Больше всего некоторые немецкие СМИ сегодня сожалеют, что сейчас - не сто лет назад, когда "верхи" и "низы" отличались друг от друга не только количеством денег. Сто лет назад на виллу руководителя всей немецкой почты ночью, не дожидаясь рассвета, пришел бы офицер, без слов положил бы пистолет и ушел не прощаясь. Бывший почтовый шеф был бы торжественно похоронен со всеми присущими его положению почестями.
Прошло сто лет, нынешнего председателя совета директоров одной из крупнейших компаний Германии, "Deutsche Post", зовут Клаус Цумвинкель, и он, зарабатывавший на службе у государства 4,24 миллиона евро в год, обвиняется в укрывательстве налогов в течение двадцати лет на общую сумму в 4 миллиона евро. Общее число подозреваемых высокопоставленных уклонистов уже сейчас составляет четырехзначное число, и скандал только набирает обороты. Сумма убытков казне оценивается примерно в 3 миллиарда евро.
История эта, далекая от нас на первый взгляд, чрезвычайно показательна и поучительна именно для России, ибо развенчивает очередной самоуничижительный миф, один из многих внедренных в ее сознание в последние десятилетия ХХ века. Мифов этих огромное множество, и большая часть выдает наносное, обусловленное текущими условиями среды, за традиционное, за национальный колорит. Так все ведь "знают", что русские - алкоголики. И сами русские это "знают".
А уж нерусские-то и подавно. Кажется, в "Симпсонах" прибор - определитель содержания алкоголя в крови после наиболее высокого возможного уровня содержал еще один - "Ельцин".
Однако достаточно заглянуть в мировую статистику, чтобы убедиться - Россия пьет не больше, чем другие. Россия просто, в отличие от других стран, пьет крепкие напитки. Но и Германия еще несколько десятилетий назад хлестала шнапс. Что же произошло? У широких слоев населения появились автомобили, а штрафы за езду в пьяном виде оказались слишком велики даже для состоятельных бюргеров. Так постепенно от шнапса Германия пришла к пиву (на севере) и вину (на юге). А теперь вспомните о происходящем в последние годы в России росте потребления пива и неумных, хоть и из лучших побуждений, попытках власти этот рост остановить, наверняка обрадовавших "водочное лобби".
Ну а сколько раз российское "бескультурье" и "нецивилизонность" доказывались отсутствием ремня безопасности на груди российского автолюбителя и присутствием аналогичного ремня на немецкой груди. И что же? Стоило всего лишь ввести в России штрафы, все еще не сопоставимые с немецкими, но уже довольно чувствительными для российского кармана, как все поголовно начали пристегиваться уже и в России. Как написал "БГ", "большой штраф излечил целую нацию от комплекса труса. Теперь, если ты пристегнут, это не значит, что тебе страшно. Это значит, что ты просто не хочешь платить гаишникам". Беспрецедентная акция: "бескультурье" удалось устранить за несколько дней!
Вернемся к нашим баранам. Сколько всего пришлось выслушать российскому народу, посмевшему возжелать наказания Ходорковскому. Сейчас весь немецкий народ, от бомжа до президента, спустил всех собак на Цумвинкеля. Немецкие трудности последних лет никак не сравнить с российскими трудностями 90-х, но и в Германии людям, которым все чаще предлагают потуже затянуть пояса, лишают одну за другой социальных гарантий, которые, к слову, составляли славу немецкого государства, чрезвычайно сложно понять баснословно богатого человека, грабившего их - словно ему было мало его миллионов - на протяжении десятилетий.
Сколько всего в рамках "дела Ходорковского" было сказано о "кровавой гэбне", могущественных спецслужбах, позавидовавших и сваливших "великого человека". Оказывается, "великого немецкого человека" тоже свалила спецслужба - германская BND. Именно она вышла на сотрудника лихтенштейского банка LGT, выкравшего у своего работодателя базу данных с финансовыми операциями немецких граждан. За ворованный компакт-диск BND заплатила 5 миллионов евро, перепродав его затем за ту же сумму немецкому министерству финансов. Такая вот банальная скупка краденого.
В связи с "делом Ходорковского" много говорилось и об избирательности российского правосудия. А что в Германии? Дочка пастора и бундесканцлер Германии Ангела Меркель пообещала провести воспитательные беседы с каждым представителем немецкой бизнес-элиты. А министр финансов призвал неплательщиков покаяться и вернуть украденные суммы, пообещав взамен не возбуждать уголовное дело.
Интересно также сравнить реакции немцев на слова кронпринца Лихтенштейна, назвавшего налоговую систему Германии наихудшей в мире, и русских - на истеричные обвинения Западом России в отсутствии демократии. Они очень похожи.
В "деле Цумвинкеля", вероятно, будет всего одно отличие от "дела Ходорковского". Слишком сильна в Германии случка политики и бизнеса. Примеров, когда проворовавшиеся высокопоставленные чиновники уходили от ответственности, полно. Обратных примеров - не припоминаю. Шеф Deutsche Bank Акерманн сам несколько лет назад проходил в качестве обвиняемого в процессе о "самом сенсационном экономическом преступлении в послевоенный период". Ему грозило два года. Его оправдали. Сейчас он со страниц любимой немецкой газеты "Bild" рассуждает о морали. Еще один подобный рассужденец - Утц Клаассен. Когда-то шеф бывшей ранее в государственной собственности фирмы-монополиста, снабжавшей юг Германии электричеством, получавший 4 миллиона евро, пробил себе пенсию в 400 тысяч евро в год. Теперь ему 44 года, он пенсионер, а цены на электричество растут. Пережил процесс с обвинением в подделке бухгалтерского баланса. Без последствий. Тоже с удовольствием рассуждает о морали.
Потому что знает - у политиков своих скелетов в шкафу никак не меньше будет. Достаточно вспомнить скандал с пожертвованиями крупнейшей немецкой партии ХДС. А про независимый от власти суд можно рассказывать только наивным россиянам. Это ведь только Россия может считать, что демократия - это власть народа. Ну так на то, по мнению не знающего историю Запада, российскую демократию и называют "молодой" да "развивающейся". А в Германии демократия "старая" и "развитая" - кто ж у народа спрашивать будет?..