Византийцы славились своим дипломатическим искусством. Нередко именно оно позволяло им выходить из жесточайших переплётов не только с наименьшими потерями, но даже с приобретениями! Вот один из характерных примеров.
К концу XIV века от Византии остался только сам Константинополь да часть Пелопонесса. Великий полководец турецкий султан Баязид I (1389-1402) захватил Сербию, Болгарию, Македонию, Фессалию и Смирну. При этом он собирался захватить Константинополь и полностью уничтожить византийскую империю. Для этого султан приступил к столице и держал самую продолжительную в истории Константинополя осаду с 1394 по 1402 гг. Силы турок на несколько порядков превосходили силы греков. Можете представить, насколь незавидным было положение императора Мануила II (1391-1421). Возможностей победить врага собственными силами - не было абсолютно.
И тогда император стал заниматься рассылкой. Мануил писал письма одинакового содержания Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества, и даже Тамерлану. В этих письмах он предлагал коллегам принять участие в грандиозном проекте "а давайте наваляем туркам!" Кто-то не отвечал вовсе, кто-то писал в духе "интересный проект, но, извините, не наш формат" - не забывайте, что Османская империя в те годы была натуральной сверхдержавою. Русские прислали Мануилу денег, но не войско. Реально откликнулся из христианских правителей лишь венгерский король Сигизмунд, - а венгры в то время были безбашенные ребята, не боящиеся разных авантюр, - он отправился в поход против турок, который, разумеется, закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 в сражении у Никополя. Ещё немножко помогли французы, которые тоже в то время были не то, что нынешние их потомки - в 1399 г. французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл с 1200 воинами. Но, как вы понимаете, это всё было хорошо, но явно недостаточно, чтобы спасти империю.
И вот тут пришёл Тамерлан с трёхсоттысячным войском и вломил туркам, и разбил двухсотпятидесятитысячную армию Баязида, а его самого посадил в клетку, где тот от огорчения умер. Понятно, что великий монгольский правитель имел собственные соображения относительно османских владений, а не только лишь сделал это как подарок Мануилу. Однако факт остаётся фактом - рассылка дала требуемый фантастический результат, причём с того края, откуда меньше всего можно было ждать подмоги. И византийцы не были бы византийцами, если бы этим блестяще не воспользовались.
Естественно, осада с Константинополя была снята. А представитель Мануила на переговорах с султаном Сулейманом, сыном Баязида, заявил: "ну что, видал, какие у нас друзья? Так что давай-ка, дружок, возвращай территории". И турки безропотно вернули грекам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сам султан поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской Империи - но каким, оцените! Не сделав ни одного выстрела, греки вернули себе огромные территории, и выбили ещё полвека существования Византийской империи. Да, по большому счёту, они лишь умело воспользовались моментом - но разве в этом не состоит искусство дипломатии?
Ну и, конечно, император Мануил II Палеолог наглядно доказал, что рассылка - вещь эффективная, и работает даже с самыми фантастическими предложениями :-)