Десять лет назад в США вышел нашумевший фильм «Матрица», вслед за этим началась настоящая мода на «другую реальность»... Фильм принёс около миллиарда долларов прибыли, разошёлся многомиллионными тиражами на дисках.
Впоследствии он стал трилогией. В отличие от прочей голливудской фантастики, «Матрица» была вполне серьёзной кинолентой, несущей в себе глубинный смысл. Конечно, фильм неоднократно премировался и за использование новых спецэффектов, и за смелые технические решения, но всё же главное внимание было приковано к нему отнюдь не из-за этого.
В концепции фильма Матрица — это система, которая представляет реальный для нас мир, который в действительности управляется машинами, к ним подключены миллионы людей, и машина получает от них энергию. Код Матрицы мелькает на экране бегущими вниз зелёными символами, похожими на стекающие по стеклу капли дождя. Люди не подозревают, что живут в мире, управляемом, словно компьютерной программой, внешним разумом, который существует за их счёт.
По сюжету некий молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — компьютерный хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит загадочное сообщение: «Ты увяз в Матрице». Неизвестный, пославший текст, даёт ему странное указание «следовать за белым кроликом». Вскоре молодой человек случайно встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Отправившись за ней, он приходит в ночной клуб, где знакомится с девушкой-хакером Тринити, которая обещает ему раскрыть тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с неким Морфеусом. Тринити сразу предупреждает его-. «Будь честен, Нео. Он знает больше, чем ты можешь себе представить».
Таинственный Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами: «Ты хочешь узнать что это? Матрица повсюду. Она окружает нас. Даже сейчас она с нами. Ты видишь её, когда смотришь в окно, или включаешь телевизор. Ты ощущаешь её, когда работаешь, идёшь в церковь, платишь налоги, — это целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы скрыть правду». По словам Морфеуса, все люди с рождения являются рабами Матрицы, пребывают «в темнице для разума».
Затем Томас увидел жуткий разрушенный мир, узнал, что привычная ему реальность является всего лишь иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. На самом деле Земля погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, должны производить для них энергию, необходимую им. Те немногие, что смогли сохранить ясный разум, подняли мятеж, прячутся в подземельях вне Матрицы и ведут борьбу против машин. Последним оплотом мятежников является подземный город Сион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы. Воины машин — некие Агенты, которые являются запрограммированными существами Матрицы и преследуют всех, кто ей противостоит.
Главный корабль мятежниов, которым руководит Морфеус, называется «Навуходоносор». Морфеус верит, что Нео — тот самый Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. Но сам Нео, кажется, не совсем в это верит. Именно поэтому его зовут Томас, то есть Фома, о котором упоминается в Евангелии.
Однажды Морфеус попадает в плен к Агентам. Но Нео и Тринити ценой неимоверных усилий удаётся его освободить. Беглецов преследуют по всему пространству Матрицы, и один из Агентов убивает Нео. Но поцелуй Тринити оживляет его, он ощущает в себе новую силу. В конце фильма он звонит по телефону, как бы обращаясь к Матрице:
«Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь. Боитесь нас. Боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем всё кончится. Я скажу лишь, с чего начнётся. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Я покажу им мир... без вас. Мир без правил, без контроля, без границ. Мир... где возможно всё. Что будет дальше — решать нам»...
Казалось бы, фильм представляет собой обычный миф о герое, спасающем человечество. Но не всё так просто. Сюжет необычен, его суть является концепцией противостояния двух «реальностей». В произведении переосмыслено не только христианское предание, но также иудейская мистика и философские идеи из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла (помните «белого кролика»?), постмодернизм Жана Бодрийяра.
Не случайно в режиссёрском сценарии, в вырезанной из фильма сцене, Морфеус сообщает Нео: «Ты жил в воображаемом мире, Нео. Как и у Бодрийяра, вся твоя жизнь прошла внутри карты, а не на местности». В данном случае речь идёт о притче, которую рассказывает в одном из своих эссе Хорхе Луис Борхес: «...Картографы Империи составили настолько подробную карту, что, в конечном итоге, она отразила местность с предельной точностью». С течением времени эта карта начинает изнашиваться, от неё остаётся лишь несколько «лоскутов... на которых ещё видны очертания пустынь». Подобно искусителю, Морфеус приглашает Нео «в пустыню реального», когда говорит, что вся его жизнь была иллюзией, созданной Матрицей.
При первой же встрече Морфеус ставит перед Нео вопросы: «Что реально? Как ты определяешь реальность? Если ты говоришь о том, что ты можешь переживать, чувствовать вкус и запах или видеть, тогда реальность — это просто электрические сигналы, истолкованные твоим мозгом». Для самого же Морфеуса реальность представляется сотворённым миром, не миром, созданным Промыслом Божиим, а реальностью разрушения и противостояния, в котором для него и его последователей нет места. Для него есть только собственная реальность и то, что находится за её пределами, то есть Матрица. Морфеус открывает Нео пустынное пространство и провозглашает: «Добро пожаловать в пустыню реального».
Сам Морфеус, конечно, знает об истинном положении дел, но, по его же собственным словам, «знать путь и идти по нему — не одно и то же». Его душа ненавидит сотворённый Богом мир, он для него является чужим: «Матрица это система, Нео. Эта система наш враг. Люди, которых мы пытаемся спасти, но пока они подключены, они всё ещё часть системы, а значит, наши враги. Ты должен понять, что большинство этих людей не готовы к отключению. И множество из них очень привязаны к системе, поэтому они будут бороться за неё...» Морфеус воспринимает ненавистной не только саму Матрицу, но и её население — людей, которых он будто бы намеревается «спасти».
Имя Морфеус напоминает имя древнегреческого покровителя сна Морфея. В «Метаморфозах» Овидия он описывается как мастер создавать для людей иллюзии и обманывать их. Его корабль называется «Навуходоносор» — имя вавилонского царя, терзавшегося тревожными и пророческими сновидениями, которые в конце концов свели его с ума. Морфеус утверждает, что предлагает Нео возможность пробудиться от сна, которым является Матрица. Он лжёт.
К пониманию сюжета с христианской точки зрения приводит символическая надпись на борту «летающей тарелки» Морфеуса: «Маrk III № 11>>. Соответствующий фрагмент Евангелия от Марка гласит: И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали:Ты Сын Божий (Мк.3,11).
В Откровении св. Иоанна Богослова читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7).
Священник Константин Пархоменко очень точно написал, что после падения дьявол и последовавшие за ним духи образовали как бы «царство», противоположное Царству Божию по своему замыслу. Противопоставив себя Богу, дьявол одновременно поставил себя вне Жизни и с тех пор пытается обрести опору в этом мире, паразитируя на созданном Богом бытии. Для этого он старается проникнуть в душу каждого человека, созданного по образу и по¬обию Божию, во всё творение и, таким образом, обрести бытиё, как бы отвоевать для себя часть Божией территории.
Конечно, сотворённый Богом мир должен представляться дьяволу не иначе, как Матрица. Не случайно имя одного из сподвижников Морфеуса — Сайфер — «Lucifer», одно из имён сатаны. Любопытно и то, что мятежная реальность, противостоящая Матрице, называется Сионом.
Морфеус словно передаёт свою силу Нео: «Я пытаюсь освободить твой разум, Нео. Но я могу только указать тебе дверь. Ты сам должен войти в неё». Так кто же этот мессия «другой» реальности,, некто «новый», «избранный», действующий со всей мощью направляющего его мятежного духа?
Это антихрист. Уже в самом начале фильма парень, покупающий у Нео диски, говорит: «Ты мой спаситель!» Настоящая фамилия Нео — Андерсон — дословно переводится как «сын человека». В Апокалипсисе описано явление антихриста: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (Откр.1-3,5). В конце фильма угроза Матрице из уст Нео: «Возможно всё».
По ходу действия постоянно встречаются числа 1 и 3. Само имя Нео (Nео) является анаграммой числа 1 (one). Имя его спутницы — Тринити — как «троица». Она в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303. Интересно, что, когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что паспорт того действителен до 11 сентября 2001 года. Напомним, что это дата взрыва башен Всемирного Торгового Центра. А фильм был выпущен более чем за два года до трагедии.
Кстати, кто же такие агенты Матрицы? Морфеус .рассказывает Нео: «Я не буду лгать тебе. Каждый, кто пытался сразиться с агентом, неизменно погибал. Я видел, как агенты прошибали стены, люди выстреливали в них полные обоймы, но ни разу не попадали. Однако их сила и их скорость так же основаны на законах этого мира, и поэтому они никогда не будут сильнее или быстрее чем ты, если пожелаешь».
Восприятие падшими духами ангелов в полной мере выражается в образе, которым наделены агенты и, в частности, агент Смит. Для дьявола ангелы являются непримиримыми врагами, исполняющими волю Господа. Поэтому агент Смит показан в фильме высокомерным и жестоким существом, ненавидящим людей и стремящимся погубить Нео. Его образ формируется не только с демонической точки зрения, но и по «образу» падших духов. Этот принцип в своё время прекрасно описал Клайв С.Льюис в своих «Письмах Баламута», где бесы представляли ангелов подобными себе, просто сражающимися на другой стороне.
Пожалуй, в этом и заключается главный смысл фильма «Матрица» — в стремлении отвергнуть Божий мир и подменить его иной, собственной «реальностью». Вспоминается, как возмущался один американский ревнитель толерантности по поводу того, что в христианской традиции дьявол именуется «дьяволом» и наделяется негативными чертами. По его мнению, правильнее было бы говорить «другой бог».
А что же говорят о фильме сами его создатели? «Это довольно сложная история о Христе, — считает оператор Билл Поуп, — но для режиссёра и для меня самого одним из лучших видов комиксов является история творения, предсказывающая появление супергероя вроде Сорвиголовы или Человека-паука. «Матрица» — это история творения Нео».
Что ж, сказано вполне откровенно. «Матрица» — это история об антихристе, показанная с точки зрения падших духов, пронизанная их «философией», ненавистью ко всему божественному и гордым неприятием собственной неминуемой гибели.
«Тако и вы, егда видите сия вся, — бодрствуйте, яко близ есть, при дверех...»
Александр Петрович НОВИКОВ