Кино- и мультвоплощения Алисы Селезневой
Когда говорят про Алису Селезневу все сразу вспоминают про Наталью Гусеву в знаменитой "Гостье из будущего". Что не совсем справедливо. Ведь есть еще и Катя Прижбиляк из "Острова ржавого капитана". Или вот:
Да, это тоже Алиса Селезнева.
Тайна третьей планеты
Лучше всего пойти в хронологическом порядке. Начнем с мультфильма "Тайна третьей планеты". Мультфильм был снят в 1981 году по повести "Путешествие Алисы". Алиса только что закончила второй класс, на дворе лето 2088-го года и девочка отправляется с отцом, знаменитым космозоологом Игорем Селезнёвым в экспедицию за неизвестными видами животных для московского космического зоопарка.
В "Тайне третьей планеты" Алиса - маленькая капризная девчонка, делающая все наперекор отцу. На что он как-то замечает ей, что она бы и в 20 веке нашла приключения на свою задницу голову. Через несколько лет и найдет. Вернее Коля Герасимов ей поспособствует, умыкнув из под носа миелофон.
Мой любимчик в мультфильме - пессимист Зеленый с его сакраментальным вопросом "Ну что у нас плохого?". Громозека, озвученный Ливановым тоже неплох, а культовая фраза "Птица Говорун отличается умом и сообразительностью" вошла в любимые цитаты детей советского периода.
Весельчак У. В следующий раз Алиса встретит его в образе Вячеслава Невинного. Странно, но Алиса потом напрочь забудет о своем первом знакомстве с космическими пиратами. Коротка девичья память.
Слева - Алиса Селезнева. Справа - прообраз Масяни.
Три Громозеки:
Оригинальный из "Тайны третьей планеты, его бледная копия из нового мультфильма "День рождение Алисы" и волосатый образ, созданный Невинным. Ну и до кучи еще Хангрид, очень подозрительно смахивающий на Громазеку из "Лилового шара"
День рождение Алисы
Новый полнометражный мультфильм "День рождение Алисы" - попытка воскресить героиню из "Тайны третий планеты". По крайне мере создавая Алису, Громозеку, других героев и окружающий мир, художники черпали вдохновение в старом советском мультфильме. Попутно приватизируя образы из других источников: флаеры из "Гостьи из будущего", летающие скейты из "Назад в будущие", инопланетян из произведений японских мультипликаторов. При просмотре фильма время от времени возникает чувство дежа-вю - "где-то я все это видел".
Действие мультфильма происходит за три года до того, как Алиса попадет в 20 век. То есть в "Гости из будущего" Алиса не первый раз путешествует в прошлое. В этот раз она отправляется спасать население целой планеты от космической чумы.
Для фанатов кинофильма "Гостья из будущего" есть специальный сюрприз: роль капитана космического корабля озвучила Наталья Мурашкевич (Гусева), исполнительница роли Алисы в культовом фильме 80-х.
А еще внутри мультфильма есть мини-история о том, как космическую чуму завезли на Плутон, сделанная в стиле старых компьютерных игр. Сама идея не нова, и например, вовсю эксплуатируется в финальных титрах "Валли-Е" но смотрится весьма достойно и оригинально. Да и вообще весь мультфильм несмотря на определенную вторичность идей и образов (это не всегда плохо, узнаваемость образов - не есть зло) все равно остается весьма хорошим. Правда нарисованным несколько "небрежно" что ли. Чуть-чуть старания и вышла бы приемлемая картинка, а то мультфильм смотреться немного недорисованным.
Сейчас при разговоре о наших фильмах часто используют специальную оговорку "в наши трудные времена", на которые списывают все огрехи и недочеты фильмов, обычно приговаривая "а вы попробуйте сейчас хоть что-то снять". Типа: "Да, "Обитаемый Остров" - полное гавно, но вы попробуйте хоть что-то снять на таком уровне, вот если бы Бондарчаку дали бюджет как у Лукаса...". На самом деле, когда такие оговорки слышишь, понятно, что бюджет фильма был просто бездарно распилен. То, что у Бондарчука было в четыре раза больше денег, чем у Лукаса когда он снимал "Звездные войны" и почти столько же как у Вачовски при создании "Матрицы", становиться понятно, что Бондарчук просто говенный режисер и дай ему денег еще больше результат не измениться. Ладно, мы отвлеклись.
Если к мультфильму применить этот самый коэффициент на "наши трудные времена" то можно ставить четверку с плюсом, хоть и с некоторой натяжкой. По крайне мере это не тот мультфильм, который не нужно показывать детям.
"Гостья из будущего"
Рассказывать что-либо про образ Алисы созданной Наташей Гусевой глупо. Этот образ знаком и любим миллионам.
Наташа Гусева, исполнительница роли Алисы просто влюбила в себя миллионы мальчишек Советского Союза. Объяснить данный феномен сложно, да и зачем? Поэтому просто подборка любопытных фактов про фильм:
Когда Наташу Гусеву первый раз представляли Павлу Арсенову, на вопрос "Какой твой год рождения?" девочка так переволновалась, что по ошибке сказала "1872-й". Арсенов засмеялся и сказал: "Ну вот, ты у нас гостья из прошлого".
В сценарии есть эпизод, когда Алиса выигрывает в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Он был снят, гроссмейстера играл Раднэр Муратов, широко известный как Василий Алибабаевич из культового фильма "Джентльмены удачи". По неизвестной причине в окончательную версию фильма этот эпизод не вошёл.
В сцене, где Алиса выходит из подъезда с подругой в виде "двухэтажного человека" чтобы убежать от пиратов, в действительности Наташа Гусева сидит на плечах не Марьяны Ионесян, а Алёши Фомкина, который играл роль Коли Герасимова. Его для этого специально переодели в школьное платье и гольфы. Под плащом Алёша ничего не видел, и команды ему подавала сама Наташа. Эпизод снимали весь день.
Фильм начинается с того, что Фима Королёв, прикрываясь книгой, следит за Полиной. В сценарии пояснялось, что эта книга называется "Сто лет тому вперёд". В фильме же видно, что это Майн Рид.
При кастинге актеров для фильма, создатели явно подглядывали на рисунки Евгения Мигунова, иллюстратора "Ста лет тому вперед".
"Лиловый шар"
"Лиловый шар" был снят через три года на волне успеха к "Гостье из будущего", но подобного резонанса уже не имел. Сама Алиса выросла и стала более или менее обычной девочкой "из будущего", да и сюжет не предполагал никаких намеков на "подростковую влюбленность" - все происходило в далеком прошлом земли, во времена "сказок".
Из Весельчака У сделали Громозеку. Вот он объясняет людоедам преимущества вегатериансва:
Евгений Крылатов, автор "Прекрасного далека" (а попутно "Трех белых коней", "Крылатых качелей" и другой классики) попробовал повторить свой успех написав "Хоть глазочком заглянуть бы" для "Лилового шара". Но она тоже не имела того успеха, что "Прекрасное далеко", которую разучивали даже в школах.
И вообще многие даже и не знали, что у "Гостьи из будущего" есть продолжение. Кроме того, кого в 87 году интересовали детские фильмы? - начиналась эпоха видео и перестроечной чернухи. Еще через два года Наташи Гусева предложат фильм в криминальной драме "Авария - дочь мента". Она откажется и покинет профессию, занявшись биологией по примеру своей героини.
"Узники Ямагири-Мару"
"Узники Ямагири-Мару" - антивоенный кукольный мультфильм (!) про то как Алиса Селезнева вместе с одноклассником Пашей Гераскиным проходила практику на одном из атоллов в Тихом океане. Не без помощи самой Алисы они попадают в очередную переделку с осьминогами-мутантами возникшими из-за биологического оружия на одном из затонувших японских военных кораблей времен Второй мировой войны. Из этой истории можно было сделать неплохой ужастик, но авторы мультфильма намутили маловразумительную антивоенную агитку с военной кинохроникой и патриотических песен.
Алиса в этом мультфильме - уже вполне себе старшеклассница с ногами от ушей (в прямом смысле) но без каких-либо намеков на вторичные половые органы (читай - сиськи). Мутантка-акселератка.
Помню, как читал эту повесть в "Пионерской правде", где она публиковалась частями. То что сотворили авторы мультфильма из неё никакой объективной оценке не поддается. Кукольные мультфильмы в СССР снимали совсем не для детей, этот же и взрослым показывать было нельзя - ужас он и есть ужас.
Смотреть мультфильм рекомендуется только особо упертым фанатом произведений Кира Булычева.
"Остров ржавого генерала"
Катя Прижбиляк. Алиса Селезнева из "Острова ржавого генерала".
Иногда, даже обидно, что её роль Алисы недооценена. Да, фильм в целом не блещет изысками - но сама Алиса получилась более близкой к оригиналу, чем "светлый идеал будущего" от Наташи Гусевой. Кир Булычев всегда повторял, что Алиса - это обычная московская девочка. Только из будущего.
Алиса в образе Красной Шапочки. По сюжету школьница Алиса выиграла конкурс на роль Шапочки в новом детском сериале, ну и естественно попала в новые приключения связанными с найденными военными роботами из прошлого.
Домашний робот семьи Селезневых. Простое мещанское (профессорское) счастье из будущего. Сходство с легендарным Вертером очевидно.
Забывчивый ученый Светлана, будущая исполнительница главной роли в сериале "Таксистка".
Подарок педофилу фетешисту - ноги Алисы Кати:
"Пленники трёх планет"
Фильм "Пленники трёх планет" должен появиться через год. Роль Алисы в нем исполняет Дарья Мельникова, известная по сериалу "Папины дочки". В Рунете будущую Алису многочисленные фанаты Наташи Гусевой посчитали не самым лучшим выбором. Хотя ведь судить о еще не вышедшем фильме - как минимум глупо.
Дополнительный бонус.
Но это еще не все. Оказывается, есть еще и иностранные воплощения Алисы Селезневой. По крайне мере два. Это польская и словацкая Алисы. В Польше в 1994 году был снят небольшой телеспектакль "Девочка, с которой ничего не случится", а в Словакии чуть раньше фильм "Путешествие Алисы". Отыскать данные произведения не удалось, и лишь изрядно попотрошив интернет обнаружились фотографии иностранных Алис, уже, к сожалению, изрядно повзрослевших.
Польская актриса Ягода Стах (Jagoda Stach) снявшаяся в телеспектакле "Девочка, с которой ничего не случится" в 1994 году.
Клара Яндова (Kl?ra Jandov?) - Алиса из словацкого телефильма "Тайна трех капитанов":
(с) tjern