Во-первых, давайте определимся. Кастратам отрезалось не все, а только, скажем так, определенная часть. Поэтому они страдали бесплодием, но вовсе не половым бессилием!. Сексуальная жизнь у большинства кастратов была очень бурной: кастрация не препятствовала ни эрекции, ни оргазму.
Многие племена в Эфиопии до сих пор используют кастрацию как казнь: дабы лишить военнопленных возможности иметь потомство.
В Средние века врачи применяли кастрацию для профилактики помешательства, эпилепсии и подагры.
В Италии начиная с XVI века кастрировать мог всякий, даже деревенский цирюльник. В деревнях, на улицах можно было встретить такие вывески: «Кастрируем! Чисто и дешево».
Главной проблемой при процедуре кастрации была анестезия. Использовался либо напиток, куда подмешивался опиум, либо зажимались сонные артерии, чтобы вызвать обморочное состояние. Смертность в результате кастрации колебалась между 10-ю и 80-ю процентами.
Операция никогда не производилась до достижения мальчиком семилетнего возраста и редко - после двенадцати лет. Сама операция была очень быстрой.
После кастрации голос мальчика не мутировал, то есть не становился октавой ниже, как у других подростков, а оставался высоким, полудетским-полуженским и мог быть затем поставлен в промежутке между альтом и сопрано.
Капризными примадоннами были вовсе не оперные дивы, а как раз кастраты! Например, кастрат Маркези настаивал, чтобы независимо от содержания оперы импресарио и сочинители давали ему возможность предстать перед публикой на вершине холма, с мечом и в шлеме, украшенном белыми и красными перьями, и чтобы первыми словами были: «Dove son io?» («Где я?»). А для того чтобы певец Ферри смог спеть для шведской королевы Кристины, было объявлено двухнедельное перемирие между Швецией и Польшей.
Знаменитые кастраты получали за свои выступления огромные гонорары. Певец ла Габриелли запросил у Екатерины II пять тысяч дукатов за одно (!) выступление. Императрица была возмущена и заявила, что у нее ни один фельдмаршал столько не получает, но ла Габриелли не моргнув отвечал: «Отлично, Ваше Величество, тогда пусть они и поют!» Екатерина заплатила.
Передать голос кастратов сегодня невозможно. В 1994 году в фильме Жерара Корбьо «Фаринелли-кастрат» была произведена попытка воссоздать огромный диапазон голоса Фаринелли искусственно: сопрано записали поверх контртенора, а затем с помощью компьютерной обработки заставили эту смесь звучать как один голос.