Молодёжь 1990-х всё ещё молода, а пенсионеры 1990-х тоже изменились мало. Разве что выросли дети, рождённые в разгар Перестройки, но они в силу многих причин помнят «лихие-девяностые» с позиций радостного наблюдателя со «Сникерсом» в руке (или там со стаканчиком какого-нибудь «Инвайта» с «Юпи»). Им, в общем-то, не с чем сравнивать... Что же касается музыки, то здесь много интересного для анализа. Первое, что приходит в голову, так это полноценная возможность выбора. Раньше было так - все слушали всё. Или почти все.
Большинство людей моего поколения прошло через увлечение «итальянцами», 'Modern Talking'-ом, «Машиной времени», «хэви-металлом». Большинство в 1987 году записали на свои фирменные или напротив - отстойные мафоны - 'You're in the army now' и 'The final countdown'. Ни для кого не секрет, что молодёжной музыки в СССР было до обидного мало. И, как ни прискорбно это звучит, но после долгого «голодания» может наступить совершенно разрушительный период обжорства, причём, обжорства неразборчивого - лишь бы пожирнее и послаще. И в 1990-е мы жадно кинулись слушать и записывать. Было очень приятно подойти к ларьку с кассетами и выбирать...
Я с детства была поклонницей зарубежной, англоязычной эстрады, поэтому слушала 'Roxette', 'Ace Of Base', 'Army of Lovers'. Совершенно чумовое впечатление произвели тогда вещи группы '2-Unlimited'. Потом были всякие 'Culture Beat', 'MAXX', Dr.Alban, но для меня это было просто повторением того, что уже сделали «двое нелимитчиков» (как мы их тогда называли). Местную эстраду я не любила, но кое-что всё-таки нравилось. В основном, рок-группы, вроде «Ногу свело». Всех этих Ветлицких-Салтыковых-Булановых я на дух не выносила. Разве что 1-2 песни. Но вот, что интересно. Именно эта блескучая шняга, которую я принципиально не любила, сейчас вызывает определённое чувство ностальгии. Я поняла, почему это происходит - любимые песни идут с нами по жизни. Я как слушала АББу, так я её и слушаю. Она не осталась в детстве. Как не осталась в юности и любимая CC Catch. А вот какая-нибудь дурацкая вещица, которая тогда звучала, но которую я «не взяла» с собой, она-таки навевает. Ибо она чётко ассоциируетеся именно с тем временем... Разумеется, и тут есть пределы разумного. Если брать 1990-е, то, да - Салтыкова, да - Черникова, Титомир и ещё какой-нибудь Сташевский. Но Кай Метов - это уже будет не то, чтобы извращением, но некоторым перебором.
Было много смешных однодневок. Например, в начале 1990-х возникла феерическая группа «Мальчишник», названная так в честь одноимённого кинохита из жизни американской молодёжи. Мне они казались просто идиотами, потому что плохо пели и пели неинтересное. Возможно, я просто никогда не любила рэп. Или вот милая девчушка Лена Зосимова, из которой не смогли сделать звезду даже папины луидоры и соверены. Мне даже казалось, что девочка ленится петь и двигаться в клипах. Ещё помню, как пиарили юную жену Бориса Зосимова - Полину Ташеву - она снялась в клипе с погрубевшим Юрочкой Шатуновым. На границе с 2000-ми возник мальчик Децл. Тоже своего рода креатура богатых родителей. И тоже - в никуда... Очень интересный образ был у певицы Линды, только её кислотные депресняки были мне малосимпатичны - я не поклонница около_суицидального эстетизма... Тогда снимали очень много клипов, причём, как правило, бездарных и претенциозных. Туда старались запихнуть всё, что сумели подглядеть у собратьев с Дикого Запада. Только на всём этом был основательный и несмываемый налёт второсортности. А действительно, сложно после многолетних па-де-де сделать вау! и ёу! И, возможно, было не надо. Но не мне судить.
Впрочем, на тот момент общественные вкусы были испорчены до предела, ибо правили бал пузаны-дебилоиды в ярких пиджаках. Они проживали короткую и бурную жизнь, им были нужны девочки в леопардовых мини-платьях, с ломкими талиями и грудями-дынями. Новые русские хотели вспышек и ананасов, потому что назавтра их ждала пуля и - один из кругов ада. Поэтому девушка-карамелька Ирина Салтыкова и стала неким символом эпохи - она была обворожительна, розово-юбочна и широко-улыбчива. Её супруга - Витю тогда уже никто не вспоминал. Он вышел в тираж и вновь оказался на плаву, когда возникла ретро-мода на диско-ритмы 80-х. Девочки-припевочки возникали и тут же сходили на нет. Куда-куда ты удалилась, Лариса Черникова? Какой волной смыло кукольную деву Натали? Где стильная дива Алёна Свиридова? - розовый фламинго с покушением на Марлен Дитрих... А мальчики? Влад Сташевский - угловато-сладкий красавец с манерами захолустного денди. Ну вот где он?! А такой был принцеватый, как Лео ди Каприо! Или Серёга Челобанов - челюстястый рыцарь Примадонны. Ну нету ведь! А ещё: «Дым сигарет с менто-ооо-о-олом!» Говорят, они сильно вредные, с ментолом. А тогда мы каждый день приучались есть и вдыхать вредное.
Проявилось и задушевно-девичье направление...Не всем же мотать нехилыми ногами и такими же персями. Валерия, Анжеличка Варум, Танюшка Овсиенко - был бы милый рядом. К ним лихо присоседилась матрона Лариса Александровна Долина. «Главне-е-еей всего-о-о-о погода в доме...» И пьяные компании сорокалетних тёток со слезой пели это по своим шестисоточным фазендам. А Вика Цыганова, надсадно вопящая про Андреевский флаг и прочую дешёвую белогвардейщину? А есаул Газманов со скакунами своих мыслей? А эстет-Малинин со своей флигель-адъютантской гитарой? Им всем надо сказать отдельное гран мерси за ту ненависть, которую многие мои современники питают к Белому Делу. Запопсячили, заблестючили, замазали розовыми соплями. «Кар-мэн»! Движуха, мощно! Сначала. А потом - повторение собственных же штампов и скатывание в само-карикатуру. «Дюна» - лапочки. Рыбин - внешне мой любимый тип мужика. Мы их до сих пор слушаем, как и «Любэ». Женщина-фрик - Маша Распутина. Орущий рот, могучее тело, лоснящаяся лайкра колгот. Откуда-то выполла шикарная Земфира - звезда запоздалого гранжа. Растянутые свитера и взгляды раненой волчицы. И Мумий, конечно же Мумий...
Да, каждый тут может вспомнить что-то своё. Что-то из 1990-х можно слушать и сейчас (в основном - рок), что-то уже тогда вызывало громовой хохот и вопли: «Аццццтой!» Благо, мир звёзд стал доступен в силу информационной открытости. Мы могли теперь рассматривать их наряды, квартиры, детей и мужей... Но, так или иначе, это - уже история. Наше право забыть, наше право помнить.
http://zina-korzina.livejournal.com/414962.html
Бонус:
Барто, 90-е