Зигмунд Фрейд остался бы без работы, если бы не христианская церковь так основательно не переворошила наше коллективное бессознательное в Средние века. Многие современные представления о сексе, глубоко укоренившиеся в нашем сознании, сложились именно в период Средневековья, часто под влиянием суровой и не допускающей других толкований христианской доктрины.
У Церкви есть четкое мнение обо всех аспектах сексуальной жизни, и чаще всего это мнение не допускает возражений. Супружеская измена и внебрачные связи считались смертным грехом, который можно искупить лишь смертью - что ж, это понятно. Но мало кто знает, что некоторое время Церковь не запрещала и даже поощряла проституцию, считая ее неизбежным злом. А еще в эпоху раннего Средневековья католические священники могли сочетаться браком и иметь детей.
И хотя Церковь всячески выражала неодобрение и даже осуждение сексуальной жизни, этот предмет ее очень интересовал: в полемических церковных трудах нередко встречаются красочные и подробные описания сексуальных актов. Интересно, что представляли теологи раннего Средневековья, когда с таким пылом обрушивались на плотские утехи?
Куртуазная любовь: смотри, но не касайся
Католическая Церковь строго запрещала любое открытое выражение сексуального желания, но средневековое представление о “куртуазной любви” говорит о том, что любовь и восхищение могут находиться где-то между желанием тел и влечением душ. Один средневековый автор определил куртуазную любовь как “чувство незаконное, но облагораживающее, страстное, но подчиненное власти рассудка, унизительное, но возвышающее”.
Куртуазная любовь - это любовь бесстрашного рыцаря, избравшего дамой своего сердца замужнюю женщину - или женщину, которая не может ему принадлежать по иной причине, например, особу королевской крови. Поэтому рыцарь восхищается своей прекрасной дамой и поклоняется ей издалека, на почтительном расстоянии. Всю свою жизнь до последнего вздоха, свои победы и завоевания он посвящает ей.
Трубадуры - средневековые поэты и певцы, путешествующие из города в город, воспевали куртуазную любовь, приносящую удовольствия тела в жертву радостям духа.
Адюльтер: держите ваше хозяйство в штанах!
В эпоху Средневековья ревностные христианине относились к сексу не как к удовольствию, а как к досадной обязанности. Идеальным способом удовлетворения сексуальности считался целибат (добровольное воздержание). Секс допускался лишь в браке, для продолжения рода. Добрачный или внебрачный секс не только не приветствовался, а был равносилен самоубийству - всеобщее осуждение (особенно если речь идет о женщине) превратило бы вашу жизнь в ад. Все католики регулярно исповедовались, и священники сообщали обо всех грехах плоти, в которых признавалась их паства, что влекло за собой обязательное наказание, от публичного унижения и епитимии до смерти.
Но “блуд вне брака” осуждала не только Церковь - аристократы ее поддерживали, но совсем по иной причине. Они боролись не за нравственность, а ратовали за чистоту крови - несдерживаемые страхом перед наказанием за адюльтер и “свободную любовь”, многие благородные дамы без сожаления осквернили бы брачное ложе, и никто не мог бы с уверенностью сказать, кто был отцом их детей.
Безусловно, к благородным прелюбодеям и прелюбодейкам отношение Церкви было несколько более снисходительным, чем к простолюдинам, хотя в сельской местности всегда царили свободные нравы и согрешивших влюбленных чаще всего сочетали браком, чтобы избежать огласки. Если это было невозможно, наказание было неизбежно.
Сексуальные позы: инициатива наказуема
Католическая Церковь определяла не только партнера и время для сексуальных утех, но даже диктовала секс-позы, наиболее благоприятные для зачатия потомства (разве не в этом цель секса?). Нетрудно догадаться, что все позы, кроме классической (то есть миссионерской), считались противоестественными и потому греховными.
Поза “наездница” (женщина сверху) или «собачья» поза (мужчина сзади) осуждались Церковью, так как они нарушали установленную природой расстановку сил в паре мужчина-женщина, их естественные роли. Анальный и оральный секс были заклеймлены как грех, поскольку не вели к продолжению рода и ничего, кроме удовольствия, не давали. Средневековые схоласты были уверены, что единственная цель и предназначение секса - продолжение рода.
Нарушителей этих неписаных правил ожидало строгое наказание: епитимией сроком на три года наказывались любители оральных ласк и разнообразных поз, а вот анальный секс - как крайнее извращение и содомия - карался еще строже.
Такова была официальная позиция Церкви. Тем не менее, некоторые “прогрессивные” теологи подвергли эту позицию сомнению. Так, фисолоф и теолог Альберт Великий выделил пять сексуальных поз, расположив их по степени греховности, в порядке возрастания:
мужчина сверху
мужчина сбоку
мужчина сидит
мужчина стоит
мужчина сзади
По его мнению, единственная естественная поза - миссионерская, все прочие “сомнительны, но не могут быть расценены как смертный грех”. Однако философ также признал, что в некоторых ситуациях (например, если один из супругов слишком тучен) другие позы не только приемлемы, но даже весьма практичны.
Гомосексуальность: тсс! огласка равносильна смерти!
Позиция Церкви относительно гомосексуализма или мужеложества была четко сформулирована католическим теологом Петером Дамианом в его сочинении “Книга о Гоморре”. К греху содомии, которая считалась “противоестественным деянием”, помимо гомосексуализма, относилось также самоудовлетворение, а также взаимная мастурбация, сношение в положении сидя и сношение «в зад» (анальный секс). Фома Аквинский несколько расширил и доработал определение содомии, включив сюда все виды секса, кроме проникновения во влагалище. Он также первым официально назвал грехом лесбийскую любовь.
Активно преследовать содомитов католическая Церковь начала уже в XII-XIII веках. Грех содомии карался смертью, которой могли предшествовать долгие и мучительные пытки, нанесение увечий (отрезание половых органов). Чаще всего содомитов сжигали на костре или вешали. А если в подобном грехе обвинялся священник, его вешали в клетке на всеобщее обозрение и порицание, и оставляли умирать голодной смертью.
Тем не менее, существуют доказательства того, что многие влиятельные лица того времени - особы королевской крови, аристократы - были гомосексуалистами. В этом подозревают английского короля Ричарда I (Ричарда “Львиное Сердце”) - по данным некоторых источников, со своей будущей женой Беренгарией он познакомился, когда был любовником ее брата, будущего короля Наварры Санчо VII. Также ходят слухи о его связи с французским королем Филиппом II. Современник короля писал, что “они ели из одного блюда и спали в одной постели”, и “видно было, что между ними страсть”.
Мода для настоящих мужчин: это гульфик или вы рады меня видеть?
Одним из самых модных аксессуаров средневекового мужчины был гульфик - часть мужских панталон, пристегиваемая спереди к поясу и прикрывающая гениталии (или часто преувеличенно подчеркивающая их). Чтобы защитить гениталии и придать их обладателю значимость, гульфики набивали опилками или кусками материи. Нередко гульфики изготовляли в увеличенном размере, отчего пенис в нем выглядел эрегированным.
Еще один символ мужественности в средневековой моде - пулены, длинные башмаки с острым носом, который как бы намекал на размер мужского достоинства: чем длиннее носок башмаков, тем мужественнее мужчина.
Гульфики и пулены во всей красе можно увидеть на картинах голландских мастеров, в частности, Питера Брейгеля. Так, английский король Генрих VIII, считавшийся одним из самых красивых и элегантных мужчин своего времени, изображен с гульфиком и в пуленах.
Как можно догадаться, Церковь не поощряла эту моду, называя гульфик и пулены “дьявольским измышлением”.
Фаллоимитаторы: “размер под стать желанию греха”
В исторической литературе можно найти упоминания об использовании фаллоимитаторов - конечно, в понимании того времени. В частности, в одной из церковных книг, предписывающих конкретные наказания за определенные проступки или прегрешения, написано следующее: “Если ты, подобно некоторым женщинам, изготовила устройство или приспособление в форме мужского органа противоестественного размера, чтобы удовлетворять свои греховные желания, ты понесешь наказание и будешь нести епитимью в течение пяти лет в дни церковных праздников”.
Слово «фаллоимитатор», конечно, было незнакомо и каноникам, и “грешницам”, но сам предмет - приспособление, имитирующее мужской половой орган - безусловно, существовал. В эпоху Ренессанса фаллоимитаторы начали изготовлять профессионально, и особой популярностью в средневековой Европе пользовались искусственные фаллосы из Италии.
Девственность и целибат: отказ от плотских утех
Убеждение средневековой Церкви в то, что непорочность и воздержание - единственный способ доказать свою любовь к Богу, воплотилось в культе Девы Марии. Иначе говоря, все стремились сохранить свою невинность, но это мало кому удавалось.
Впрочем, утраченную невинность можно было “восстановить”, правда, несколько иначе, чем сегодня. Дело в том, что Церковь разрешала женщинам - не только потерявшим девственность, но и ставшим матерями - покаяться в “грехах” и искупить их годами покаяния, добровольно отправившись в монастырь и провести там остаток жизни. Женщины, избиравшие этот нелегкий путь, каялись в первородном грехе и присоединился к культу Девы Марии.
Проституция: хотите хорошо провести время?
Как ни удивительно, но в Средние Века проституция процветала, независимо от мнения Церкви. В крупных городах проституцией занимались анонимно, и это занятие отнюдь не считалось позорным. Более того, это была прибыльная и важная - пусть и не самая уважаемая - профессия.
Более того, был период, когда проституция была разрешена Церковью и рассматривалась как богоугодный способ предотвращения супружеской измены и гомосексуализма. С проституцией мирились, как с неизбежным злом. Святой Фома Аквинский, один из самых строгих теологов, писал: “Запрет проституции приведет к тому, что общество погрязнет в грехе разврата”.
Лучшие и самые дорогие проститутки работали в борделях, которые были во всех, даже самых маленьких, средневековых городах. В некоторых городах “жрицы любви” должны были носить на своей одежде знак принадлежности к древнейшей профессии, например, вуаль с желтой лентой. Уличные проститутки имели дело с бедными клиентами, поэтому часто подвергались насилию, получали увечья и рано умирали.
Контрацепция: если дамбу прорвет...
В Средние века католическая Церковь была настолько поглощена осуждением и наказанием “грехов плоти” и удовольствия, которое можно получить от “противоестественных” сексуальных актов, что вопрос предохранения от беременности совершенно выпал из поля ее зрения. Тогда, как и теперь, теологи осуждали всякую контрацепцию, но Церковь мало волновали “грешники”, старающиеся избежать продолжения рода, когда рядом были содомиты и прелюбодеи. Так что предохранение от беременности рассматривалось скорее как мелкий проступок, незначительное прегрешение, чем смертный грех.
Помимо общеизвестной практики прерывания полового акта, существовали и другие способы предотвращения беременности, в частности, использование примитивных презервативов - очищенных кишок овец, перевязанных крученой нитью. В Средние века презервативы использовали неоднократно, и не только для предотвращения беременности, но и для защиты от венерических болезней, в частности, повсеместно распространенного сифилиса, эпидемия которого захлестнула Европу в конце XV века. В дальнейшем презервативы изготовляли из льна. В целях контрацепции презервативы стали широко использоваться лишь в середине XVII века.
Женщины иногда предохранялись с помощью пессариев - специальных снадобьев, содержащих множество ингредиентов, и действующих подобно спермицидам. Пессарии наносили на стенки влагалища. Так, простейший пессарий содержал измельченные финики, измельченную кору акации и мед, смешанные до консистенции пасты. Перед половым актом в этой смеси смачивали ткань, которую вставляли во влагалище.
Сексуальные расстройства: проснись и люби меня!
Если мужчина не мог выполнять свои супружеские обязанности, в дело вмешивалась Церковь - виновный представал перед судом старейшин, которые подробно изучали фаллос мужчины, оценивали его здоровье и определяли, способен ли он к продолжению рода. Если фаллос был деформирован, поврежден или в ходе следствия была обнаружена иная причина, оправдывающая невыполнение супружеского долга, брак расторгали.
Многие доктора в средневековой Европе верили в восточную медицину и широко использовали ее методы. Поэтому в случае расстройства половой функции мужчины в первую очередь обращались к восточным докторам и аптекарям. Чаще всего половое бессилие лечили с помощью лекарств и особого режима питания. Насколько эффективным было это лечение, трудно судить.