Каждому ботанику нужен проект, потому что они всегда что-то строят. Постоянно. Паузы в разговоре за ужином — это ботаник работает над проектом в своей голове.
Вряд ли этот проект относится к основной работе ботаника, потому что о своей работе он думает нечто вроде: «Плавали, знаем». Через мгновение мы рассмотрим последствия этого, кажущегося небольшим объема внимания. Но сейчас этот проект является той важной вещью, которую строит ваш ботаник, и я не знаю, что это, но вы — должны знать.
Когда-то вы, спутник ботаника, были его проектом. Его внимание омывало вас словно из шланга, потому что вы были ярким и блестящим поворотом в его жизни. Не исключается и такая возможность, что вам повезло, и вы продолжаете быть его текущим проектом. Поздравляем. Но не сильно-то расслабляйтесь, потому что он скоро переключится, и когда это произойдет, вы будете удивляться — куда делось все внимание. Это руководство может вам помочь.
Что касается пола: в данной работе, мой прототипичный ботаник для удобства представляется существом мужского пола. Однако среди ботаников есть немало существ и женского пола, и для них эти наблюдения также подходят.
Поймите связь своего ботаника с компьютером. Это уже стало клише, но, тем не менее — ботаник определяется своим компьютером, и вы должны понять — почему.
Во-первых, большинство народа на планете либо понятия не имеет, как работает компьютер, либо смотрят на него, и думают, что это волшебство. Ботаники знают, как работает компьютер. Они очень хорошо это знают. Если спросить ботаника: «Когда я кликаю сюда, то эта штука появляется лишь через какое-то время. Не знаешь, в чем причина?». Они знают в чем причина. У ботаника в голове находится ментальная модель аппаратного и программного обеспечения. Там, где другие люди видят волшебство, ботаник знает, как это волшебство работает, он знает, что это волшебство представляет собой длинную последовательность единиц и нулей, движущихся по вашему экрану с впечатляющей скоростью, и он знает, как заставить эти биты двигаться быстрей.
Ботаник основывает свою карьеру, а может и жизнь, на компьютере, и, как мы увидим далее — эта глубокая связь меняет его мировоззрение. Он видит мир как систему, которую можно познать в совершенстве, если иметь достаточно времени и средств. Это лишь хрупкая и приятная иллюзия, в которую он поверил, и которая помогает ему жить. Когда эта иллюзия будет разбита, вы увидите, что…
Ваш ботаник испытывает трудности с контролированием ситуации. Он живет в мире, где все описывается равноширинным шрифтом. В то время как другие, стараясь описать свой мир, носятся с вычурными шрифтами, ваш ботаник тщательно подобрал один равноширинный шрифт, скупо используя который, он искусно манипулирует миром через командную строку, пока другие неумело крутят мышкой.
Причина выбора такого шрифта кроется, несомненно, в практичности. Ширина равноширинных шрифтов известна и не меняется. Строчка из десяти букв будет иметь такую же ширину, как и строчка из десяти других букв, благодаря чему мир помещается в удобную сетку, где X и Y всегда имеют какое-то значение.
Эти трудности контроля означают, что ваш ботаник чувствительно переносит изменения окружающего мира. Путешествия. Перемена работы. Подобные события, из-за которых приходится переопределять систему, заставляют ботаника осознать, что мир не всегда и не всецело познаваем. И пока он не перестроит свою иллюзию, он будет находиться в замешательстве и действовать непоследовательно. В такие моменты мой предохранитель становится особенно слабым и может перегореть по любому пустяку или глупости. И это одна из причин, по которой…
Ваш ботаник строит себе Пещеру. Я уже где-то писал о Пещере, но вот основные моменты: Пещера нужна для того, чтобы ботаник мог заниматься в ней своим любимым делом — работать над проектом. Если вы хотите понять своего ботаника, рассмотрите его Пещеру очень внимательно. Как она устроена? Когда он обычно в нее уходит? Сколько времени он в ней проводит?
Каждый предмет в Пещере имеет свое место и предназначение. Даже бардак подчиняется своим законам. Не верите? Возьмите и спрячьте вроде бы ненужный Mac Mini, который стоит на полу вот уже два месяца. Не пройдет и 10 минут, как он вылезет из своей Пещеры: «А где Мак?».
Пещера тоже приводит вас в замешательство, потому что вам кажется, что она служит для вашего ботаника, как способ отстраниться, и в этом вы, к сожалению, совершенно правы. Грамотно созданная Пещера убирает его из физического мира, и помещает его в виртуальный мир, в котором есть все нужные ему игрушки. Потому что…
Ваш ботаник любит игрушки и головоломки. Именно радость открытий и решения задач — вот, что привлекает ботаника в его проектах. По мере завершения каждой части проекта, он получает дозу адреналина, которую мы назовем Кайфом. Такое есть в каждой профессии: момент, который существенно приближает вас к финишу. Причем во многих видах работ прогресс разглядеть легко: «Смотри, теперь у нас есть дверь!». Но в работе ботаника, основанной на битах, прогресс измеряется невидимо в уме, выражаясь в коде, алгоритмах, эффективности и небольших ментальных победах, которые не существуют в мире атомов.
Есть и другие способы достичь Кайфа, и ботаник делает это постоянно. Существует еще одно распространенное клише, утверждающее, что ботаники любят видео-игры, но они любят не это. Игра — это всего лишь очередная система, и задача ботаника состоит в том, чтобы понять правила, по которым она работает, и тогда он сможет выиграть. Да, мы любим смотреть на игры с тоннами полигонов, но такое же удовольствие мы получаем и от игры в Bejeweled, или когда прокачиваем своего Ночного Эльфа до 70 уровня, или когда бесконечно крутим в руках Кубик Рубика. И это прекрасно сочетается с тем фактом, что…
Ботаники — офигенно забавные ребята. Будучи моложе, ваш ботаник зачастую был изгоем из-за своей странной привязанности к компьютерам. Это и послужило причиной возникновения некой горечи в его душе, которая стала фундаментом его юмора. Теперь соедините это недоверие ко всему с другими естественными талантами ботаника, и поймете, что он расценивают юмор как еще одну игру.
Юмор — это интеллектуальная головоломка. «Как можно выстроить этот конкретный набор эзотерических банальностей таким образом, чтобы быстро повысить его веселость?». Ваш ботаник слушает изо всех сил, чтобы уловить возможность для юмора, и когда он слышит ее, он бешено проносится по своей памяти, в поисках подходящей информации из своего опыта, чтобы выдать смешное как можно скорее.
Это быстрое остроумие можно аргументировать лишь тем, что…
Ваш ботаник обладает неуемным информационным аппетитом.
Как ботаник смотрит телевизор? Скорее всего, одним из двух способов: во-первых, он может смотреть телевизор с вами, когда вы оба сидите и смотрите одну и ту же передачу. И он может смотреть телевизор сам: когда он одновременно смотрит три передачи. Выглядит это как безумие. Вы заходите в комнату и видите, как ваш ботаник каждые пять минут переключает каналы.
«Как ты успеваешь за всем уследить?».
Он успевает за всем уследить. Видите ли, он уже видел все три фильма… несколько раз. Он знает все повороты сюжета, и редактирует их в уме, создавая собственную версию, в то время как смотрит все три фильма одновременно. Основной умственный ход здесь — это контекстное переключение, а ваш ботаник — король контекстного переключения.
Умение моментально производить контекстное переключение происходит из компьютерной жизни. Умственная информационная модель мира вашего ботаника содержится внутри четко ограниченных аккуратных окон, где самым важным инструментом является тот, который позволяет ему быстро переключаться от одного окна к другому. Неважно, что между окнами может не быть связи. Ваш ботаник привык к огромным контекстным прыжкам, когда в одном окне он разговаривает с другом, в другом — беспокоится о своем пенсионном счете, а в третьем — читает о второй мировой войне.
Вы можете предположить, что ботаник не может сконцентрироваться в мире, в котором контекст постоянно смещается, и будете частично правы. Вся эта многозадачность неэффективна. Ваш ботаник знает очень немного о многом. Его знания по каждой теме достигают лишь пары сантиметров в глубину, и нескольких километров в ширину. И его это не беспокоит, потому что он знает, что для получения глубокого знания в какой-либо области достаточно лишь нажать нужные клавиши. Понимаете…
Ваш ботаник построил в своей голове настолько эффективный движок релевантности, что это даже раздражает. Конец дня, вы с ботаником прохлаждаетесь на диване. Телевизор выключен. Компьютера поблизости нет, и вы рассказываете ему о том, как прошел день: «Провела час на почте, отправляя посылку твоей маме, а затем пошла в то бистро, ну, знаешь — которое рядом с цветочным магазином, а оно закрыто. Представляешь!»
А ботаник отвечает: «Круто!».
Круто? Что крутого? То, что бистро закрыто? Посылка? Как это может быть круто? Это совсем не круто. Вообще-то, все это вполне может быть круто, но ваш ботаник не считает, что все, что вы сказали, имеет какое-то отношение к делу. Вот, что он услышал: «Провела час на почте бла-бла-бла-бла…».
Вы имеете полное право разозлиться на такое поведение — ведь это грубость — но если серьезно, то я пытаюсь помочь. Ненасытные поиски информации и Кайфа интересным образом изменили мозг вашего ботаника. Он быстро оценивает любую единицу поступающей информации: релевантна она или нет? Релевантность в данном случае означает — помещается ли входящая информация в систему вещей, которые волнуют ботаника в данный момент. Вы можете ожидать активного участия, если удастся активировать флаг релевантности. Если вы активируете флаг нерелевантности, то ожидайте вербального подчеркивания, которое обозначит его суждение о нерелевантности. Мое слово — «Круто», и когда вы слышите его, значит, я вас не слушаю.
Информация, которая выливается на вашего ботаника при развевающемся флаге нерелевантности, забывается практически моментально. Я серьезно. Когда опять услышите «Круто», то спросите меня «Что я только что сказал?». Это неуклюжая усмешка на лице вашего ботаника — первый шаг к тому, чтобы дать ему понять, что в этой беседе он является источником проблем. Такое поведение служит одной из причин, почему…
Может показаться, что ботаники не любят людей. Светские разговоры. Эти неуклюжие первые пять минут, когда двум людям приходится взаимодействовать. Светские разговоры — это бич существования ботаника, потому что они представляют собой комбинацию аспектов того мира, который он ненавидит. Когда ваш ботаник смотрит на незнакомца, он думает: «У меня нет системы, чтобы понять этого беспорядочного человека передо мной». Отсюда и появляется застенчивость. Поэтому ботаники и не любят выступать перед толпой.
Навыки общения с другими людьми есть, но не хватает четко выстроенной системы.
Продвинутая настройка ботаников
Если вы все еще читаете, значит, я полагаю, ваш ботаник стоит того, чтобы за него держаться. Даже, несмотря на то, что он склонен исчезать на несколько часов, имеет странное чувство юмора, не любит, когда вы трогаете его вещи, и часто не слушает, когда вы с ним разговариваете, за него стоит держаться. Пойди тут разбери.
Мой совет:
Постарайтесь связать то, что он любит, с тем, что он не любит. Вы любите путешествовать, а ваш ботаник предпочитает часами прятаться в своей Пещере, и гоняться за Кайфом. Вам нужно убедить его в двух вещах. Во-первых, убедите его в том, что сделаете все, чтобы воссоздать его пещеру в новой среде. Что создадите тихое, темное место, где он сможет сориентироваться, и подумать над тем, в какую сторону происходит смыв в туалете. Путешествуете за рубежом? Выкройте три дня в каком-нибудь тихом месте в самом начале путешествия. Путешествуете внутри страны? Как насчет того, чтобы позволить ему поваляться полдня в кровати, прежде чем тащить его смотреть достопримечательности?
Во-вторых, и это важнее, напомните ему о его ненасытном информационном аппетите. Взывайте к его глубокой любви к открытию нового, и помогите понять, что вряд ли найдется более мощный фонтан новых впечатлений, чем тот, когда ты просыпаешься в гостиничном номере, окна которого выходят на венецианский Grand Canal, и ни слова не понимаешь по-итальянски.
Сделайте это проектом. Вы, должно быть, заметили, как странно относится ваш ботаник к еде. Он быстро ест? Я имею в виду, очень быстро? Вам следует знать, что при этом происходит. Пища забрасывается в ведро нерелевантности, потому что она мешает истинному контенту. То же самое касается и физических упражнений. Хотите, чтобы ваш ботаник ел здоровую пищу, и прожил еще тридцать лет? Но как изменить его поведение? Превратите диету и упражнения в проект.
Что касается меня, физические упражнения стали моим проектом десять лет назад после тяжелой размолвки. Когда экс перестала быть проектом, я нырнул в упражнения и стал заниматься каждый день. Я вел графики, чтобы отслеживать тренировки, следил за весом, и занимался. Каждый божий день в течение двух лет, пока не вырубился после тренировки в Макдональдсе из-за того, что не ел целый день. Окей, пришло время для нового проекта. Ботаники также испытывают трудности со сдержанностью. Но это тема для другой статьи.
Существенные изменения в поведении ботаника могут случиться, только если он погружается в проект душой и телом, в ином случае — это лишь еще одна мысль для ведра нерелевантности.
Люди — вот самый интересный контент. Если к вам в руки попал очень застенчивый ботаник, попробуйте вот что: спросите, сколько человек у него в списке контактов. Сколько у него друзей в сети Facebook? Сколько людей читают его посты в Twitter? LiveJournal? Смею предположить, что в сумме количество людей, с которыми он взаимодействует, будет раз в 10 больше, чем вы думали. Так может происходить потому, что это взаимодействие происходит посредством системы, которую он понимает — посредством компьютера.
Ваш ботаник знает, что люди интересны. То, что он не может посмотреть вашей лучшей подруге прямо в глаза, не означает, что он не хочет узнать, что ей движет, но вам придется стать социальным буфером — переводным слоем. Вам нужно найти один общий интерес между своим ботаником и подругой, и тогда он включится, потому что найдет релевантность.
Новый Кайф
Как вы уже поняли, когда были его проектом, концентрация вашего ботаника на чем-либо может быть до забавного всеохватывающей, но это прекратится. Как только ботаник понимает, что узнал, как работает система, то брошенный вызов начинает ослабевать, и он уходит на поиски Нового Кайфа.
Я не знаю — кто вы, или почему вы выбрали себе в спутники ботаника, но я знаю, что вы представляете собой непознаваемую систему. Я знаю, что вы беспорядочны, как и ваш ботаник. Будьте причудливой собой, и этого будет больше, чем достаточно, чтобы бросать ботанику новые интересные вызовы.
Кроме того, задача ботаника — вычислить вас, и, может быть, кто-нибудь где-нибудь написал статью именно о ваших странностях. Хорошие новости — возможно, именно эту статью он сейчас и читает.