Главный культурный тренд ушедшего года — крестовый поход против гламура. Обозначенный романом Сергея Минаева «ДухLess», продолженный книгами-клонами и подхваченный прототипами героев этих романов, антигламур стремительно захватил медиа. На первый взгляд, это кажется странным — ведь медиа по определению должны быть гламурными. Условный Андрей Малахов всегда должен быть строен, загорел и в костюме. На его руке должны быть дорогие часы, а его прическа должна стоить четыреста долларов — а иначе зачем смотреть в телевизор, когда достаточно посмотреть на собственного мужа?
Но здесь все дело в том, каков антигламур. А антигламур гламурен. В книжном магазине его главный манифест, роман «ДухLess», стоит как раз между книгами Оксаны Робски и Юлии Бордовских. А сам Сергей Минаев ездит на «лексусе». И Тина Канделаки никогда бы не позвала в свою передачу человека, который действительно антигламурен, то есть не разбирается в марках одежды, не ест на завтрак вестфальского хлеба с джемом из кумквата, не обедает в «Пушкине» и (о ужас!) ходит в кроссовках за пределами фитнес-зала. Тине Канделаки такой человек не нужен — публике он неинтересен. Публике интересны другие люди. Не такие, как публика.
Это называется диалектика. Единство и борьба противоположностей. Гламур борется с самим собой посредством антигламура. А антигламур (молодой человек с коротко стриженой головой из города Кологрива) борется с самим собой с помощью гламура. На нем пусть дешевые, купленные у вьетнамцев на вещевом рынке брюки и туфли, но они чисты, как стразы Swarowski. На нем аккуратная турецкая дубленка с меховой отторочкой (я правильно употребляю термин?), и он пользуется одеколоном. Пусть поддельным и тоже дешевым, но он им пользуется! Он чисто выбрит, а его «жигули» издают такой рокот, что Ferrari Сулеймана Керимова сгорела бы от стыда.
Между этими гламур-антигламурными крайностями живут так называемые «нормальные люди». Нормальные люди ходят в том, в чем им удобно, едят то, что им нравится, не украшают себя запахами и блестящими штучками, не впадают в панику от пятнышка на ботинках и уверены, что шампанское Cristal делается на московском ликеро-водочном заводе «Кристалл». Нормальные люди не стремятся, как юноша из Кологрива, выглядеть подобно Сергею Минаеву, они не делают дырок в глушителе своей десятилетней «Ауди-100» и искренне не понимают, зачем покупать водку за сто рублей, когда можно купить и за семьдесят.
А еще нормальные люди завидуют. Протяжно и тоскливо завидуют гостям Тины Канделаки и Андрею Малахову. Завидуют им и ненавидят их за то, что такие. Вот это и есть тот самый искомый и настоящий, без примесей, истинный антигламур.
Бойтесь нормальных людей. Они лишены цели. Им не нужна сумка за двадцать тысяч долларов. Им даже не нужна сумка, которая похожа на сумку за двадцать тысяч долларов, как юноше из Кологрива. А если у человека нет цели — он вымирает.