претворением в жизнь теории выживания объясняется отсутствие у израильтян каких бы то ни было манер и их кажущаяся беззастенчивость. Те, кому постоянно приходится бороться за выживание, не могут себе позволить такую роскошь, как стыд. Подобное поведение хорошо показано в одной комедии, в которой во время Олимпийских игр израильский бегун на 100 метров самым беспардонным образом требует от
судьи дать ему фору: «Разве наш народ недостаточно выстрадал? — вопрошает он. — Мы ведь не железные. Ну, будь же человеком и предупреди, когда соберешься выпалить из стартового пистолета!»
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Только не быть фраером
Израильтяне с детства усваивают лозунг: «Никогда не будь фраером». Фраер — это слабый игрок, неудачник, человек, с которым нельзя иметь дело (по смыслу близко к нашему словечку «лох»). Вот израильтянин выходит из магазина, в котором он торговался битых два часа (в течение этого времени он и продавец обзывались и чуть ли не дрались); в руках у него покупка, а в душе — удовольствие от того, что он выторговал несколько шекелей. Дело не в деньгах, важно, что он вышел оттуда не фраером. Его не удалось перехитрить. Его чувство собственного достоинства не пострадало. (Кстати, продавец тоже не оказался фраером — он с самого начала завысил цену.)
Чувствительность
Израильтян сравнивают с саброй, их родным фруктом, который снаружи покрыт колючками, а внутри сладкий и мягкий. Музыка еще больше усиливает эту сентиментальность израильтян; когда исполняются любимые старые мелодии, рыдают даже взрослые мужчины. Старые фильмы, вызывающие ностальгию, имеют самый высокий рейтинг.
В израильском национальном гимне «Ха-Тиква» нет грома и пушечных залпов типа: «Мы одолеем всех врагов!», как это бывает во всех других гимнах; главная идея здесь — надежда, и выражается она не маршевым мотивом в исполнении труб, а удивительно мягкой мелодией. Израильтянам достаточно услышать первые аккорды их гимна, чтобы потянуться за пачкой бумажных носовых платков.
Выглядеть богатым
Очень многие израильтяне придерживаются мнения, что «о вас судят по тому, что у вас есть». Они пустятся во все тяжкие, чтобы усовершенствовать свой автомобиль, заставить его выглядеть как самая последняя модель, и все потому, что их сосед сделал то же самое. Когда правительство обратило внимание, что все больше граждан лишают свои семьи самого необходимого ради того, чтобы купить машину поновее, оно изменило систему выдачи регистрационных номеров, чтобы по ним нельзя было определить год регистрации. В Израиле автомобиль — символ преуспевания. Ничего не может быть хуже, чем ситуация, когда кто-то преуспел больше вас и этим заставил вас ощущать себя форменным фраером.
Когда израильтяне направляются куда-нибудь целой компанией - например, в ресторан или кафе, мужчины, как правило, вынимают бумажник, ключи от машины и мобильник и выкладывают все это на стол. Это служит совершенно определенной цели: продемонстрировать их благосостояние. Все эти предметы явно символизируют: бумажник — богатство, ключи — хорошую машину, а мобильник — важных друзей и связи. Зайдите в израильское кафе, и на каждом столе вы увидите горы бумажников, ключей и телефонов. Когда появляется официант с подносом, требуется некоторое время, чтобы все это отодвинуть в сторону и расставить тарелки.
ПОВЕДЕНИЕ
Гони!
Израильтянина за рулем надо видеть. Он уверен, что на трассе существует несколько особых законов, которые гласят:
1. Трасса — это зона войны, на которой пленных не берут.
2. Если вас обогнали, значит, вы никудышный водитель.
3. Поскольку все водители слегка ненормальны, вы должны гнать как буйный сумасшедший, чтобы все ваши соперники перепугались.
4. Со мной никакого ДТП никогда не случится (эта уверенность иногда формулируется как синдром «Меня хранит сам Господь»).
Когда ему укажут на то, что он превышает скорость, израильтянин будет защищаться: «В Израиле, если вы куда-нибудь хотите попасть, вам надо нестись как сумасшедшему».
Но самое страшное на дорогах — это не кровавые аварии, а штрафы. В последнее время штрафы за превышение скорости сильно выросли.
Мнения
На двух израильтян приходятся по крайней мере три мнения. Израильтяне любят иметь категорические суждения по всем вопросам, и нет ничего приятнее, чем их озвучивать. Любой, кто не имеет своего мнения или производит впечатление колеблющегося, считается слабаком. Настоящий израильтянин говорит с уверенностью и страстностью пророка. Когда ему приходится сталкиваться с фактами, которые полностью противоречат его теориям, он отвечает: «Ну, так это именно то, что я только что говорил! Друг мой, ты меня не слушал».
Нетерпеливость
Израильтяне очень вспыльчивы. Они взрываются, когда видят перед собой какое-то препятствие. Нетерпеливость — это их нормальное состояние. Если вы хотите в этом убедиться, попытайтесь обогнать кого-нибудь на трассе, сесть в театре на чужое место или пролезть без очереди в кабинет врача. Во всех этих случаях вы встретите взрыв негодования, оскорбления, автомобильные гудки и т. п. На самых первых уроках иврита прибывшие в Израиль иммигранты выучивают слово «Савланут!», что означает «Терпение!», и делается это только для того, чтобы убедиться, что в Израиле это чисто теоретическое понятие.
Главное — казаться
Для израильтянина нет ничего более приятного, чем вызывать всеобщее восхищение. Любой израильтянин, которого вы встретите, по его словам, провел свои годы службы в армии на самых высоких командных постах (на самом деле он служил поваром на базе в ста метрах от дома). Израильтянин скажет, что он владеет «бутиком интимных вещей» (лавочка, где торгуют нижним бельем), «имеет транспортный бизнес» (водит такси) или «обладает новым автомобилем VIP-класса» («Вольво» 1979 года, израильтянин его недавно купил, и поэтому для него он новый).
Другой израильтянин никогда не примет все за чистую монету. Его натренированное ухо всегда переведет эти заявления на язык истины.
МАНЕРЫ
В ежедневном сражении за то, чтобы выжить, манеры в Израиле, как правило, отбрасываются. Разумеется, старшие пытаются учить детей хорошим манерам, но, когда молодые по мере созревания начинают оглядываться по сторонам, у них формируется собственное представление о том, как следует себя вести, так что произносить всякие там вежливости в адрес незнакомых людей или часами стоять в очередях в их список обязательных правил не входит. И дело тут в их характере. Они могут вежливо встать в очередь, но очень скоро потеряют терпение. Типично израильский метод, пролезать без очереди в банках и других местах — это пробиваться через очередь к окошечку, непрерывно повторяя: «Прошу прощения, мне только задать маленький вопросик...» Такое поведение раздражает всех остальных, ругающих себя за то, что первыми так не поступили.
Израильтянин не знает, что значит стесняться. Он может начать в автобусе разговор с абсолютно незнакомым человеком и даже задавать вопросы вроде.- «А где вы работаете? А сколько вы зарабатываете? В самом деле? Так почему вы до сих пор не ушли с этой потогонки?»
Израильтяне имеют обыкновение таращиться на любого человека, который возбудил их любопытство. Это не считается дурным тоном. Более того, если вы не разглядываете то, на что смотрят все ваши знакомые, это будет расценено как пижонство.
Когда же израильтяне все-таки сталкиваются с хорошими манерами, это их поражает. Доброе отношение чиновника; мужчина, встающий, когда входит женщина; любое проявление вежливого и компетентного обслуживания заставят воскликнуть: «Ну, это прямо как в Европе! Нет, это Америка!» У израильтян это распространенное заблуждение: поголовно все европейцы и американцы — дескать, народ вежливый, в то время как невежливость в их собственной среде стала притчей во языцех.
Американец, русский и израильтянин читают объявление на витрине закрытого магазина, которое гласит: «Извините, у нас проблемы с наличием мясных продуктов».
— Что это значит: «проблемы с наличием»? — спрашивает американец.
- Что это значит: «мясных»? — бормочет русский.
- Ну, мне-то все ясно, — говорит с улыбкой израильтянин. — Вот только слово «извините» ставит меня в тупик...
У тех, кто борется за выживание, вежливость не в чести. Те, кто, как положено джентльменам, уступают сопернику в споре, не считаются вежливыми. Это просто фраера.
Формально – не нормально
Формальные отношения в Израиле столь же нехарактерны, как бесконечный дождь в конце зимы. Дети от детского сада до университета обращаются к педагогам по имени. Солдаты так же ведут себя по отношению к офицерам, а рабочие — к своим начальникам. Прозвища столь распространены, что иной раз их употребляют чаще, чем имена. Так что израильтянин запросто может обратиться к боссу по прозвищу, которое тому когда-то дали соседские мальчишки, и никто даже не улыбнется.
Не существует никаких условностей относительно одежды. Крупные и авторитетные компании тоже не имеют никаких правил, как одеваться их сотрудникам («Только голыми не являйтесь», — вот основное правило на этот счет). На свадебной церемонии единственным человеком в костюме и при галстуке будет жених (который немедленно по окончании церемонии этот костюм скинет). «Самое то» — это летняя рубашка или футболка, шорты и сандалии. Большинство израильтян так и не может научиться правильно завязывать галстук. Это все заграничные понятия. Немецкие организаторы технологической выставки в Ганновере находят время для того, чтобы распространить среди израильских бизнесменов, снующих по залу, инструкцию «Как завязать галстук».
Поступай в армию, и увидишь мир
Все израильтяне — солдаты. В военной форме с оружием в руках или в штатской одежде разгуливающие по улицам — все равно все они солдаты. С армией они знакомятся еще в школе, когда на экскурсии их сопровождает солдат с автоматом.
- А мне такой можно? — спрашивают дети, указывая на автомат, солдат смеется и обещает:
- Когда вырастешь, у тебя обязательно такой будет.
Женщины служат в армии полтора года, мужчины — три. Как только их увольняют в запас, израильтяне покупают билет на самолет в Юго-Восточную Азию или Южную Америку. Такая практика установилась несколько лет назад, когда израильтяне решили, что по окончании срока службы им необходимо развлечься. Идею путешествия по свету после армии можно выразить в одном предложении: «Езжай так далеко и так надолго, насколько тебе позволяет твой кошелек». Обычно такое путешествие длится от полугода до года. Одним из следствий этого является непоколебимая уверенность жителей некоторых стран (например, Индии), что Израиль — это огромная империя, раз она присылает такую массу туристов. Другое следствие -в посещаемых туристами городах, таких как Бангкок, на улицах полно надписей на иврите. Израильтяне гордятся возможностью сеять свою культуру повсюду, и теперь уже никого не удивляет вид старика в каком-нибудь вьетнамском местечке у залива Ха-Лонг, с энтузиазмом распевающего детскую израильскую песенку «Уга-уга».
Значительная часть израильского жаргона и выражений, используемых в повседневной жизни, пришла из армии. Например: «Все это делится на три части...» (в армии все делится на три части); или возглас «Утвердительно!» вместо «Да» и «Отрицательно!» вместо «Нет». Можно услышать, как две немолодые секретарши разговаривают между собой по телефону так:
— Мири, ты на месте?
-Да.
— «Да» что?
—Да, господин сержант!
— Вот так-то лучше.-
От мужчин требуется, чтобы до 45 лет они один месяц в году проводили на тренировочных курсах. Так что они говорят, что израильский гражданин — это просто солдат в одиннадцатимесячном отпуске.
Когда наступает его срок, резервист надевает свою форму и является на базу. Некоторым все это даже нравится, потому что, как они говорят, приятно еще раз повидаться со старыми боевыми товарищами, снова почувствовать себя молодым и отвлечься от ежедневной борьбы за место под солнцем. Большая часть срока службы резервистов проходит в охране отдаленных армейских постов, чтении спортивных рубрик в газетах и в сидении за самой любимой в Израиле настольной игрой — нардами. Соревнования по нардам могут длиться неделями.
Диплом и опыт
В то время как во многих странах официальный документ о вашей квалификации — это единственный пропуск к хорошо оплачиваемой работе, на израильском рынке рабочей силы во внимание прежде всего принимается опыт, который ценится больше, чем любые дипломы. Тот, кто, к примеру, на деле доказал свою опытность в программировании, будет взят на работу скорее, чем тот, кто только что окончил университет со степенью инженера-программиста и еще не имеет опыта. В общем-то это понятно: когда люди борются за выживание, учитывается их способность пройти через джунгли и остаться в живых, а не знание флоры и фауны.
Тем не менее ожидается, что вновь нанятый служащий будет стремиться получить официальный документ об образовании, если у него еще такового нет. (Многие продолжают учебу уже работая, отсюда рост числа образовательных учреждений, предлагающих заочное обучение.) Если человек не желает учиться, у него мало шансов получить повышение. Кроме того, на руководителей предприятия будут смотреть как на фраеров, если они станут привечать сотрудников, не имеющих никакого образования: почему это все остальные должны были в течение нескольких лет мучиться в институтах, а этот новичок — нет?!
Типичный кандидат на повышение — это чаще всего человек, служивший в армии офицером. Тот факт, что армейский офицер как никто другой умеет потратить впустую бюджет этого года с тем, чтобы на следующий год попросить побольше средств, а также способен выполнять приказы не рассуждая и заставлять подчиненных слушаться себя, не отвращает руководителей от принятия такого кандидата в свои ряды. В конце концов, они ведь тоже в свое время были армейскими офицерами.
Мужчины в бизнесе
В фигуре израильского бизнесмена соединились все наилучшие и наихудшие черты национального характера. Как всякий борющийся за выживание, он будет в одиночку стремиться к достижению своей цели, без конца импровизируя, чтобы в конце преуспеть. Из любых переговоров он будет выходить победителем, пусть с минимальным перевесом, пусть даже кажущимся, но зато в соответствии с принципом никогда не выглядеть фраером. Каждый израильтянин рождается со способностью торговаться. «Торгуйтесь всегда и везде, ибо жизнь — это «сук» («базар»), так что всякий раз старайтесь достать подешевле и продать подороже». Израильский бизнесмен не будет заниматься глупыми формальностями (такими, как соблюдение правил вежливого обращения, ведение светских разговоров, длинные деловые ужины). Он предпочтет сразу брать быка за рога, независимо от того, готов ли к такому подходу его партнер. Он будет без конца плакаться и таким способом создавать впечатление, что он человек честный и ответственный. Он будет с тревогой всем рассказывать, что «дело идет слишком медленно», это дает ему большое преимущество: когда на самом деле все пройдет как нельзя лучше, он будет приятно разочарован.