Ведь он меня родил, воспитал, дал образование, работу и пр.
Родили меня, слава Богу, мама с папой. Они же меня, худо-бедно, но воспитали. Кое в чем воспитал себя сам. А вот СССР, его блядская система, все время старалась меня сломать, лишить индивидуальности, сделать "как все".
Были у меня проблемы в школе, с дисциплиной и с одноклассниками определенной социальной группы. И только годы спустя я понял, в чем дело. В моей третьей школе был учитель физики, Яков Васильевич Мазганов, потрясающий человек, дай Бог ему здоровья. Совершенно не советский. Так вот, через пару лет после окончания школы мы с ним случайно встретились. И он сказал мне тогда: "Алексей, ваши (он всегда к нам на "вы" обращался, я же говорю - не советский человек) проблемы в школе были связаны с тем, что вы не вписывались в коллективную модель нашей (в те времена подразумевалось "советской") школы." И все встало на свои места. Те учителя, для которых воспитание детей стояло не на первом месте (были исключения) не могли меня "давить" плохими оценками, хотя и пытались - слишком легко мне учеба давалась. Так они через дисциплину действовали, да через поддувал своих: "нехороший мальчик, не вписывается в коллектив, ведет себя неправильно, разъясните по дружески."
И знания, которые я получил, получены не благодаря, а вопреки советской школе. Я пришел в первый класс, спасибо маме, умея бегло читать и неплохо писать. Да так и проучился 10 лет. Причем я сам читал книги по программе, которая впоследствии много раз меня поражала ненормальной, неестественной интерпретацией литературных произведений. Впрочем, об этом я выскажусь позже.
Что касается работы, то хрен бы я нашел те места, где мне пришлось работать до сего дня, сохранись совок. Сидел бы серым инженером по распределению на 120 рублях. А то и спился бы, не вписавшись в "коллектив". Так что упреки "воспитал-образовал" мимо тазика.
Далее, СССР был насквозь лживой и лицемерной страной. К этому впоросу я еще вернусь, а сейчас прост скажу, что "борьба за мир" была гонкой вооружений, "борьба за свободу угнетенных" - созданием и финансированием террористических организаций, а речи по радио и телевиденью "колебались вместе с генеральной линией". Это вы сейчас можете наблюдать во всей красе, см. хотя бы "конфликт" с Белоруссией.
Помните анекдот про то, как учительница рассказывает детям на самом первом уроке, что в СССР у детей самые лучшие в мире игрушки, вкусности и прочее, а Вовочка начинает вдруг плакать и кричать: "Хочу в СССР!" Так вот, это была правда. Дети, родители которых ездили в загранку, получали в лице своих сверстников особый статус, особенно, если родители ездили туда регулярно. Им завидовали, так как у них были жевательные резинки и неведомые игрушки. А то и - ох и ах - комиксы. Никто, правда, ничего не понимал в английских или французских текстах, зато комиксы показывали картинки какой-то иной, красочной жизни, а не серой советской.
Да, кстати, СССР у меня ассоциируется с серым цветом. Окраины Москвы были застроены типовыми многоквартирными домами, тускло-прямоугольными и окрашенными дешевой краской в серый цвет. Понадобилось 10 лет после падения совка, чтобы их стали красить в несколько цветов, хоть как-то разнообразить. По телевизору показывали бедные районы городов Африки и Латинской Америки с рассказами об ужасной жизни угнетенных. Та же картина царила и за окном.
При этом кое-где для кое-кого строили роскошные, по тем временам, дома, не из панелей, а из кирпича. Маленьким я завидовал их жителям. У подъездов стояли автомобили, иногда даже частные "Волги". Дети жителей этих домов ходили, страшно подумать, в джинсах. Лишь много лет спустя я понял, что эти жители, работники всяких внешторгов и райисполкомов, были просто нищими по сравнению с американскими или европейскими рабочими. Впрочем, к тому времени я уже перестал завидывать материальному статусу людей.
А еще я помню, как при Андропове по телевиденью началась истерия атомной войны. Сейчас я думаю, это была массированная психическая обработка людей, чтобы оправдать закручиваине гаек. Но мне поначалу было инетерсно. Показывали кучу фильмов про историю атомных проектов, о гонке вооружений, о бомбах, ракетах. В них были кадры иностранной хроники. Мне было интересно... Вот только в определенный момент я почувствовал, что каждый раз, когда над домом пролетал самолет, заходя на посадку во "Внуково", у меня начиналось колотиться от страха сердце: "А что, если это не самолет, а ракета?" Я прекрасно понимал, что шансов выжить у меня нет. После показа голливудского фильма об атомной войне "На следующий день", не самого лучшего, кстати, мать сказала: "Да никогда они на нас не нападут. Вы посмотрите, как они живут! Им есть, что терять."
Помню очереди. Сначала за "дефицитом", потом за всем. Помню, мать стояла в ЦУМе несколько часов за югославскими сапогами, а потом долго-долго носила их. Советская обувь была откровенно уродливой, как и вообще все, связанное с бытом, что было сделано в СССР, грубо и плохо сшитой, и редко держалась дольше двух сезонов. Помню, как в универсаме торгашки боросали замороженное мясо столпившимся у рефрижираторов людям. Именно бросали, как диким зверям, так как сразу начинался кошмар - каждый норовил схватить кусок получше, а кому не хватало, вырывал у мясо у счастливчиков. Торгашек, увешенных кольцами, браслетами, серьгами и брошками, ненавидели лютой ненавистью. Толстые, наглые, безвкусно накрашенные. Представляете, на кофточке у нее сияют бриллианты, похоже, настоящие, а поверх - грязный фартук. Бросали они мясо потому, что покупатели реально могли им руки оторвать, вместе с мясом. Когда я подрос, сам начал участвовать в этих представлениях. Однажды меня, чурку, в такой давке назвали "жидовской мордой" - очень, знаете ли, помогает от антисемитизма.
Еще помню гнилостный запах в универсамах, особенно в овощных отделах. Помню колбасу по 2 рубля 20 копеек. Отрезаешь от нее кусок, она розовая, а буквально через несколько минут становится серой, с зеленоватым отливом, и склизкой, что надо мыть теплой водой. Кошки ее не жрали категорически, даже тощщие дворовые воротили свои розовые пуговки. Уж лучше ГМ-продукты есть, чем ЭТО. Помню селедку в огромных банках, отвратительную на вкус. Зато под водку шла...
Помню, как маленьким мальчишкой ходил в магазин, за молоком и хлебом. Тратил на это копеек 40, зато в очереди приходилось стоять иногда по нескольку часов. Причем в магазине было 4 кассы, и во всех - очередь.
Помню, как стоял в очередях за мылом, за туалетной бумагой, за сахаром...
О медицине. Советская медицина отняла у меня здоровье. То, что я сейчас жив и более-менее здоров, не ее заслуга, а ее недоработка. Однажды меня госпитализировали с подозрением на диабетическую кому; хорошо у родителей хватило ума забрать меня через 10 дней, а то меня бы посадили на инсулин. Для справки - один раз начав колоться, перестать уже нельзя, даже относительно здоровая поджелудочная железа перестает вырабатывать этот гормон, если его поставлять в организм из другого источника. Если здоровому человеку сделать нормальную для диабетика инъекцию, он вполне может умереть.
И зубы я сохранил свои именно потому, что убежал из кабинета школьного стоматолога и вырвался из рук учителя труда, который силой пытался меня туда вернуть. Кстати, школьные учителя в массе своей очень стремились загнать меня, аллергика, на всякие уголы, флюорографии и т.д. Недавно мне делали в нормальной клинике рентген, сахарную кривую и пр. Уверен, что слушайся я приказов взрослых в нежном возрасте, результаты осмотра были бы гораздо хуже. Во всяком случае, я лет 20 не получал каждый год дозу рентгеновского облучения при флюорографии.
Итак, что у нас - воспитание, образование, лечение, работа. Чем еще гордятся совки? Войной? Флаг им в руки. Я не пацифист, но мне одинаково отвратительны как советские тупоголовые военруки, так и попы, освящающие атомные ракетоносцы. Культурой? Об этом я поговорю отдельно. Чем еще? Интернационализмом? Чечены с ингушами весело резали друг друга на юго-западе Москвы еще при Брежневе. Про "жидовскую морду" я уже упомянул, "нацменом" меня тоже называли. Это было весьма распространенным в быту явлением, которого, разумеется, официально не существовало. Низким криминалом? Вранье. Проституток я впервые встретил опять же при Брежневе, когда и слова-то такого не знал. И про наркотики тогда же узнал. Интересно, что рассказы о "наркомании в странах капитала" в моей голове никак не связывались с анашой и маком, которыми баловались некоторые мои знакомые.
Ракеты космические. Да, ракеты. Если сегодня в Байконуре чего-то запустили, значит, завтра вечером пойдет дождь. Примета работала в 100% случаев. Попробуйте разубедить меня, что это не так. Зимой это не работало, не ловите меня на слове.
Когда вспомню еще причины ненавидеть СССР, обязательно изложу. Звиняйте за сумбур, тут дневник, а не аналитический журнал.
http://pvax.livejournal.com/120127.html