Пользуясь случаем, поздравляю всех моих читателей со Светлым Праздником Первого Сентября. Каждый год, когда наступает этот день, я радуюсь, что я уже взрослый, и в школе учиться больше никогда не буду. Хотя детей, конечно, жалко…
Знаете, зачем были нужны школы до революции?
Главных задач перед школой ставилось две. Первая задача — дать крестьянским детям базовые навыки, необходимые для работы в городе: навыки чтения, письма и счёта. Вторая задача — повысить общекультурный уровень детей, чтобы они, грубо говоря, не говорили «чаво» и не сморкались прямо на землю.
Как эти задачи до революции решались?
Первая задача, обучение чтению, счёту и письму, решалась просто. Учитель учил, дети учились. Несколько лет школы — вполне достаточный срок, чтобы научить этим нехитрым премудростям даже самого дикого ребёнка.
Со второй задачей — с повышением культурного уровня масс — справиться было сложнее. Дело в том, что существует ровно один способ повысить культурный уровень учеников — дать им «высокоуровневого» учителя, чтобы дети, общаясь с ним, тянулись вверх, к его высотам.
До революции, однако, многое можно было решить деньгами. Учитель до революции получал относительно много денег и был «классом выше» крестьян и пролетариев. Где-то я читал, что в переводе на современные звания, рядовой дореволюционный учитель имел положение полковника. Думаю, это недалеко от истины.
Проще говоря, до революции школы были своего рода «рассадниками» культуры, в которых носители культуры — учителя — разносили заразу образования по широким слоям населения.
Теперь давайте перенесёмся на сто лет вперёд и посмотрим на эти две задачи школы применительно к современному обществу.
Базовые навыки, извините, уже неактуальны. Если до революции уровень грамотности составлял всего лишь 25%, то сейчас читать, писать и считать с грехом пополам умеют практически все. Поэтому читающий и работающий на компьютере шестилетний ребёнок — это уже не экзотика, а чуть ли не правило. Скажу больше: в некоторых школах прямо требуют от поступлёнышей прочесть что-нибудь на «собеседовании» перед приёмом. Подразумевается, что приличные родители должны научить ребёнка чтению и счёту ещё до школы.
Что же касается английского языка, физики, химии, биологии и так далее — то эти знания уже базовыми назвать нельзя. Я знаю массу умных и талантливых людей, которые не владеют ни одним иностранным языком, путаются в дробях и пишут с орфографическими ошибками. Всё это ничуть не мешает им нормально жить и быть профессионалами высокого класса.
На всякий случай, поясню свою мысль. Талантливый переводчик может знать пять языков, писать гениальные стихи, тонко чувствовать ткань текста и, вместе с тем, не знать значения слова «процент». С другой стороны, талантливый химик имеет полное право писать команду «на пол» слитно в четыре буквы и путать дуб с тополем.
И, обратите внимание, подобное незнание «элементарных» (с фарисейской точки зрения) вещей ещё не делает наших переводчика и химика узкими людьми. Опыт подсказывает, что переводчик наверняка будет разбираться ещё и, например, в истории с философией, а химик — в физике с математикой. Про разные побочные увлечения, типа плавания, классической музыки или авиамоделирования я уж не говорю.
Короче говоря, базовые навыки с девятнадцатого века не поменялись: это чтение, письмо и счёт. Всё остальное — уже навыки продвинутые.
Перейдём теперь ко второй задаче школы. К повышению культурного уровня учеников.
Можно ли сказать, что культурный уровень школьных учителей — на голову выше культурного уровня родителей их учеников?
Очевидно, нет. Уровень учителей и учеников примерно одинаков. И дело даже не в том, что ряды учителей сейчас, по ряду причин, на 80% состоят из не вполне психически здоровых неудачников. Дело в том, что сейчас, в 21-м веке, деление на быдло и аристократию уже потеряло свою актуальность.
И сын деревенского алкоголика, и сын петербургского профессора в третьем поколении говорят примерно на одном языке. Спасибо телевизору и книгам — культурная разница между двумя взятыми наугад россиянами уже некритична. Чума цивилизации успешно распространилась по всему нашему обществу, и совсем уж дремучих людей в нём уже практически не осталось.
Вывод, к сожалению, весьма неутешителен для современных школ.
Обе задачи, которые должна была решить школа девятнадцатого века, успешно решены. Все дети уже обладают базовыми навыками для получения дальнейшего образования и все дети уже имеют достаточный культурный уровень. Мавр сделал своё дело, мавр может уходить.
Современная школа, таким образом, напоминает сейчас Петьку из известного анекдота:
Петька и Анка на берегу реки занимаются любовью. Вдруг топот копыт, скачет к ним Василий Иванович. Петька вскакивает, хватает винтовку, и как был, в голом виде, целится в воду. Василий Иванович смотрит на него удивлённо, спрашивает:
— Петька, ты чего это тут делаешь?
— Крокодилов отгоняю!
— Петька, так тут же нет никаких крокодилов?
— Дык, потому и нет, что отгоняю хорошо!
Перефразируя слова красноармейца, официальная позиция школозащитников такова. «Потому и являются россияне культурными людьми, что в обязательном порядке проходят горнило общеобразовательной школы. А если мы рискнём эти массовые пытки заменить чем-нибудь более современным, так тут же из реки Урал полезут полчища агрессивных аллигаторов».
http://fritzmorgen.livejournal.com/234928.html