Зеркало


18+


31 августа, 2010

Русский рок

Русский рок за то и за се крыть, конечно, легко и приятно: он как будто специально создан для обожания и претензий. В этой дихотомии нет ничего необычного - обожание штука некритическая и обычно направлено на объекты, ценность которых в терминах формальной логики или там теории искусства объяснить трудно или невозможно. Соответственно, все, кому не похуй, делятся на две группы - некритических поклонников и чрезвычайно язвительных и огульных критиков. Огульность тоже можно понять, корень у нее тот же, что и у обожания - когда перед тобой нечто, вызывающее раздражение, однако объяснить себе в приемлемых критериях, откуда это раздражение берется, нереально, принимаешься ругать первыми попавшими словами. Так наш рок и существует уже давно, между двух некритических полюсов, как какой-то инопланетный феномен, не желающий раскрываться в человеческих терминах - не станешь же, в самом деле, считать за аргумент то, что музыка эта замечательна тем, что поется на русском языке, а все остальные языки непонятны и на них тебя, может, посылают на хуй (это рассуждение мною не выдумано, а только пересказано своими словами, любой желающий может найти оригинал в Луркморе).

Прелесть ситуации заключается в том, что русский рок, в практически неизменном виде, существует уже сорок лет, и до сих пор его ценность или, напротив, бессмысленность никак не проанализирована в приемлемых для разума словах. Книжка Троицкого «Рок-музыка в СССР», вызвавшая когда-то некоторое даже брожение умов, примечательна тем, что в ней нет ничего по теме - это просто реестр имен, событий и анекдотов; все прочие сходные опусы немногим лучше, а то и хуже - Троицкий хотя бы написал живо. Почему он, однако, уклонился от искушения проанализировать само явление с технической точки зрения - вопрос вопросов: я слышал мнение, что у него просто сил и знаний не хватило, но с ним не согласен. И вот почему.

Проведите простой эксперимент. Попробуйте вспомнить в русском роке песню, мотив который, будучи напетым или насвистанным, вызовет у любого, кто знаком с явлением, моментальное узнавание. Нет, вы попробуйте насвистеть эти бесконечные опусы дяди Юры и дяди Кости, попробуйте исполнить на губах что-нибудь из Телевизора там какого-нибудь. Я готов спорить, что у вас не получится. То есть, вас не поймут, когда вы мелодическим свистом попробуете изобразить стопудовый наш хит «Что такое лето - это лето». А меж тем, это ведь очень простой эксперимент. Любой человек, у которого в школе была тройка по пению, исполнит без слов мотивы Stairway to Heaven, Paint It Blaсk или там Богемской рапсодии.

То есть, что делает песню хитом где угодно, кроме нашего рока? Разумеется, узнаваемый мотив (мы тут пока будем пользоваться традиционным, хотя и сомнительным делением поп-музыки на рок и поп, и говорить именно о роке). Это представляется очевидным: когда мы тут начинали слушать западный рок-н-ролл, почти никто из нас не знал английского и потому подпевать We don’t need your thought control могли только единицы. Однако же западный рок как-то легко влетал в головы и оставался там, безо всяких костылей: люди знали песни, мычали их, насвистывали. Тогда как, например, творчество БГ существовало в виде считалок: никто и не пытался напеть «Панки любят грязь, а хиппи цветы», потому что всякому было ясно, что мотива там никакого нет, и все это пересказывалось друг другу этаким частушечным размером, минуя, так сказать, кантилену совершенно.

Доводилось слышать, что в этом-то и дело. Что русский рок так богат символами и смыслами, что в хитовый мотив их не впихнешь, что все это необходимо петь быстро, тяжело и натужно, как хип-хоп, где тоже, как известно, главное не музыка, главное - смысл. Тут много кивали на традицию КСП, якобы одолевшую русский рок и предписавшую ему жесткие немелодические рамки в угоду изобилию смысла. Это, разумеется, ерунда: у КСП совсем другой гармонический склад, там на примитивную ритмическую схему кладутся слова, написанные в стихотворной форме, это все совершенно иное дело. Русский рок очень быстро стал говорливым и многозначительным, это совсем не КСПшные скиллы, вспомните группу Воскресенье, этот феерический коллектив, которые писал тексты не словами, а прямо символами, там даже предлоги казались исполненными какого-то ирои-трагического значения.

Если искать причины такого положения дел, то мне их видится две: это, конечно, подполье, которое еще ничего, вопреки расхожему мнению, не делало лучше, а только озлобляло тех, кто к нему имел так или иначе отношение. Если бы у нас с самого начала существовала система чартов, то немелодический бубнеж из нее вымелся бы моментально, и всем филозофам пришлось бы учиться сочинять узнаваемые мелодии, чтобы в эти чарты попадать. О да, конечно, это была бы коммерциализация в угоду низменному вкусу публики и предательство высокой миссии русского рока: ничего, пережили бы. Западный рок-н-ролл сразу попал в развитую систему чартов и отлично в ней выжил, и родил даже такие глубоко филозофские труды, как пластинки группы Пинк Флойд. Это первое.

Второе же заключается в крайне убогом стартовом знании теории творцами русского рока. Западный рок-н-ролл встал на ноги на песнях профессиональных композиторов, обученных и имеющих за плечами богатую традицию джазовых и ритм-энд-блюзовых шлягеров. У нас же, после довольно короткого периода снимания в ноль песен Битлз люди вдруг озаботились написанием собственных опусов, имея за плечами в лучшем случае какой-нибудь технический ВУЗ и ненавистную ДМШ, совсем не обучавшую законам сочинительства. И все это могла бы поправить система чартов все равно, но ее не было. Пришлось объяснять, чем же силен тот немузыкальный феномен, который назывался русским роком: разумеется, оппозиционностью и Смыслом, к которым позже присоединилась Духовность. Когда дядя Костя вещал, что по текстам русского рока дети будущего станут учить поэзию, он как-то забыл упомянуть, что у песен еще бывает музыка - и что будут изучать на основе русского рока дети в будущих музыкальных школах? да хрен что.

Когда на свет явились демократия, а с ней и музыкальные радиостанции, эту ситуацию пытались как-то подправить, создавая убогие козырев-рок-коллективы, которые пытались пиздить брит-поперские наработки и дорабатывать их напильником. Но было поздно. Все силы, способные хоть как-то улучшить ситуацию с музыкой, были брошены на попсу, там понеслись какие-то муси-пуси, которые хоть и были порядочной дрянью, но, по крайней мере, напевались и запоминались. Русский рок же окостенел за свой Золотой период настолько, что к нему побоялись приблизиться, и он остался космат, страшен, исполнен Поэзии, Смысла и Духовности. И покойный Кормильцев, приложивший руку к работе самого, может быть, музыкального коллектива на нашей сцене, в последних интервью говорил о чем угодно применительно к русскому року - о его мессианском значении, о его роковой (ударение на последний слог) природе и его мировом предназначении - но только не о музыке. Музыки как таковой в русском роке не существовало и не существует до сих пор, а то, что ею там называется, по сути является необходимым и очень примитивным мотором для доставления публике главного - текста, и очень часто заменяется на отличненько простым драйвом, с которым можно и один аккорд гнать, как и поступают блэк-металлические группы из Малаховки - все равно дело не в нем, а дело в том, чтобы забить слушателю в череп, как молотком гвоздь, Слова.

И вот это есть простое и очень очевидное объяснение кажущемуся необъяснимым феномену: как отдельно взятое культурное явление умудряется существовать сорок лет и не выучить два аккорда песни про небесную дверь; как оно умудряется писать песни, из которых невозможно вытянуть узнаваемого мотива, как оно умудряется быть, в сущности, таким же дремучим и неполноценным, как и почти полвека назад.

А просто потому, что русский рок - это не музыка. Больше всего он похож на аудиокнигу или даже, скорее, на радиопостановку: посредственные по большей части стихи и музыка фоном.

И поэтому, конечно же, его можно только обожать или охаивать. Любить или же системно критиковать там нечего. В музыке любят ноты. Критикуют - тоже ноты. Моцарт написал великую оперу на либретто Шиканедера, Чайковский сочинял романсы на стихи, простите, поэта Кукольника. Потому что песня, ария etc. - она записывается нотами. А текст - он идет сверху, наряду со значками портаменто и легато.

В сущности, разговор о русском роке можно было бы закончить в один день, обладай кто полномочиями Бога. Для этого достаточно было бы только произвести на одной шестой части суши Вавилонское столпотворение. То есть, заставить слушателей русского рока забыть язык, на котором русский рок поется.

И тогда все поклонники его, все эти обожатели, все эти защитники с дипломами и без вдруг с растерянностью услышали бы, что на каком-то варварском наречии им исполняют немузыкальными голосами считалки, пыхтелки, рычалки и кричалки, лишенные мелодии, изящества и не способные удержаться в голове долее пары секунд.

http://artem-r.livejournal.com/235748.html

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Комментарии
mikorr
31.08.10 14:28

Понятие сомнительное, но почитаемс...

 
Квадрат
31.08.10 14:47

Нахуй эта пурга. Нравится - слушаю, не нравится - нет.

 
mikorr
31.08.10 14:50

Ну, мысля интересная. Надо только подкованней подходить. Троицкий писал материал о русском роке, в частности и о его дискретности, оторванности от традиционных жанров, о чем упомянул автор.

 
Танунах
31.08.10 15:26

ояипу... автор -- истина в последней инстанции????
про дядю костю / дядю юру спорить не буду, недолюбливаю, а насвистеть "безобразную эльзу" или "всё идёт по плану"-- дык найдётся туева хуча тех, кто в теме

 
Diabolico gato
31.08.10 15:59

Вообще интересно насколько аффтар потратил время,чтобы написать "ниачиом".
Русский рок-это плохая копия западного,но своеобразное открытие чего-то нашего,своего.
И необязательно это что-то плохое.Просто всё иначе!

 
kiz
31.08.10 16:26

Кстате, да. И Безобразную Эльзу знаю, и Всё идёт по плану. Аффтар просто мудаг.Ну насвисти чё-нить из Стрелок или Максим. Много народу подхватит ? ;) Насчёт западного рока - думаю, что Пинк Флойд у нас узнают ещё меньше, чем Стрелок. Так шта аффтар пёрнул в лужу. Кино, ДДТ, Нау, Сектор у нас знают многие (из такх, кто не настолько туп, чтобы слушать одну попсу). А какой-нить Айрон Мэйден или Дип Пепл(хотя эт к металлу ближе) - ну так, очень мало кто слышал/слушал. Русский рок ближе. И ниибёт.

 
mikorr
31.08.10 16:35
"kiz" писал:
Кстате, да. И Безобразную Эльзу знаю, и Всё идёт по плану. Аффтар просто мудаг.Ну насвисти чё-нить из Стрелок или Максим. Много народу подхватит ? ;) Насчёт западного рока - думаю, что Пинк Флойд у нас узнают ещё меньше, чем Стрелок. Так шта аффтар пёрнул в лужу. Кино, ДДТ, Нау, Сектор у нас знают многие (из такх, кто не настолько туп, чтобы слушать одну попсу). А какой-нить Айрон Мэйден или Дип Пепл(хотя эт к металлу ближе) - ну так, очень мало кто слышал/слушал. Русский рок ближе. И ниибёт.

Нене, он же сразу сказал, что разделим рок и попсу, так что максимы и стрелки сосут. Но с чего поржал, так это когда представил, КАК можно насвистеть Пинк Флойд))))).

 
AG
31.08.10 17:12

В целом мысль ясна и знакома. В начале 90х когда я слушал буржуйский хард рок 70х и не менее пендосовскую гранжеальтернативную волну, всякие знакомые в основном девочки кстати пропихивали мне произведения Кинчева, Самойловых, Шевчука и проч. Когда я говорил что меня не вставляет, аргумент был один - Послушай какие там ТЕКСТЫ! На что я всегда отвечал что для меня в музыке главное музыка, а не слова. Хотя щас мне пох уже абсолютно. Приоритеты поменялись и взгляды шире стали. Главное чтобы вкатывало. Но рурок так и не полюбил кстати.

 
Lortz
01.09.10 14:37

Абсолютно и полностью согласен с автором статьи. Отлично описано все, за что я не люблю ру-рок. Достаточно послушать разговор двух почитателей оного, что-бы понять, что ру-рок - это что угодно, но только не музыка.

А кто не может насвистеть Pink Floyd, вспомните We Don't Need No Education.

 
kiz
01.09.10 16:25

2mikorr, хы-хы, ну кстате-таки тоже да! Несвистывать ПинкФлойдов - это тема! :) *ушол триниравацца*

 
kolyan73
01.09.10 19:41

Ну, рурок для меня- это особая тема. Помнится, какие были визги про русский рок на заре "перестройки и гластности", как мелькали эти ебла Шевчука, Кинчева, Гребенщикова, Джоанны Стингрей, Троицкого, Гарика Сукачева, "Аукцыона" там всякого, Новгородцева на экранах в передаче "Взгляд" и в прочей перестроечной мутоте, как они там загибали пальчики от избытка ощущения своей ниебатой крутости в совместном творении "Все это рокНролл", Гребенщиков катался на паровозе с песней про возвращение домой с войны, а Кинчев (писец, сам нар, пропойца и скандалист!!!)демонстрировал гопоте в ролике, как надо плевать в урны! Хотя да, мне тогда по наивности казалось, вот, двери в "благословенный" Запад нараспашку, железный занавес пал, ну щас мы начнем бешеными темпами развиваться в плане рока и музыки вообще и всем покажем, и тд и тп. Прошло 20 лет- и что мы видим- тот-же пещерный уровень музыки, убогость, ни одного по настоящему мощного хита, 200% отсутствие драйва, техничности, музыкального эстетизма и тд. Что, раньше вам коммуняки якобы "мешали", не давали якобы вам "творить" и тд и тп, хотя удивительно, при этом концерты в 70-80 были далеко не подпольными, творцам вполне легально в "царстве коммунистической заразы" позволяли выступать, да, милиция присутствовала, но не для "зажимания ртов", а в порядке порядка, извиняйте за тавтологию. Ладно, пресловутый занавес упал, вожжи показно отпустили, мол, дерзайте, разваливайте в хлам умы советского человека. Ну, несмотря на свободу делать хер знает что и толкать все, что угодно, воз рурока и ныне там! Про хард я вообще молчу, волосатые скандинавы со своим довольно убогим для меня лично "пауэр-металом" и то мощевей выглядят всех наших задротов, которые гордятся только своими кожанными штанами в обтяжку и шевелюрами, короче, убогий хард-рок 80-х! Который даже у них считается довольно застойным, практически, 80 особо ничего не дали музыкальной сцене, пустые годы, ну или почти пустые, особенно по сравнению с буйством талантов 60-70х. Так что же им мешает? Видимо, ответ дает одна мудрейшая русская поговорка: пиздеть- не мешки ворочать! Учится, расти, конкурировать, пытаться быть лучше- а нахрен??? К Юре Шевчуку и так пипл придет на концерт, пусть и не Уэмбли соберет, но Юре и Косте на кабаки хватит! Видимо, "творцов" такое вполне устраивает, один поругает ментов на концерте, второй помянет Бога, православие, ну вот и все... Два кита, на которых зиждется нынешний рурок. Про всякие Арии, "свободных" кипеловых и прочих по цеху клепания рок-говна даже и вспоминать неохото. Как вы думаете, что я лично буду слушать, дешевняки кипеловские про "я свободен" с рельно непрофессиональным вокалом, отвратной звукорежиссурой, отвратной техникой исполнения, или высокотехнологичный прогрессивный металл в исполнении Dream Theater или Spock's Beard (пишу коммент под надцато-раз-закольцованный в Винампе "Skeletons at the feast") или еще много чего? И не в недостатке патриотизма дело! Пендов и Запад за многое нелюблю и даже ненавижу, но есть такое понятие (не зоновское), как ОБЬЕКТИВНОСТЬ! Если мерин лучше ВАЗа, то как ни крути, это так и есть, сколько на жигуль не дрочи в припадках русомании. Сделаете авто лучше, чем мерин- все это сразу и без дрочения поймут и примут. А так, ИМХО, попсня даже, несмотря на конвеерность и массовость, у нас в плане качества, "правильности", так сказать аранжировок и профессионализма выросла несравнимо, а рурок не то, что в аутсайдерах, он в реале, похоже, сам закопался в землю и поставил себе свечку на холмике. Всякие там псевдо-роковые, индастриал, поп-роковые и прочее команды последнего разлива ничего общего с руроком не имеют, корни и ноги произростают совершенно не оттуда.

 
БайкирЪ
29.09.10 15:23

+1 к предыдущему.
Да и вообще "русский рок" звучит примерно настолько же логично и осмысленно, как "французские частушки".

 


Последние посты:

А она хороша!
Добрая новогодняя традиция
Советский Новый год
Подписываемся!
Девушка дня
Итоги дня
Втащил своей теще
Ассорти
Как я стал пешеходом или поучительная история про одного дебила
Снегурочки


Случайные посты:

Откуда берутся вечно недовольные жены, кричащие на мужей?
Пошёл пинать?
Чужой среди чужих
Девушка дня
История про настоящего ученого
День жоп
Реально хороша!
Давно пора!
Умели же делать
Знание - сила!