Когда я был маленьким, я был абсолютно и очень наивно уверен в том, что мир таков, каким я его вижу. Реальность воспринимаемых мною предметов и явлений не оставляла даже тени сомнений. В этой своей наивности я был совсем не одинок – вместе со мной так на протяжении очень долгого времени думало практически все человечество. Но времена изменились. Я вырос, выросло и сознание человечества (чуть не написал “выросло вместе со мной” :) . В один прекрасный день я вдруг понял, что, например, мой сосед по двору, носящий очки, видит мир совсем по другому, особенно если их снимет, что восприятие мира слепым дедом из соседнего подъезда, вообще отличается от моего кардинально, а когда я еще и узнал что многие животные видят мир черно-белым, то понял – я вижу только то, что я вижу, мир вокруг – это не какой-то единый абсолютный стандарт, нет, это просто мой мир. Не говоря уже о том, что когда я называл своего соседа очкариком, то считал это смешной и милой шуткой, а когда он меня додиком – жестоким и несправедливым оскорблением (но подобная разность восприятий уже дело психологии).
Человечество от меня не отставало. Наука таки пришла к выводу, что, то, что мы видим вокруг – не эталон вселенной, единственная абсолютная реальность, а всего лишь частный, относительный случай восприятия. Причем у всех разный. Да и если бы мы продолжали оставаться при мнении, что “настоящая” реальность – это то что мы воспринимаем своими чувствами, то чье восприятие выбрать критерием? Моё? Соседа-очкарика? Или взять деда из соседнего подъезда и поместить его в палату мер и весов как эталон? Но как дед передаст нам свои ощущения?
Чтобы не парится со всем этим, и не мучить и без того несчастного старика, легче считать все что мы чувствуем относительным и потому иллюзорным. Ведь что такое иллюзия – это что-то не соответствующее твердо установленному, абсолютному факту. Например то, что я сижу сейчас в грязной комнате студенческого общежития и мучаю клавиатуру старенького компьютера можно считать твердым фактом, а то, что мои родители надеются что я в университете – иллюзией. Но возникает вопрос следующего плана – мы признаем иллюзорным наше восприятие чего-то, но это “что-то”, оно – абсолютная точка отсчета или тоже иллюзия? Если я ударил кулаком по плохо печатающей клавиатуре, то ее ответный удар по моему кулаку это мое специфическое восприятие действительно произошедшего воздействия, или это мое ощущение, замкнутое на самом себе – отражение отражения, копия копии из копии? Для облегчения жизни таким балбесам как я, некто доктор Джонсон ввел критерий:
если, в соответствии с простейшим объяснением, какая-либо категория является сложной и автономной, значит, эта категория реальна,
а Дэвид Дойч математически дополнил:
если для обретения иллюзии того, что определенная категория реальна, потребуется значительное количество вычислений, то эта категория реальна.
То есть, если я например буду представлять что вместо соседа-очкарика напротив меня сидит, извиняюсь за клише, длинноногая блондинка, то это (как бы это не было грустно) будет чистой иллюзией, так как блондинка эта совсем не автономна, ее существование мне надо постоянно поддерживать собственными ментальными усилиями, иначе на ее месте опять появиться недовольный жизнью очкарик. А вот то, что сам очкарик реальность, это (как это не печально) факт, ведь чтобы он сидел передо мной, мне не надо прилагать усилия, у него это у самого замечательно получается.
Тогда можно сделать следующий вывод (здесь я поведу себя подобно пелевинскому Кике, который в своих философских рассуждениях предпочитал опираться на примеры из кинематографа, а не на философские же источники) – мир Матрицы из одноименного фильма является реальностью, и Сайфер в чем-то прав когда спрашивает, чем же хуже Матрица “реального мира” Зиона, влачащего свое кротовское существование черти где под землей. С точки зрения того, что принято называть физической реальностью, Матрица ничем не хуже, она такая же, с точки же зрения того что принято называть “жизненными благами “ она даже лучше – шмотки и условия проживания в ней, как правило, поблагоприятней, а уж еда всяко поинтересней “завтрака чемпионов”. Тогда что можно ответить Сайферу? А вот что – в Матрице не ты контролируешь свою жизнь, тебя в любой момент могут перезагрузить, переписать, переместить, в тебя может вселиться агент и так далее. Свобода – вот главное преимущество Зиона, при всех его материальных недостатках. Свобода, которой у большинства из нас сейчас нет. И поэтому – БЕЙ СИСТЕМУ, порви кабель телевизионной антенны, используй бумажные СМИ только в качестве туалетной бумаги (читай – по прямому назначению), забей на общественное мнение, брось работу и сожги флаг своей страны на помойке. А если серьезно, то после долгих раздумий над слоганом “Бей систему!”, придется в итоге ударить самого себя, ибо система это не какой-то конкретный штаб зла, который надо снести и все будет окей, нет, система, как и вачовская Матрица, в каждом из нас, вокруг нас, ее нельзя потрогать или ударить, но отрицательное влияние ее на нашу жизнь может почувствовать на себе каждый. И этот “каждый” свободу для себя должен отбивать сам. Систему можно победить только вырвав ее из себя. И вот тогда мир станет намного реальней. То что наше восприятие обманчиво и ограничено, и мы не можем подобно лягушке видеть отдельные фотоны, это еще полбеды А вот то, что лягушка сама себе хозяйка, у нее свободный распорядок дня, у нее нет босса и посему она скачет по своему болоту ориентируясь на свои собственные ощущения того, как ей следует это делать, а не на указы “вышестоящих” и инструкции таблоидов. Причем самое обидное в том, что при условии нашей свободы, жизнь у нас была бы намного веселей такой же свободной лягушачьей. Мы ведь как-никак существа более высокоорганизованные, и хоть и фотонов увидеть не можем, зато можем увидеть и оценить красоту окружающих нас людей, когда они перестанут быть для нас конкурентами в борьбе за место под солнцем, существующем лишь в рекламном ролике, и окружающих вещей и явлений, когда они перестанут быть ненужным фоном и назойливым напоминанием о том, что есть в мире вещи поинтересней, чем списки людей, у которых количество электронных ноликов и единичек на счетах больше чем у других). И если для лягушки болото – естественная среда обитания, то мы свое болото создали сами, причем непонятно зачем. И дай нам Архитектор его когда-нибудь осушить