Начальников, как и родителей, не выбирают, но если бы существовала возможность выбора, большинство предпочло бы мужчину. Нам важно, кто нами руководит, хотя мы часто боимся себе в этом признаться. В советское время женщина-начальник вообще выглядела белой вороной. Достаточно вспомнить Катю Тихомирову из фильма “Москва слезам не верит” или Людмилу Прокофьевну из “Служебного романа”. Этот тип видоизменился, но не перевелся.
Только на российском политическом олимпе женщин почти нет: хрупкие плечи упираются в так называемый стеклянный потолок, ограничивающий их продвижение по службе.
Сегодня актуален тип бизнесвумен, целиком сосредоточенной на своей карьере. Женщины-начальники инстинктивно чувствуют, что от них ждут большего, чем от мужчин. И они оправдывают доверие. Жертвуют личной жизнью, интересами семьи. Даже родить ребенка ухитряются так, чтобы их отсутствие не слишком сильно отразилось на любимом деле. Принципиально не берут отпуска по беременности. Но вот загадка: не все подчиненные готовы оценить это самопожертвование.
“Хотите ли вы работать под началом женщины?” — свыше 50 процентов мужчин дают на этот вопрос отрицательный ответ, указывая, что при таком раскладе чувствуют свою неполноценность. Некоторые подчеркивают, что представительницы слабого пола добились повышения путем интриг, а не благодаря высокой квалификации.
Как ни странно, но женщины тоже предпочитают командира в галифе, а не в юбке. Мужчины любят оказывать покровительство, отличаются большей снисходительностью к чужим слабостям, в отличие от жесткой бизнесвумен, которая успешно преодолела трудности и ждет такого же подвига от других. В общем, мужчины — всегда лучшие начальники для женщин, а руководители в юбке предпочтительнее для мужчин.
А больше всего не любят женщин-начальников строители, ремонтники и квалифицированные рабочие.
В то же время даже мужчины готовы признать, что женский стиль руководства подразумевает гибкость, лояльность, коммуникабельность, организованность, чуткость и человечность. Не говоря уже о знаменитой женской интуиции, способной творить чудеса.
Идеальный начальник — это авторитетный лидер, который должен обладать по меньшей мере четырьмя качествами: способностью видеть перспективу, умением проявлять инициативу, быть признанным третейским судьей в конфликтных ситуациях и не бояться риска. В этих позициях сильный и слабый пол выступают на равных, разве что женщины, будучи хранительницами очага, все-таки избегают рискованных решений. Что касается профессионализма, то здесь, как правило, можно поставить знак равенства.
Но есть одна сфера, в которой пол играет роль, — это эмоции. Женщины часто непредсказуемы, подвержены смене настроений, относятся к подчиненным по принципу “нравится — не нравится”, порой не в состоянии сконцентрировать свое внимание на одной проблеме. Женщина гнобит изобретательнее. Мужчина по своей природе прямолинейнее. И еще у начальника в юбке есть секретное оружие: она всегда может притвориться слабой и заплакать.
— Мне казалось, я была идеальным начальником, — рассказывает Яна, по собственному желанию оставившая руководящий пост в крупной компании. — У меня нет комплекса неполноценности, поэтому я никогда не занималась самоутверждением за чужой счет. Любимчики у меня, конечно, были, но, по-моему, никто об этом не догадывался. Просто делала ставку на перспективных сотрудников и давала им больше возможностей себя проявить. Я всегда старалась быть справедливой и практически никогда не теряла выдержки. Только раз не стерпела и грубо, в присутствии посторонних, накричала на своего заместителя, но потом нашла в себе мужество извиниться за эмоциональный взрыв. Мне казалось, что чисто женские слабости типа настроения я всегда оставляла за порогом фирмы. А недавно бывшие подчиненные меня потрясли откровенным признанием: “Мы всегда знали, когда у вас месячные”.
— Руководитель в идеале должен уметь быть разным. По возможности ему надо расширять свой ролевой потенциал. Но психологи обычно делят женщин-начальниц на несколько ролевых типов: “королеву”, “амазонку”, “мать”, “учительницу” и “соблазнительницу”, — рассказывает Михаил Зотов, психолог и бизнес-тренер.
“Королева”, как правило, следит за собой, хорошо одевается. У нее всегда дорогой парфюм, шикарная косметика. Звезда ищет восхищения. Для нее важна власть. Она стремится к тотальному контролю и над тем, что происходит на фирме, и над судьбами людей.
Такая начальница входит без стука, она считает себя вправе даже заглянуть в чужой компьютер. Обожает интриги, которые нередко сама же и запускает. Властная, решительная, безапелляционная, она не терпит возражений. Ее распоряжения надо выполнять немедленно. Объяснять или мотивировать свои решения руководитель этого типа не собирается. Хочет полного подчинения и почитания. Отношения строит по вертикали сверху вниз: я говорю — ты делаешь. Типичная “королева” — Алла Борисовна.
“Амазонку”, по классификации Михаила Зотова, тоже легко вычислить по одежке. Женщина-воин предпочитает строгую, облегающую одежду, которая не сковывает движений. Стремительная, активная, она знает, чего хочет. Она требует подчинения, четких выполнений требований и понимания поставленных задач. Принцип простой: делай, как я. Ее волнует стратегия и тактика. Интриги раздражают. Если войны нет, она ее ищет. В коллективе, возглавляемом такой женщиной, всегда напряжение. Все должны двигаться и крутиться. Там нет места человеческим отношениям. На роль “амазонки” подходит Ирина Хакамада.
“Мать”, как понятно из определения, заботится о своих сотрудниках. Они у нее всегда заласканные, зацелованные, как дети. Она успевает и “сопли подтереть”, и “попу помыть”. Как типичная наседка, она не слишком заботится о своей одежде. Ее стиль управления отличается мягкостью. У нее все “мальчики” и “девочки”. Она хочет понимания и строит отношения на равных. Даже приказы отдает в форме просьб. Мотивация реализуется через любовь, поддержку, внимание. Как любая мама, она может быть строгой и предъявлять претензии. Звучит это примерно так: “Я столько для вас сделала, а вы такие-сякие, неблагодарные!” Помириться с расстроенной мамочкой не проблема: она с удовольствием примет любое правдоподобное объяснение. Типичная “мама” — киноамплуа Татьяны Дорониной. Правда, в жизни она совсем другая.
“Учительницу” тоже выдает внешний вид. Она, конечно, всегда одевается со вкусом, аккуратно. У нее минимум косметики. Ее стол всегда завален “тетрадками” — бумагами, причем важные документы часто перемешаны с второстепенными. Как всякий педагог, она может быть злой или доброй. Она требует неукоснительного выполнения поставленных задач и стремится проверить, “выучен ли урок”. Она постоянно учит своих сотрудников и хочет, чтобы они не останавливались в своем развитии. Живая иллюстрация этой роли — Любовь Слиска.
“Соблазнительница” выбирает сексуальный стиль в одежде. Она носит короткие юбки, любит обнажать грудь, плечи и спину. У нее всегда идеально подобранная косметика, а парфюм такой манящий, что хочется идти следом и вдыхать этот аромат. В бизнесе таких женщин все-таки мало. Их удел — работа в ресепшн, салонах, студиях. “Соблазнительница” — это, конечно, Лолита Милявская.
Есть еще один всем знакомый тип начальницы — “стервы”. Сверхтребовательная, безумно коварная, патологически мстительная, такой шеф в юбке — сущее наказание, потому что никакие карьерные выгоды не компенсируют морального вреда.
— Скверный характер начальницы, проявляющийся в стремлении унизить подчиненных, — часто попытка компенсировать пережитые в детстве или в юности неприятности, — считает Михаил Зотов. — Она искренне считает это индульгенцией на уничтожение других. В то же время мы легко приклеиваем ярлык “стервы” к человеку, который виноват только в том, что почему-то не хочет понимать мои интересы, не желает входить в мое положение. То есть стервозность заключается в том, что шеф настоял на своем решении. Чтобы моя самооценка не упала до нуля, надо обесценить обидчика. Это все равно что назвать виноград зеленым.
Итак, если ваш непосредственный начальник — женщина, следует для начала определить, к какому типу ее можно отнести. А потом уже стоит заняться поиском “ключика” к ее сердцу. Как себя вести с тем или иным вариантом?
— “Королева” хочет подчинения. Женщины для нее — фрейлины. Мужчины — пажи или фавориты, — рассуждает Михаил Зотов. — Если вы согласны на роль пажа, то соглашайтесь. Умный фаворит может превратиться в “серого кардинала”, научившись ловко манипулировать “королевой”. Ему позволено иногда выражать свое мнение. К такой начальнице надо уметь подстраиваться. Советовать ей нельзя. Не желаете играть по дворцовым правилам — будете съедены.
“Амазонка” ждет от мужчин поддержки, ей нужно чувствовать надежное плечо. От женщин она ждет только четкого выполнения своих указаний. Несогласный будет уволен или убит на глазах у всех.
“Мама” любит послушных “детей”, но готова долго терпеть “плохое поведение”. При ней простительно шалить, ее указания можно игнорировать. Мужчинам при “маме” проще всего. А некоторые женщины не хотят быть дочками, они претендуют на роль подружек. Значит, им надо доказать “мамочке”, что они уже взрослые. Такая начальница обычно наказывает нерадивых сотрудников, ей трудно кого-то уволить.
С “учительницей” отношения желательно строить по вертикали: учитель — ученик. Ей следует аккуратно доложить о выполнении поручения. С “учительницей” можно советоваться, ей всегда приятно обсудить чужие проблемы. Но, как всякий педагог, она не любит плохих учеников.
Под началом “искусительницы” мужчинам довольно сложно работать. Они не всегда в состоянии четко различить потайной смысл сказанного. Приказ или просьба? Треп или мольба? Только что вместе курили, а теперь следуют указания. Потом начинаются претензии: “Я же сказала!” Поэтому мужчины все время не попадают. Происходит ошибка трансляции. Единственный выход — не бояться быть конкретными, уточнять, открывать эти окна. Главное — не заваливаться в эротическую тему. Опасно, когда перепутаны бизнес и отношения. “Искусительница” с ревностью относится к сотрудницам, смеющим с ней соперничать. Об этом нельзя забывать.
Власть и деньги — всегда испытание на прочность. К сожалению, карьерный рост происходит не без издержек для личности. Играя в мужские игры, можно потерять свою женственность, а заодно и целый арсенал преимуществ. Как сказала Ангела Меркель: “Я — женщина, останусь ею и не забуду об этом!”
Когда шеф-повара одного известного ресторана спросили, почему среди его коллег практически нет женщин, он ответил: “Специфика нашей работы такова, что вкус блюда должен быть всегда стабильным. Если клиент через год закажет понравившееся ему блюдо, оно должно иметь тот же вкус, что и в прошлый раз. Женщина не может обеспечить это условие”.
Вот только вкус жизни должен быть разным. Иначе он покажется пресным и быстро наскучит.
(с) Московский Комсомолец