Зеркало


18+


07 мая, 2010

Репост: Зачем нужны георгиевские ленточки

Во второй мировой войне принимали участие почти шестьдесят стран. Как минимум две из них считают себя ее победителями. Как минимум одна из них до сих пор считает себя не вышедшей из этой войны. Вторая мировая война - война всех против всех. И у каждого из ее участников - своя правда.

У нас - своя правда. Мы ни с кем не собираемся делиться верой в эту правду. И никому, кстати, эту веру не навязываем. Нам нет нужды - в России каждый школьник знает, что Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года полной победой Советского Союза.

Написал - и сам не поверил. В России далеко не каждый школьник знает даже что такое Советский Союз. А уж про Великую Отечественную войну современные школьники слышали наверняка не больше, чем я и мои ровесники - про отечественную войну 1812 года. Вы знаете, что было 14 марта 1814 года? Точно так же наши дети не будут знать, что произошло 9 мая 1945 года.

В последние десять лет День победы как-то незаметно стал одним из двух, наряду с Новым годом, главнейших праздников моей страны. И именно это говорит о том, что мы его теряем. Дню победы осталось недолго. Просто потому, что это - не наша победа. Это победа наших дедов.

День победы стал нерабочим днем (то есть - атрибутированным праздником) только через 20 лет после окончания войны, в 1965 году. Потому что до того не было никакой причины отмечать дату в официальных календарях - день победы объединял всю страну, в которой не было ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Это был всеобщий день поминовения и надежды, тот самый “праздник со слезами на глазах”. Люди вспоминали своих родных и близких. Нам вспоминать уже нечего - наши родители, если и застали войну, то только детьми. А мы знаем ее только по фильмам и рассказам дедушек. Нашим детям и внукам очевидцы о войне уже не расскажут.

Кроме того, появляются новые дни “со слезами на глазах”, которые без всяких дат в календаре и напоминаний объединяют достаточно большие группы людей и целые города. У жителей Беслана свой день поминовения, у жителей Нефтегорска - свой, у жителей Припяти, Ленинакана и Степанакерта - свои. Эти дни тоже растворятся во времени, как только уйдут из жизни все те, кого касаются поминаемые события.

Как только День победы был объявлен важнейшим национальным праздником, стало ясно, что это - поддержка горения, которое само по себе уже невозможно. Вечный огонь гаснет. Если праздник нужно поддерживать парадами и медиа-кампаниями в прессе - это не праздник, а официальное мероприятие. Парадами нацию не объединишь. И все идет к тому, что лет через десять-пятнадцать День победы рискует стать просто последним днем весенних каникул, о значении и смысле которого практически никто уже не будет помнить. Столетие окончания Великой отечественной войны отмечать будет глупо - это никого уже не будет касаться напрямую.

Вообще, праздники делятся на две категории - праздники, основанные на событии, и праздники, основанные на ритуалах. 8 марта - это день, когда все дарят девушкам тюльпаны. День святого Валентина - это день, когда все пишут открытки любимым. На Рождество готовят индейку. На Новый год ставят елку, слушают президента и пьют шампанское. Это праздники, основанные на ритуалах - зачастую необъяснимых и бессмысленных, но традиционных. А нет ничего сильнее бессмысленных традиций - ведь никого не волнует, что там было 8 марта и кто такой этот святой Валентин.

Есть праздники, основанные на событиях - например, Пасха или День победы сейчас. Если событие перестанет волновать общество - праздник умрет, как умерло 7 ноября. Бывает, что праздник объединяет обе категории - как Пасха, имеющая и событийную, концептуальную основу, и ритуальные атрибуты в виде крашеных яиц и куличей. День Победы в силу естественных причин стремительно утрачивает событийную основу. И сохранить его как национальный праздник можно только в том случае, если оснастить ритуальными атрибутами.

Удивительно - но у Дня победы никогда не было ритуальной составляющей. Воспоминания о друзьях-товарищах и первый тост не чокаясь - вот и все. Только три года назад появилась робкая попытка организовать такую атрибутику - георгиевские ленточки на автомобилях в Москве. Как и любой другой праздничный ритуал, эта ленточка бессмысленна - но если она приживется, то праздник может остаться как день, когда повязывают ленточки. Может, удастся придумать и иные ритуалы и традиции - но времени осталось не так уж и много.

Иначе День победы исчезнет в истории. И, кроме Нового года, у России не останется национальных праздников.

Почему ленточка должна иметь отношение к Гергиевскому кресту или непосредственно победе 1941 года? Да не должна она иметь никакого отношения. Так получилось, что Наташа Лосева придумала символ, который прижился. Но ведь это мог быть любой другой символ - снарядная гильза, дырявая каска, гвоздики, еловые ленты. Любой символ, который бы прижился, был бы хорош. Потому что он сохраняет для нас праздник.

Говорят, что продавать ленточки - это плохо. Почему? Кто-то сделал эти ленточки, затратил деньги. Почему не вернуть их? Ведь организация процесса производства ленточек и их распространения - это уже общественное дело. Продают же пасхальные куличи, продают новогодние елки - и никого это не удивляет. Да, каждый может раскрасить яйца и приготовить кулич - но так же каждый может изготовить и ленточку. Сделать ее своими руками и повязать куда хочет. И никакой пошлости в этом нет. Как нет никакого ужаса в том, что ленточки поддерживает государство - я горжусь своим государством за то, что оно поддерживает эти ленточки. Мое государство делает такое количество глупостей, что поддержка ленточек с его стороны кажется мне даже невероятной.

А самое главное - ритуал уже состоялся. Теперь даже если РИА Новости перестанет делать и распространять ленточки - их будут делать китайцы и продавать по пять рублей на каждом углу. И ничего страшного в этом нет. Мы теперь знаем, что такое День Победы - это день, когда мы повязываем ленточки и гордимся собой.

Максим Коненко

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Комментарии
x@mmlo
07.05.10 11:05

из года в год один и тот же анекдот, заебали!!!

 
Perkin Zelenograd
07.05.10 11:05

 
йазвочко
07.05.10 11:12

понравилось..почти со всем сказанным согласна, грустно это всё

 
Падрэ
07.05.10 11:20

Высер дебилоида, схуяли афтар гордишся собой в день победы ... он никакова отношения к нему не имеет ... разве што как спермотазоид одного из участкиков ВОВ.

 
Анонимус
07.05.10 11:48
"йазвочко" писал:
понравилось..почти со всем сказанным согласна, грустно это всё
Почему грустно-то? Нормальный ход вещей. Настоящие ветераны, которые всю войну в грязи, крови, вшах и соплях прошли ничего о войне не рассказывали, а сейчас уже померли почти все. Потом уже начались всякие утренники по школами всякое шевство над теми, кто остался. А теперь вообще на фоне того, что современникам гордиться особо нечем начали войну романтизировать. В чем автор прав - так в том, что ленточки действительно создают ритуалы, а на столетие Победы поменяют название День Победысогласия и единения славы и памяти. Такие дела. Помянем.
 
kolias
07.05.10 11:56

пиздит про то что 100-летие никто не вспомнит. Мне ща 30, уж до 65 как-нить дотяну! а мой дед рвал жопу фрицам,возя еду в блокадный Ленинград по Дороге Жизни. Другой дед рвал фрицев, руководя ротой руссконеговорящих узбеков. И успешно! Правда оба в земле, но я-то помню. И не пойму нах на это шоу приглашать всяких пидаров из-за бугра а не пустить просто ЛЮДЕЙ на парад, без ПРИГЛАШЕНИЙ и прочих глупостей. СВОИХ ГРАЖДАН. а не СВОИХ, как это стало принято. как на модную тусовку. Метать бисер перед свиньями.

 
Fl0
07.05.10 12:00

Бред ваши ленточки. И народ будет помнить день победы. А ритуалом на этот день является парад. Если не на 9 мая, то когда ж его проводить?

 
мОлочник
07.05.10 12:17

я нигде не могу найти ответ на вопрос, почему до 1965 года День Победы не отмечался. А ведь были миллионы живых свидетелей, участников, переживших ад.

 
Анонимус
07.05.10 12:28
"мОлочник" писал:
я нигде не могу найти ответ на вопрос, почему до 1965 года День Победы не отмечался. А ведь были миллионы живых свидетелей, участников, переживших ад.
Да работали все, некогда было праздновать то.
 
CaspeR
07.05.10 13:31

а у меня бабушка есть,во время войны в роте связи была 20 летней девчёнкой и китель её парадный мне здоровому мужику тяжело поднять и я имею огромное счастье лично её поздравить с 9 мая!и 100 летие не будет забыто! а наша безграмотность это дело каждого лично.

 
харон39
07.05.10 13:32
"мОлочник" писал:
я нигде не могу найти ответ на вопрос, почему до 1965 года День Победы не отмечался. А ведь были миллионы живых свидетелей, участников, переживших ад.
может это официальный выходной ввели? отмечали то полюбому.
 
мОлочник
07.05.10 13:45
"Анонимус" писал:
"харон39" писал:
Могила Неизвестного Солдата -1967 год Медаль 20 лет Победы - с 1965 года ( 10 лет - нет медали) с 1947 года- обыкновенный рабочий день. И лишь при Брежневе в 1965 г -выходной. Вот я и спрашиваю "почему?"
 
йазвочко
07.05.10 14:37

а я чичаз ходила на обед и в алее славы детвору выгуливали, младшеклассников, роцказывали чота про войну и возлагали цветы..детвора канеш фоталась на фоне пушки, фигли, пацыкам круть) вопщем..хз как оно дальше будет, но пока живы поколения слышавшие от своей семьи роцказы о ВОВ, будут помнить и чтить..

 
mikorr
07.05.10 14:48

"Мое государство делает такое количество глупостей, что поддержка ленточек с его стороны кажется мне даже невероятной." Здравая мысль.

 
тум
07.05.10 16:43
"Анонимус" писал:
Да работали все, некогда было праздновать то.
 
тум
07.05.10 16:44
"Анонимус" писал:
Да работали все, некогда было праздновать то.
+100500
 
тум
07.05.10 16:50

Каждый год один и тот же пост.Вова-блять хоть бы название менял.Кому интересно:слюни "патриотов" за прошлый год,ссыла:
http://voffka.com/archives/2009/05/08/052241.html#more

 
тум
07.05.10 16:53

А вот и елки

 
йух
07.05.10 16:53

автор- дебилоид пидор, жарящий индейку на рождество, и завидующий какой-то наташе лосевой.

я из поста понял только это.

 
тум
07.05.10 17:31

 
тум
07.05.10 17:33

 
hoops
08.05.10 11:26

Блять, на фотках пидары! Я б своего ребенка отпиздил, если б увидел что он так же обвязался ленточками..

 


Последние посты:

Девушка дня
Итоги дня
Муж лучшей подруги - почему бы нет?
Ассорти
Современный немецкий анекдот
Красиво же получилось?
Хитрые китайцы
На улицах Лос-Анджелеса своя атмосфера
Как я собеседовался в одну IT компанию
Жесть!!


Случайные посты:

Коллеги, везде обман...
Опять скрипит потертое седло
Будни психиатра: Террорист-минёр
Девушка дня
Когда наврал в резюме
Молочный коктейль
Швабра против акулы
Тестирование полученного товара (вибратора)
Как парня девушка подставила⁠⁠
Очень советская история