Почему именно Виктор?
Я часто задавался вопросом – в чем феномен Виктора, почему именно он? Ведь для человека со стороны, который хоть где то когда то услышал Цоя, он покажется всего лишь простым популярным исполнителем, который не отличался не гениальным музыкальным наполнением, не наличием особенно техничных музыкантов – но ведь все таки "Кино" получило ту самую порцию славы и многотысячные стадионы. Спустя 18 лет после его смерти поклонники продолжают знакомится и общаться друг с другом.
Начну с того, что для меня существует своего рода разделение в понимании и осознании в той или иной степени поклонников творчества на фанатов (т. е. те, которые безропотно во всем своего кумира поддерживают) и людей, которые искренне и честно считают Виктора человеком, близким по духу и понимающих то, что он хочет рассказать в своих песнях. Повторюсь, не агитирует, не спешит с призывами (как делали и делают это до него и после него эти самые псевдо звезды русского рока, некие "мессии", идущие против политики и власти (причем во многом ради пресловутых рейтингов), которые именно что втирают свое мнение "мы вместе, мы вперед" подобно лозунгам минувших и будущих лет), а именно рассказывает, делится своим мнением.
Мне захотелось провести небольшой анализ (благо образование финансиста и в какой то степени аналитика позволяет расставить все на свои места).
1. Одним из секретов успеха популярности Виктора на мой взгляд состоит в том, что он повествует нам о том, что для того, что бы жить достойно и подобающе в нашей Великой, но все таки многострадальной стране необходимо первым делом сделать перемену внутри самого себя. Виктор это понимал и в целом ряде песен ставил во главу угла данный вопрос.
Взять например песню "Перемен". В ней говорится о том, что человек для того, что бы жить более достойно и чувствовать в себе силы cnfnm свободным и независимым человеком всегда должен и может искать причины внутренних проблем в самом себе. Конфликт внутреннего и внешнего мира на мой взгляд один из важнейших аспектов нашей жизни. Виктор был готов к этим переменам. Но большинство из его поклонников (да и что там говорить всех нас) мысленно, внутренне и тд не чувствуем в себе сил к этим переменам, но мы хотим этого, однако не можем найти вектора
развития и верного пути решения.
Тоже самое можно проследить в "Невеселой песне": "А когда приходит время вставать, мы сидим, мы ждем". "Попробуй спеть вместе со мной": "А тех кто слаб – живут из запоя в запой, кричат нам не дали петь, кричат – попробуй тут спеть". И тд и тп. Примеров множество.
Суть в том, что каждый из нас сущность проблемы так или иначе понимает (даже подсознательно), но не каждый способен в этом признаться самому себе. Виктор был другим – он это понимал и не будучи человеком очень образованным тем не менее оказался очень мудрым и рассудительным – то чего не хватает массе весьма образованных и казалось бы умных людей, но в тоже время так и не наделенных житейской мудростью.
Признаюсь сам себе - я еще довольно молод и понимаю, что мне в жизни предстоят множество ошибок, проб, выводов и тд. И я сам же себе признаю, что не готов к тому, что бы осознать и обрести ту самую необходимую в жизни мудрость. Она придет с возрастом. Но уже сейчас я знаю, что на мой взгляд требует изменений в нашей многострадальной стране. Другой вопрос в том, что при нынешней ситуации в стране и нашей лживой сущности есть масса вопросов и проблем, которые невозможно решить в одночасье. Но необходимо так или иначе начать каждому с самого себя.
2. Вторым аспектом его мегапопулярности я не без основания считаю феномен притяжения личности. Виктор, на мой взгляд, обладал какими-то навыками шаманства – то бишь притягивал народ к себе. Эта энергетика чувствуется даже через экран. Мне к сожалению не довелось видеть его живым, но обладая целой массой воспоминаний и повествований, а так же основываясь на внутренних ощущениях, я полагаю, что некая магия притяжения имела место. Многочисленные негативные воспоминания лишь подтверждают это мнение – люди банально завидовали его успеху будучи так или иначе знакомыми с ним и не способными признать свою собственную проблему комплекса неполноценности. Цой, будучи человеком весьма скромным и часто не идущим на контакт, в тоже время был очень магически притягивающим к себе. Не случайно Алексей Вишня в передаче "Пусть говорят", а так же в последующих заданных ему мной вопросах только подтвердил это мнение. Однако как говорится хорошее видится на расстоянии и мы – люди, которые Виктора лично не знали все-таки способны уловить этот момент.
3. Простота и доступность текстов. Виктор в моем понимании не был как таковым рокером. Он в первую очередь представитель музыки попс – т. е. того или иного культурного и музыкальной феномена, который популярен и вызывает массовый интерес в какую-то определенную историческую эпоху. Например, в конце 70-х попс – это тяжелая музыка, в начале 80-х попсом был панк, в конце 80-х – уже попса вышла на передний план. Виктор своим творчеством был способен переломить эту тенденцию. Он вообще был вне какого-либо направления (подчеркиваю не стиля, а направления). Цой был панком, был неоромантиком, был популярным исполнителем и тд. Его чутье позволило вписаться в разные на тот момент модные направления и “Кино” практически всегда было "на новой волне".
4. В ранних песнях Виктора ощущается тот самый
аспект своего парня, который для людей моего возраста (ну и людей на несколько лет старше или моложе) играет весьма важную роль. Если послушать песни ""Бездкльник", "Мои друзья", "Мое настроение", то в них это самое ощущение парня с соседнего двора захватывает и не покидает. Он как буд-то то самый знакомый друг Витя, который тебя прекрасно понимает и поет о том, что тебе самому достаточно близко в той или иной степени. Поэтому у Виктора было и есть очень много поклонников среди возрастного контингента 15-25 лет.
На мой взгляд, это всего лишь одни из аспектов успешности и популярности Виктора. Их целая масса и на эту тему можно было бы написать целую книгу. Но все же на мой взгляд личность Цоя не нуждается в каком то особенном рассмотрении и анализе – его творчество необходимо в первую очередь чувствовать, а затем уже понимать и это главное.
http://www.yahha.com/article.php?sid=342