Какова природа однополой любви, откуда она берется и зачем она нужна?
Как говорилось в знаменитом когда-то "списке замученных очепяток",
"наука имеет много гитик", и каждая этих гитик живет своей собственной
богатой внутренней жизнью. Но любые задаваемые наукой вопросы (ответов она
может и не давать) так или иначе связаны с реальной жизнью общества.
Вообразите себе страну по имени Зомния, жители которой очень озабочены
тем, как люди спят: на спине (их называют "спинниками") или на животе (их
называют "животниками"). Большинство жителей Зомнии считаются "животниками",
а тех, кто спит или подозревается в том, что спит на спине, до недавнего
времени преследовали и дискриминировали. Большинство зомнийцев верят, что
"спинников" можно узнать по внешнему виду и поведению: у них жесткая
выправка и темная кожа, они вспыльчивы и агрессивны. Зомнийские ученые и
психиатры изучают, что именно делает людей "спинниками". Одни утверждают,
что спинность предопределена генетически, другие - что она зависит от
отношений с родителями, третьи - что она связана с питанием в период
полового созревания. Некоторые открытые "спинники" начали борьбу с
дискриминацией и диффамацией и добились в этом определенных успехов,
повлияв, в частности, на науку. Историки обнаружили, что некоторые
выдающиеся зомнийцы прошлого были тайными "спинниками". Это помогло
"спинникам" добиться политического статуса "этнического меньшинства", хотя
большинство зомнийцев по-прежнему относится к ним недоброжелательно.
Предположим, вы приехали в Зомнию и должны высказаться по поводу этих
споров. Ваша первая реакция - сказать, что такая классификация смехотворна,
дискриминация людей в зависимости от их позы во сне безнравственна, а любые
теории происхождения "спинности" ненаучны. Но может быть привычка спать на
спине или на животе действительно имеет генную природу? Тогда зомнийские
теории могут иметь значение и для нас. То, что у нас нет понятий "спинников"
и "животников", само по себе не опровергает зомнийских теорий. Не так же ли
обстоит дело с сексуальной ориентацией?
Почему любят красивых мальчиков?
- Это вопрос слепого!
Аристотель
В специальной литературе слово "гомофобия" сейчас заменяется термином
"гетеросексизм", который американский социальный психолог Грегори Херек
определяет как идеологическую систему, которая отрицает, принижает и
стигматизирует любые не-гетеросексуальные формы поведения, идентичности,
отношения или общины. Более "мягкая" форма этого явления - гетероцентризм
(по аналогии с европоцентризмом), который не отрицает альтернативных форм
сексуальности, но считает их периферийными вариациями или девиациями
подразумеваемой гетеросексуальной "нормы".
Уровень гетеросексизма в обществе зависит от целого ряда
макросоциальных факторов. Причем по всем этим параметрам наша страна
находится не в лучшем положении.
Во-первых, от общего уровня социальной и культурной терпимости.
Авторитаризм и нетерпимость к различиям несовместимы с сексуальным, как и
всяким другим, плюрализмом. С точки зрения тоталитарного сознания,
инаколюбящий - прежде всего диссидент. Советское общество, пытавшееся
унифицировать ширину брюк, длину волос и музыкальные ритмы, не могло быть
сексуально терпимым. Важнейшая предпосылка сексуального плюрализма -
политическая и культурная терпимость.
Во-вторых, от уровня сексуальной тревожности. Чем более антисексуальной
является культура, тем больше в ней сексуальных табу и страхов. А если
человек не может принять свою собственную сексуальность, наивно ждать от
него терпимости к другим. Если в СССР вообще "секса не было", как могла в
нем существовать однополая любовь?
В-третьих, от уровня сексизма и полового шовинизма. Главная
социально-историческая функция гетеросексизма - поддержание незыблемости
половой стратификации, основанной на мужской гегемонии и господстве.
Обязательная, принудительная гетеросексуальность защищает институт брака и
патриархальных отношений; женщины для нее - существа второго сорта, главная
функция которых - деторождение и сексуальное обслуживание мужчин. В свете
этой идеологии независимая женщина - такое же извращение, как однополая
любовь. Кроме того, культ агрессивной маскулинности помогает поддерживать
иерархические отношения в самом мужском сообществе, в котором "настоящие"
мужчины должны господствовать над "второсортными". Всячески культивируемая
ненависть к "гомикам" - средство поддержания мужской групповой солидарности,
особенно у мальчиков-подростков, которым она помогает утвердиться в
собственной проблематичной маскулинности. Принцип, что можно повысить свой
статус, "опустив" другого мужчину, выходит далеко за рамки сексуальных
отношений.
В-четвертых, от характера традиционной идеологии, особенно религии.
Христианское определение однополой любви как неназываемого порока,
вытекающее из общего отрицательного отношения к миру чувственности, один из
главных идейных истоков предубежденности и гонений. Рано или поздно, Церкви
придется покаяться в этом грехе так же, как в религиозной нетерпимости.
В-пятых, от общего уровня образованности и сексуальной культуры
общества. Хотя образованность сама по себе не избавляет людей от
предрассудков и предубеждений, при прочих равных условиях, она облегчает их
преодоление. Однако важна не только общая, но и сексуальная образованность,
включающая в себя понимание множественность функций и смыслов сексуального
поведения. До тех пор, пока человек считает сексуальность только аспектом
репродуктивного поведения, любая нерепродуктивная эротика будет казаться ему
сомнительной, даже если он сам ее практикует. Сексуальное образование -
необходимая когнитивная, познавательная предпосылка сексуальной терпимости.
В-шестых, от ситуативных социально-политических факторов. Как и все
прочие социальные страхи и формы групповой ненависти, гетеросексизм обычно
усиливается в моменты социальных кризисов, когда кому-то нужен зримый враг
или козел отпущения и легко создать атмосферу моральной паники.
Очень интересный эксперимент провели недавно американские психологи.
Замерив отношение группы молодых мужчин к гомосексуальности, они затем
показывали им слайды с изображениями голых мужчин, причем сексуальные
реакции испытуемых (эрекция члена) фиксировались с помощью специального
прибора - плетисмографа. У мужчин, относящихся к гомосексуальности спокойно,
равнодушно, при этом ничего не колыхалось, тогда как у многих
гомоненавистников эти изображения вызывали эрекцию. То есть мужская нагота
их волнует и возбуждает. Возможно, именно этот, зачастую неосознанный, факт
и вызывает у них чувство ненависти к объектам своего морально неприемлемого
интереса. Как показал еще Фрейд, ненависть часто бывает иноформой любви.