Второй удар тапком по таракану можно смело направлять в верхне-правый угол по отношению к направлению первой атаки. Путь к отступлению, выбираемый тараканом при каждом замахе, случаен, он лежит в очень узком промежутке, которого достаточно для того, чтобы полность запутать преследователя.
Чтобы не промахнуться и прихлопнуть таракана, лучше нанесите два удара одновременно. Эти животные, как показало исследование итальянских ученых, выработали особую стратегию ухода от угрозы, благодаря которой способны совершенно случайным образом выбрать один из нескольких путей отхода. Такое поведение заставляет домохозяек и – что самое главное – самих тараканов каждый раз угадывать направление побега.
Как показали эксперименты, тараканы чаще удирают под углом от 90 до 180 градусов по отношению к линии атаки.
Строение нервной системы тараканов изучено довольно хорошо, и даже известны некоторые особенности принятия решений, общие для всех насекомых. Но вот понимания, каким образом таракан выбирает то или иное направление для побега от опасности, до сих пор нет. Между тем такое поведение, при котором направление бегства жертвы от хищника абсолютно непредсказуемо, было не только описано для различных видов, но и рассматривается некоторыми исследователями как абсолютно необходимое. В противном случае хищники бы давно изучили повадки жертвы, и об успешном бегстве не могло быть и речи.
Чтобы ответить на этот вопрос, Паоло Доменичи и его коллеги поэкспериментировали с американским тараканом Periplaneta americana. Тараканам было предложено выбрать один из трех возможных вариантов развития событий: проявить абсолютное безразличие к каким-либо направлениям бегства, всегда бежать в одном направлении прочь от угрозы или проявить случайный выбор направления бегства из нескольких наиболее часто используемых.
Методика эксперимента не отличалась оригинальностью: ученые попросту пугали тараканов, а затем наблюдали за тем, как насекомые стремительно ретируются.
«Угрозой» служил поток воздуха, симулирующий приближение хищника или тапка. Воспользовавшись личным опытом и данными предыдущих наблюдений, ученые знали, что таракан сначала разворачивается, выбирая направление, а потом бежит «не сворачивая». Первую серию экспериментов авторы публикации в Current Biology провели на пяти особях, многократно пугая их, а затем регистрируя угол, на который развернулось насекомое.
Хотя каждый из пяти подопытных тараканов мог выбрать направление под любым углом к линии атаки, все они проявили предпочтения к ряду направлений в диапазоне от 90 до 180o. В то же время небольшие различия в поведении разных особей заставили Доменичи и коллег перейти к более масштабным исследованиям. Ведь на каждое последующее решение мог повлиять «накопленный» опыт. Но даже во второй части исследования, где 86 различных тараканов пугали лишь единожды, энтомологи не заметили существенных различий по сравнению с результатами первого эксперимента.
Если же нападение на таракана симулировали сзади, то диапазон углов поворота уменьшался, но и в этом случае таракан непредсказуемо выбирал одно из нескольких направлений движения, укладывающихся в упомянутые 90 градусов.
Ученые предполагают, что выбор траектории бегства таракана имеет геоцентрический механизм, согласно которому выбор пути отхода связан с внешними факторами – направлением угрозы. Противоположность ему – эгоцентрический механизм, по которому траектория бегства выстраивается относительно положения тела таракана, не подтвердился.
А вот нейрофизиологические процессы, лежащие в основе выбора предпочтительных путей отступления, пока что остаются неизвестными, хотя подобные исследования могли бы пролить свет не только на жизнь таракана, но и объяснить поведение других потенциальных жертв, хотя бы среди насекомых.
И хотя исследователи, по сути, вооружили всех борцов с тараканами очень полезной информацией, они отдельно отметили, что не хотели бы, чтобы эти знания активно использовались для истребления этих милых домашних животных.
http://gazeta.ru/science/2008/11/14_a_2883107.shtml