Всем нам известно, что существуют дела совершенно безнадежные с точки зрения их расследования и доведения до логического завершения в виде направления в суд. Это дела, по которым лицо (лица), совершившее преступление не установлено, и вероятнее всего, никогда уже установлено не будет. Возбуждаются такие дела, по факту обнаружения трупа с признаками насильственной смерти. Есть труп - есть дело. А вот кто убил одному Богу известно, так как свидетелей никаких нет, кроме лиц, случайно труп этот обнаруживших. Люди эти кроме истории обнаружения ими этого трупа, более пояснить ничего не могут. Я не хочу сказать, что по таким делам ничего вообще не делается. Нет, все возможные мероприятия по установлению виновных лиц проводятся, только, к сожалению, это часто пустая трата времени. Как парни из розыска не бьются, но если зацепиться толком незачто, шанс на успех очень мал. Это заведомые «висяки» или «глухари», это уж кому как больше нравится.
А есть еще иная категория дел. Дела, которые возбудили по заявлению потерпевшего лица, только не всегда понятно было ли событие преступления. Доказать или опровергнуть это нельзя. Это тоже «висяк», но «висяк» особенный, этакий «волшебный висяк», назовем его так. По «волшебным висякам» преступника найти не возможно в принципе по причине того, что само преступление могло быть никем и не совершено.
Позже я приведу вам пример одного из таких дел.
На улице стоял конец ноября.
За два дня до событий, которые я опишу ниже, мне расписали одно уголовное дело, которое было, исключительно по моему личному мнению, тем самым «волшебным висяком». Ну, по внешнему виду делом его назвать было трудно. Нет, оно было аккуратно подшито, все необходимые документы были на месте. Тоненькая шкурка картонной обложки, которыми обычно подшиваются дела, с подшитыми в ней тридцатью-сорока листочками. 70 % материала этого дела были процессуальные документы, ценность которых для раскрытия равна нолю. Это всякие рапорта, отдельные поручения операм в которых следователь пишет, что бы он хотел, чтоб опера по делу еще сделали, такие же рапорта оперов с отчетами о проделанной по поручениям работе, постановления о приостановлении и возобновлении производства по делу, кое-какие процессуальные документы следователей, ранее его расследововаших. Расписали мне его с указанием провести ряд необходимых следственных мероприятий. Дело побывало на проверке в «городе» (городская прокуратура) и «город» дал соответствующие по делу указания. Поскольку у меня было в производстве порядка четырех нормальных «живых» дел, заняться этим делом сразу же не получилось. Попросту не было времени, которого и без того всегда не хватает. Но просмотреть я его все-таки просмотрел.
Суть этого дела была в том, что некое лицо (будучи федеральным государственным служащим) на территории нашей межрайонной прокуратуры в темное время суток подверглось разбойному нападению, в результате которого была похищена дамская сумка. Вместе с сумкой были похищены кошелек с деньгами (несколько тысяч рублей), мобильный телефон (тысяч шесть стоимостью), ключи от дома (стоимость не уточняется) и удостоверение государственного служащего, что в быту зовется «ксивой» (бесценно!!!).
Я посмотрел на дату возбуждения и… оп-па! Дело было возбуждено не много, не мало полтора года назад. Когда я увидел заявление потерпевшего, я, вы уж меня простите, ОХ…ЕЛ!!! И это мягко говоря. Это было просто шедеврально. Представьте себе лист формата А3, как - будто из большой альбомной тетради выдернули двойной лист, хотя, думаю, так и было. Так вот на таком двойном листе в клеточку (почему-то) были написаны огромными, примерно в сантиметр высотой, кривыми буквами и волнообразными строчками, некие письмена, которые не смотря на размер, не сразу поддавались чтению. Но это не самое забавное. Меня поразило то, что написано ЭТО было от края до края на весь разворот листа, то есть каждая строчка примерно 40 сантиметров. Посмеялись? Я вот тоже от души выругался и с удовольствием посмеялся, ибо такого видеть еще не доводилось.
В этом древнескифском манускрипте повествовалась сердобольная история о коварном нападении душегуба и лиходея на беззащитную жертву. Оружия у злодея по сюжету не было, но зато было нечто более смертоносное! Готовы? У злодея была на поводке собака породы «долматинец». Это был контрольный выстрел прямо в мозг. Я живенько представил себе разбойника с такой зверюгой на поводке. Хотелось и смеяться и плакать. Если покороче, то этот падонак – собаколюб, угрожая физической расправой, несильно толкнул жертву в грудь, от чего жертва не сильно упала на попу. Злодей отобрал сумку и скрылся в направлении между домами, таща за собой на поводке свою собаку. Конец.
Вот это мне подфартило. Мне выпал шанс раскрыть преступление века и прославиться! Может быть, даже орден дадут! Я так подумал и добавил несколько нецензурных слов на сей счет.
Почему прокуратура расследует разбой? Потому что жертва является федеральным служащим. Вот такое дело мне досталось. Ну, что тут попишешь? Матерись не матерись, а указания вышестоящего руководства выполнять надо.
По моему убеждению, так написать заявление мог человек страдающий психическими расстройствами, что в данном случае вряд ли, так как он федеральный гос. служащий, либо на момент написания «заявы» был чертовски пьян, либо человек находился в состоянии очень сильного душевного волнения. Я склонялся ко второму варианту, но утверждать не могу. И вот трагическая история с жестоким разбойным нападением мне как-то увиделась несколько иным образом. Наш потерпевший, возможно, изволили изрядно откушать горячительного, в результате чего была про…про… пРотеряна такая штука, как служебное удостоверение. А это товарищи для гос. служащего очень, нет, ОЧЕНЬ большой ALARM! И дабы не огрести неприятностей по службе за утерю удостоверения, «жертвой» принимается мудрое решение заявить о нападении. Я не мог этого знать на 100 %, но почему-то мысли были именно такие. Ну с кем не бывает? Все мы не без греха. Далее ознакомился с иными документами. В деле имелось, внимание, заявление потерпевшего о том, что похищенное имущество было возвращено неустановленными лицами, в связи с чем, потерпевший на дальнейшем расследовании уголовного дела и поиске виновных лиц не настаивает, претензий никому не имеет О как! Но преступление совершено, и злодей должен быть найден, обезврежен и должен понести наказание по всей строгости уголовного закона. Дело заканчивалось, постановлением о приостановлении.
Тут часа в три дня влетает ко мне мой руководитель и сообщает, что скоро наши ж..пы, то есть моя в основном, затрещат по швам. То самое «серьезное дело века» затребовала «генеральная», так как оно, оказывается, было там взято на контроль. Все-таки федеральный служащий пострадал. Но сначала его надо завтра утром отвезти в «город», так как они его сначала должны проверить, а точнее проверить, что мы сделали по их указаниям за два дня. Иначе и «городу достанется» за то, что своевременно «не проконтролировали, не указали, не наказали» и т.д. В общем, каждый пытался организовать себе «титановые труселя» на пятую точку, дабы не быть наказанным нетрадиционным способом. И все сходилось к тому, что «труселя» эти и себе, и своему начальству, и начальству «городскому» добыть должен я. Только вот мне, как замыкающему в этой колонне, нужны были уже панталоны толщиной минимум с лобовую броню танка Т -34. Тучи сгущались! Причем далеко не над головой моей, а несколько в другом районе моего бренного тела. Дело расписано мне еще 2 дня назад, за это время я успел по нему сделать…Ничего! Времени у меня оставалось до 10 утра следующего дня, когда дело должно лежать на столе в «городе» и если «город» решит, что с делом все в норме, часам к трем дня оно должно лечь на соответствующий стол в «генеральной». Друзья, честно сказать, таким мобилизовавшим все свои внутренние ресурсы и таким организованным я себя еще никогда до этого в жизни не чувствовал. Схватив дело и указания «города», я быстро прикинул план обязательных к выполнению действий, мой руководитель, спасибо ему отдельное, помог мне организовать наличие необходимых людей. Я, закинув язык на плечо, помчался исправлять плоды собственной нерасторопности.
1. Дополнительный осмотр места происшествия с фотосъемкой.
Как нам всем известно, в Московском регионе в конце ноября темнеет уже достаточно быстро. Однако, на удивление, фотографии получились очень даже достойные, что привело меня в детский восторг. Протокол осмотра и достаточное количество хороших фотографий с места происшествия, позже распечатанных на хорошем цветном принтере – это уже кое-что. Полезность сего действа через полтора года не обсуждается, как и указания руководства.
2. Поквартирный допрос свидетелей.
Поясню. Мне необходимо допросить всех жильцов дома, квартир в доме напротив места происшествия. Тут мне помогли опера, они допросили человека четыре. До 23 часов я сам допросил еще человек двадцать с небольшим. Точно не вспомню. Нет, друзья не вру. Протоколы допросов были следующего содержания: «Известно ли вам что-либо о разбойном нападении совершенном такого-то числа под окнами вашей квартиры?» Люди понимают, что речь идет о событиях полуторогодовалой давности и взглядом задают мне вопрос: «Товарищ следователь, вы дебил?». Отвечают, кто-то удивленно, кто-то откровенно смеясь: «Да вы что, нет, конечно». «Что-то еще можете пояснить по данному факту?» «Нет!». Спасибо. Конец фильма. Всем спасибо! Все свободны! Итак, у меня есть еще более 25 допросов свидетелей. И выполнено два пункта указаний.
3. Допрос сотрудников местного ОВД по факту выезда на место происшествия.
Благодаря моему руководителю все необходимые сотрудники были на месте. Допросил всех, вплоть до кинолога. Собака для допроса не явилась. Итого плюс еще некоторое количество протоколов допроса свидетеля. И последний замыкающий пункт указаний выполнен.
Закончил я все около часа ночи. Будучи очень доволен собой, поехал в контору. Очередное, вынесенное мной «приостановление», распечатанные фотки с осмотра, протокол осмотра МП и протоколы допросов свидетелей, то есть весь собранный материал был аккуратно подшит в дело. В начале третьего ночи я, насвистывая, в хорошем настроении ехал домой.
На следующий день, заветное уголовное дело, естественно после проверки результатов моей вчерашней бурной деятельности моим руководителем (остался доволен), лежало на должном месте в «городе». Мне было сказано «часок погулять» и «потом, если все нормально, дело в «генеральную» повезешь». «Город» тоже остался доволен результатом выполнения данных по делу указаний. Дело едет дальше в «генеральную». Там я его передал в надежные руки и отправился в контору, так как ждать было не велено.
На следующий день я узнал, что «генеральная удовлетворена, наше приостановление засилено».
P.S. Судьба организованной преступной группировки, состоящей из грабителя и его монстра породы «далматинец» мне, к счастью неизвестна.
Спасибо, что дочитали!
У меня все.
© Gaskonets