Повальный страх перед дедовщиной заставляет молодых людей «косить» от армии всеми возможными способами. Иначе обстоят дела в вооруженных силах США. О службе в американской армии рассказывает простой российский парень Гриша:
В 1990 ГОДУ я уехал с мамой в США, получил там статус беженца, затем «грин-карту» (вид на жительство в Америке: ты еще не гражданин, но уже легализованный житель. — Прим. ред.)… Вернулся сюда в 94-м, поступил на журфак МГУ… А через несколько лет снова уехал в Америку, где подписал с армией контракт на 4 года. В условиях было оговорено, что мне гарантирована школа десанта, куда не так-то просто попасть. Чтобы служить в США в самых простых войсках, нужно иметь или разрешение на работу, или «грин-карту».
В Америке я прошел все учебки: восемь недель в карантине, где учат ходить строем, кричать «ура» и колоть штыком всяких русских «Иванов» с красными звездочками. (На стрельбищах в качестве мишеней установлены зелененькие силуэты с красненькими звездочками, американцы называют их «Айвенс» — Иваны.) Сейчас у американцев враг номер один — арабы. Но сменить «Ивана» на «Абдуллу» еще не успели. Затем начинается профессиональная учеба.
Дедовщины, как в России, в американской армии нет. Есть понятие «Seniority» (дословно: «превосходство в ранге». — Прим. ред.). Там очень серьезно относятся к рангам. Провинившийся теряет звание, не получит повышения. Сержант не имеет права заводить никаких дружеских отношений с младшими по званию, не имеет права пить пиво со своими непосредственными подчиненными. За драки наказывают «рублем». Вот я, например, три раза дрался, и каждый раз с меня снимали одно звание и около 1000 долл. штрафа. Плюс штрафработы: сначала 14 дней, потом два раза по 45. В это время ты не имеешь права выходить никуда за пределы воинской части, а в 18.00, после вечернего построения, когда все уходят домой, ты топаешь в штаб, берешь там какую-нибудь краску или швабру и до 23.00 пашешь, а на следующее утро, в 5.30, ты должен быть на зарядке. Так что десять раз подумаешь, прежде чем руки распустить.
Американские солдаты получают неплохие деньги. У рядового зарплата $1160 в месяц. В среднем звание и зарплату поднимают примерно каждые полгода первые пару лет. Потом ты должен заслужить рекомендации на комиссию, где рассказываешь о своей профессии и о себе, где смотрят на твои заслуги и потом отправляют тебя в академию сержантов. Я окончил службу в звании старшего сержанта и последние два месяца получал $2900 плюс бесплатное страхование, питание, жилье. Я мог летать во все места, куда летают американские военные самолеты, мог получать бензин за половину стоимости, не платил налогов, имел массу скидок… Да и зарплата постоянно индексируется и на 5–6% в год повышается. Жить можно. К тому же армия платит 75% за образование, если ты учишься во время прохождения службы. После армии можно учиться в любом институте или университете Америки бесплатно и получать еще каждый месяц $850 на жилье. Если ты выбираешь сложную профессию — пехотинца или артиллериста, куда никто не хочет идти, — тебя могут подкупить: дать $50 000 наличными и $100 000 на образование.
За время службы я побывал в Мозамбике, Зимбабве, Кении, Гондурасе, Колумбии, Косове, Македонии, Боснии, Пакистане, Таджикистане… В Мозамбике шла война с Анголой и революция, и мы ездили поддерживать определенную… (заминается). Есть вещи, которые мне нельзя говорить, потому что я давал подписку о неразглашении на четыре года… Где-то мы поддерживали Красный Крест, где-то воевали, как в Югославии и Пакистане.
Ко мне, выходцу из России, американцы относились по-разному. Молодежи было все равно, а один сержант первого класса, прошедший Вьетнам, держал себя очень предвзято. Но однажды отвел меня в сторону и сказал, что извиняется, но все еще не может представить себе, что с ним служит человек из России. Потому что для него всю жизнь врагом номер один был Советский Союз.