Журнал Vogue в сентябре наглядно демонстрирует, почему именно Запад не выигрывает войну с терроризмом. Более того, демонстрирует, почему он ее никогда и не выиграет.
Вообще, мне кажется, для понимания того, что из себя представляет сейчас западный мир, инопланенетянам или там усамам-бин-ладенам надо читать не Newsweek и New York Times, а куда более влиятельные Vogue, Hello, Cosmopolitan и бесплатную газету Metro (ну и еще каталог мебельного гипермаркета). Эти издания куда больше определяют картину мира в современном обществе, чем все Newsweek и New York Times вместе взятые.
Если отвлечься от ядерных амбиций Ирана и прочей оружейной составляющей, Запад уверен в том, что восточный, преимущественно исламский, мир его не понимает. Восток виноват в том, что не хочет перенимать западные ценности - потому в основном, что из-за своей темноты и недоразвитости мало знает о западном мире.
Но штука в том, что восток сопротивляется именно потому, что слишком хорошо об этом мире знает. И понимает, что все эти Бритни Спирс, MTV и смерть модели Плэйбоя как главная новость на CNN представляют угрозу для их общества, основанного на семейных ценностях и несколько иной морали.
Попробуйте показать пакистанцу из небольшого города современный глянцевый журнал - и вы вряд ли когда-нибудь станете его другом или будете приглашены в его дом. Тот самый глянцевый журнал, который стал незаменимой опорой современной цивилизации в ее современной жизни. С его супермоделями, новыми трендами и коллекциями, а также модными фотографами.
На Западе вся жизнь меряется этим глянцем и таким же глянцем представляется. Мэрил Стрип в фильме "Дьявол носит Прада" говорит: "Не глупи, все они хотят быть как мы". И она права. Все хотят быть в этом глянце, а те, кто уже там, чувствуют, что вытащили счастливый билет, и будут до скончания времен доказывать мне мою темноту. Персонаж Мэрил Стрип, как известно, был списан с Анны Винтур, главного редактора журнала Vogue.
Именно этот журнал в сентябре поражает самым безвкусным и отвратительным высказыванием, которое я видел за последнее время. Лондонской неделе моды с ее коллекцией "Кризис в Дарфуре" за этим не угнаться. Vogue и здесь доказывает свое первенство. Они наверняка назовут это fashion statement. Мне кажется, в России чем-то подобным на жизнь зарабатывает Сергей Зверев. Потому что в принципе его голая жопа на телеэкране, коллекция "Кризис в Дарфуре" и фотосессия журнала Vogue о войне в Ираке - это явления одного порядка.
В глянце по определению нет смерти. Глянец - это сплошной позитив, бессмертие, абсолютная красота и вечная молодость. Здесь нет не только смерти, нет также этики, заботы не о себе и элементарного желания думать. Глянец отучает думать - он приучает смотреть. Как быстро из глянцевых журналов усвоил современный мир, есть только две вещи, которые имеют смысл. Это секс и деньги.
Фотосессия журнала Vogue о войне в Ираке - это отвратительное свидетельство того, насколько Запад вообще не понимает того, что происходит вокруг. Насколько потребительство проникло всюду, где даже эмоции, наверное, имеют потребительскую ценность, а сострадание и переживание не входят в потребительскую корзину. Эта фотосессия - о том, как нынешний мир в метро и домиках в пригороде видит войну в Ираке и собственную роль в этой войне. Солдаты, война и сексуальное насилие - всего лишь предметы для продажи последних коллекций Роберто Кавалли и Диор.
Спящий солдат с пост-коитальной улыбкой лежит на кровати и с женщиной, которая явно выглядит травмированной и использованной. Одета женщина, правда, в Версаче со всякими блестящими побряушками. Так представляется этому миру ежедневное насилие, страх, стреляющая неизвестность за углом, бесполезность собственной миссии, Абу-Грейб, взрывы патрулей, издевательства над местными, вновь стрельба, и наутро все по новой.
С другой стороны, все это, конечно, показывает, что именно Версаче, Роберто Кавалли и Диор ведут войну с восточным, преимущественно исламским миром. А восторженные отзывы по всему миру на эту фотосессию показывают, что ничего нового нет, мир уже изменился. В конце концов, я знаю как минимум одну международную телекомпанию с новостями 24 часа в сутки, которая в свое время не поставила в эфир сюжет о годовщине в Беслане, посчитав, что телекадры матерей Беслана недостаточно сексуальны.
Что уж тогда требовать от журнала Vogue, который о определению должен задавать моду. В следующей фотосессии только надо будет уже, вероятно, снимать моделей в новой коллекции Кавалли в армейском госпитале - посреди раненых, с ампутированными ногами и изуродованными лицами. Это будет жизнеутверждающе и сексуально. В мире глянца война в Ираке, как, собственно, и кризис в Дарфуре, представляется не менее реальным событием, чем то, что происходит на экране фильма "Пираты Карибского моря". Но всем иллюзиям рано или поздно приходит конец.