Здравствуйте, камрады!
У меня есть соседка – старая-престарая бабка, выжившая из ума.
Все у нее умерли, а она думает, что они просто ушли куда-то. Ходит и ищет их по квартирам каждый вечер. Реагирует на звук, на свет, на движение, как зомби из кино.
Неясно, как у нее хватает энергии на эту возню.
Я знал ее еще с 70-х. Тогда я был совсем маленький, а она уже считалась бабкой.
Представительница советской городской «элиты». Её муж был директор завода. Надменный и хмурый. Одно время взял привычку не здороваться. Ему говорят «здравствуйте», а он и не посмотрит.
Сын был приемный, из детдома. Сколько помню, он всё пил и шумел вечерами в компании подростков в два раза младше него.
Внук – мой друг детства, с задержкой в развитии. Говорить начал поздно. К школе. Но парень был добрый. Машину водил хорошо, кстати, мог бы водителем работать нормально. На дороге как рыба в воде. Из-за неудачного брака отравился в гараже угарным газом.
Его отец прожил еще лет десять, перенес инсульт и стал заговариваться. Повесился от белой горячки.
Как и на что она живет, я не знаю. Она сама ни разу не ходила в магазин за продуктами, даже когда еще была в здравом уме. Говорила, что не умеет покупать, просила помочь сердобольных соседей.
Сейчас к ней, видимо, ходят сотрудники социальной опеки. Есть еще невестка и внучка, вроде, тоже должны навещать, хотя я не замечал. Я вижу каждый день только саму эту старушку, стучащую в двери квартир.
Несмотря на древний возраст, она удивительно отчетливо произносит фразы.
- «Откройте, надо поговорить. Я отблагодарю. Выйдите ко мне кто-нибудь. Не видели сына моего?»
Открывает сосед – дед, который знал ее всю жизнь.
-«Уходи отсюда! Нет у тебя никого! Ты одна живешь!»
-«Нет, я с мужем живу. Сейчас поругались с ним, он у себя в комнате».
-«Умер давно твой муж! Не беспокой меня! Иди домой!»
Стучит в следующую квартиру. Открывает старуха, бывшая учительница, которая тоже знала ее последние полвека.
-«Что вам нужно?!»
-«Ой, ой, ой, что же мне одной делать в темноте. Пустите меня к себе».
-«Уходите, не надо ко мне стучать! Не-на-до!».
-«Мой сын не у вас?»
-«Нет!!!»
Дальше бабулька обычно стучалась ко мне. Я не знал, что мне ей сказать, и затаивался. Постучит и уйдет. Так продолжалось несколько месяцев. Я думал, если не реагировать, она перестанет стучать ко мне в квартиру. Но она рассуждала иначе: раз не открывают, значит за дверью какая-то тайна. Вдруг её потерявшиеся родственники именно там?
В тот вечер у меня было особенно паршивое настроение. Всё достало. Казалось, кругом наебалово и паразитизм. Мало того, что в магазинах и на рынке внаглую дурят, цены подскочили, заодно пелотка кидает какие-то нелепые предъявы. И тут неистовый стук в дверь. Конечно, это была безумная бабка.
На этот раз я открыл. На пороге стояло почерневшее на лицо, сморщенное, сгорбленное существо, казалось, эфемерное, как призрак. Как высохшее растение. Чудилось - дунет ветер, и она вмиг согнется до земли, подобно сухой траве. Выискивая, нет ли её родных у меня за спиной, она сделала вялую попытку обойти меня и проникнуть в прихожую.
Я не задумывался, что сказать. Я понимал, что смысла слов она не воспринимает. Один раз приветишь, и будет ходить всё время. Значит, надо дать ей понять, что ей здесь не рады. Всё это мелькнуло у меня в голове за доли секунды, и я заорал:
-«Из-ви-ни-те! Здесь ни-ко-го для вас нет! Не на-до сту-чать!»
-«Да я только подошла», - вяло возразила несчастная.
-«Да вы уже за-дол-ба-ли!!! Каждый вечер тарабаните! Не стучите ко мне больше, а то милицию вызову!» - прокричал я благим матом, думая про себя, что слово «милиция» знакомо ей больше, чем новомодное «полиция».
Весь мой вид и интонация выражали крайнюю степень самого гнусного обывательского негодования в классическом стиле «вас здесь вообще не стояло». Старуха повернулась и, опираясь на палочку, заковыляла еще к кому-то. Через некоторое время послышались возмущенные возгласы очередного побеспокоенного хомячка.
И как-то совестливо стало на душе. Я же помню, были времена, когда мы общались с этой бабушкой как люди. Дни были солнечнее, кислорода в атмосфере больше, трава зеленее…
А теперь я вынужден орать на неё, как все прочие. Причем, в этом я переплюнул остальных, наверно. А если не орать, она будет и дальше приходить, зачастит именно ко мне, да еще умрет у меня на пороге, отвечай за неё после.
Может, я не прав? Накричал на старого человека, как сволочь…
Как бы Вы отреагировали на ежевечерний стук невменяемой старухи в дверь Вашего жилища?
С уважением,
Хью Моржоуи.