Я давно носил в себе этот постинг. В нём хотелось бы поговорить о том явлении, которое называют “русским роком”. Предвосхищая комментарии, опровергающие этот термин, заявлю, что я против национальной принадлежности рока. Рок есть рок. Я буду говорить о группах — объективно и без провокаций, то, что вижу и думаю. Чтобы не быть голословным, отмечу, что всё, о чём я говорю, я слышал в должном объёме — вплоть до полной дискографии. За исключением того, о чём Марк Твен сказал “для того, чтобы понять, что яйцо протухло, мне не обязательно его есть”. Сразу оговорюсь, что не смогу сказать обо всех — ибо их столько, что рассказ может затянуться. Поговорим о зубрах, о тех, кто до сих пор более или менее на слуху. Готов дискутировать, слушать опровержения и дополнения.
Начнём с самого одиозного персонажа — Виктор Цой (и его группа “Кино”). Откровенно не люблю, и считаю, что единственное его достижение — очень вовремя покинул строение, более тонкого пиар-хода просто не придумать, хотя и весьма спонтанно получилось, соглашусь. Я даже не знаю, за что его похвалить — а я ведь собрался быть объективным в этом постинге. Музыкальность — нулевая, лирика — нулевая. Стал героем параллельной реальности моего лифта, в котором он жив до сих пор. Во всяком случае, так гласит надпись на стенке. Кстати, на противоположной стене — четверостишие из Пушкина. Какое — потом скажу.
Борис Борисыч Гребенщиков (и группа “Аквариум”). Хорош Борис Борисыч! Нет стиля, в котором не поработал бы старый падонак (в Бобруйск ездил — значит, падонак, и не надо мне тут спорить) — от реггея до кислоты. Одно плохо — не могу его видеть в медиа-пространстве. У него с каждым выходом в эфир концепция меняется. Помню его растаманом, буддистом, даосистом, конфуцианцем, сейчас он, судя по всему, православный. Если завтра увижу его киберпанком — не удивлюсь. Говорят, Борис Борисыч очень обижается, когда ему намекают на его легко меняющиеся идеалы, ругается матерно, прекращает интервью — как-нибудь проверю обязательно.
Группа “ДДТ”, вернее, собственно говоря, Юрий Шевчук. У группы есть песни, наполненные великолепным символизмом, правда, вызывает резкое отторжение паранойя самого Шевчука. Прямо так и сквозит отчаяние, что вот-вот сжуют его стальные челюсти Системы. Утешься, Юра, стальночелюстной Системе ты нафиг не нужен — ты даже не заметил, как сам стал той самой попсой, с которой всю жизнь показушно боролся. Однако, очень люблю альбом “Мир Номер Ноль”, в котором группа постаралась сделать что-то альтернативное основной концепции… очень жаль, что запала хватило всего на один альбом. Говорят, что Юру не любит никакая власть — есть информационный повод, что недавно его сильно побили соколы Путина. Пожелаем лидеру группы “ДДТ” счастья.
Группа “Сплин” и её бессменный лидер Александр Васильев. Чемпионы по символизму и лёгкой провокации, первые три альбома могу слушать под настроение почти целиком. Потом начинается головокружение от успехов и начинает сочиняться мейнстрим, в котором символизм, да не тот, и провокация уже рафинированная, обрастает жирком и надевает розовую кофточку. Люди делают новых людей совершенно без затей. Соль пропадает, “тёпленькая пошла”, но пресненькая.
Группа “Наутилус Помпилиус” и Вячеслав Бутусов, бывший фронтмен, нынче работает сольно. То, что Бутусов делает сейчас, мне отвратительно и мерзко, я не могу это слышать. Это плевок в душу, вернее, в уши. То, что он делал во время оно, намного лучше — мне очень нравилась концепция альбомов, манера исполнения, и большинство песен — мы снова сталкиваемся с очень красивым символизмом (вы уже поняли, на что я покупаюсь?). Однако, к последним альбомам мы наблюдаем то же самое, что произошло и со “Сплином”. Отдельно хочется сказать об Илье Кормильцеве, авторе большинства текстов и продюсере группы. Сейчас Кормильцев занимается тем, что издаёт всякое литературное говно и пытается поддеть Бутусова — делят песни. Какая держава, такие и теракты, короче.
Группа “Алиса” и её фронтмен Кистя Кончев, то есть, Костя Кинчев. Никогда он мне не нравился, примерно по той же причине, по которой не нравится Цой. Тоже претерпел забавную метаморфозу — из бунтаря и борца с Системой превратился в православненького (не православного, а православненького), нынче исполняет в стиле “квасной патриотизм” (наша проекция ихнего “christian rock”). Мерзок до ментальной рвоты, вызывает отвращение, аналогичное некоторым “профессиональным русским”, чьи имена, я думаю, вам и без меня известны.
Группа “Ария” и Валерий Кипелов (теперь отдельный проект). Большие любители стянуть популярную мелодию у зарубежных коллег. Собственно говоря, все вышеперечисленные не ангелы в этом плане, но в случае с “Арией” шило в мешке не утаилось. Обворовали, практически, всех. Слушаешь старый альбом “Арии”, и, как будто, слушаешь сразу десяток других коллективов. Музыка четырнадцатилетних — максимализм в каждой ноте. Про тексты молчу. Однофамильцам поэтический дар автоматом не передаётся — это аксиома.
Собственно, тут писать и писать, но я уже немного уморился. Хотел сказать про Башлачёва, которого лучше вообще не слушать — у меня есть его диск, я им пытаю своих обидчиков, про старого наркомана Егора Летова, который очень депрессивно приятен, если закрыть глаза на меняющиеся идеалы, про группу “Пикник”, которая не испортилась за десятилетие, но которая вся держится на одном человеке, и про многих, многих других…
Одно сказать хочу — слушайте вы хоть шум Валаамского USB-монастыря, хоть группу “Перистальтика”, которая переигрывает металл-хиты на собственных желудках, хоть округлую тишину нового провода из бескислородной меди вашей стереосистемы — не возводите это в культ.
Не возводите.
(с) shoo