Говорят, что там, где живётся плохо - попрошаек на улице не встретишь. Нерентабельно. Они появляются только тогда, когда жизнь налаживается.
Первая яркая (запоминающаяся) встреча с представителем этой группы населения приключилась в 90-е годы. Мы ехали с С. на автомобиле. На перекрёстке я увидел инвалида в "афганке", который молча ходил от одной машины к другой, собирая то, что протягивали ему из окон сердобольные водители в кепку.
Я потянулся одной рукой к бардачку между сидений, где у меня лежала мелочь, а пальцем другой надавил на кнопку стеклоподъёмника...
- Ты что - дурной? - спросил меня С.
- Да нет... Человеку хочу помочь...
- Да какой это человек? - С. выругался, - Хочешь я тебе про него расскажу?
И С. кратко рассказал мне историю этого попрошайки.
- Короче этот крендель решил кооператив открыть. А для этого ему деньги нужны были. Вот он у братвы и занял немного. И начал думать, что у него теперь всё в шоколаде будет. О том, что для этого пахать надо забыл. По накупал хрени всякой и начал этим торговать. Только коммерсанта из него не получилось. Когда первые прибыли пошли, то он начал бухать, по бабам пошёл гулять... Короче все деньги спустил. А отдавать надо было...
В это время попрошайка подошёл к машине, заметил С. на пассажирском сиденье рядом со мной и быстро ушёл в сторону.
- Это он меня узнал, - сообщил С. - Так вот... Наша братва с ним несколько месяцев возилась, думали, что исправиться человек - работать начнёт. А этот дурачок ещё больше бухать начал. Ну тогда ему руку и отрезали... Потом одели в форму и здесь поставили. Народ у нас сердобольный - его все за воина-интернационалиста принимают, хотя он даже в армии не служил. Подают. Он тут за три-четыре часа в день заколачивает больше, чем ты за неделю зарабатываешь. Долг отдаёт. Пить ему, конечно, братва не позволяет. А то, что не убили - пусть и на этом радуется... Ладно, я приехал... Высади меня здесь... (Следующий раз С. я увидел только в начале 2000-х, когда он приехал домой после службы в Чечне по призыву, потом контракту, контузии и госпиталя).
Вторая яркая встреча. Дежурная часть Ленинского РУВД г.Уфы. Глухая ночь. Меня "попросили" остаться до утра, так как я являлся свидетелем драки (двое пьяных разбили об голову человеку бутылки и истыкали розочками, за то, что он попросил не курить в автобусе, где он ехал со своей беременной женой). Я разнимал дерущихся, задерживал одного из нападавших. В результате из почти сорока человек я с товарищем оказались единственными свидетелями происшедшего. Дабы мы "не передумали" до утра, когда появится следователь, нас с товарищем закрыли в камеры СИЗО. Хорошо хоть додумались посадить в разные камеры с задержанными.
Дежурный офицер правда выпускал нас в коридор, но когда появлялось начальство, закрывал обратно в камеру. Пока мы там были в "заключении" приводили разных людей. Особенно запомнился один.
Звали его Обрек. Он сам так представился. По виду и запаху - обыкновенный бомж. Его ночью избила группа малолеток, а охранник организации, у ворот которой это происходило, вызвал милицию. Прибывшая милиция задержала только этого бомжа.
Разговаривал Обрек культурно, по его речи можно было понять, что это образованный человек. Из разговора выяснилось, что у него высшее филологическое образование: знает три иностранных языка, наизусть читал Хаяма, Шекспира... Просто в один несчастливый момент его жизни у него сгорел дом. Денег на ремонт не было. Ушла жена. Он начал пить. На работу грязного, спивающегося мужика без документов (сгорели вместе с домом) никто не брал. Он начал попрошайничать.
- Обрек, что случилось там? - спрашивал дознаватель.
- Избили, денег отняли...
- Много?
- Да нет - тысячи три-четыре...
- Хрена себе, - удивился милиционер, - я в месяц меньше зарабатываю!
- Гражданин-начальник, давайте я напишу, что ничего у меня небыло и меня никто не бил. Вы их всё равно не найдёте, а я завтра на рынке столько же наберу...
Третья история. Неподалёку от дома моих родителей, буквально в соседнем дворе, поселились цыгане. Просто купили восемь квартир на одном этаже девятиэтажки. Как потом мне рассказывали их соседи они просто приехали и предложили такие деньги хозяевам, что отказываться было просто глупо. В одном крыле (четыре квартиры) поселились мужчины, в другом крыле - женщины и дети. Количество дорогих иномарок во дворе сразу резко выросло: появились дорогие Мерседесы, БМВ, Порше... На этих машинах были "блатные" номера. Хозяевами, как вы наверное уже догадались, были как раз эти самые цыгане.
Перекрёстки и улицы города заполнили бедно одетые женщины с детьми, клянчившие мелочь, предъявляя как свидетельство бедности своих чумазых детей. Эти же дети ходили по домам и просили "на хлеб". Заходили в автобусы и что-то выли, протягивая руки. Хватали прохожих за ноги на улицах, жалобно заглядывая в глаза.
А по вечерам происходило внезапное преображение. Чистые и аккуратно одетые дети разных возрастов выходили гулять. Выходило их сразу человек 50-60. Они шли на ближайшую спортивную площадку, которая находилась возле школы. Приходя туда, они оккупировали все интересные для игр места, прогоняя местных ребятишек. При этом они говорили обидные слова: "Вы все дураки! Вы учитесь, теряете время! А мы не учимся! И при этом живём лучше вас!"
Так продолжалось где-то полгода. Потом, в одну ночь, терпение людей лопнуло - цыган избили, повредили их машины, разбив стёкла и фары, некоторые машины пытались поджечь. Возможно подключилась милиция, потому что после той ночи цыгане исчезли не только из района, а вообще из города.
История четвёртая. После всего того, что я узнал и видел про попрошаек (а здесь я и 10% не описал), я начал проходить мимо них. Делаешь вид, что не замечаешь и прёшь мимо. Ну или если есть время, то купишь лично какому-нибудь бичу-алкоголику сарделек несколько и литр кефира в магазине (хотя он вроде как на пиво и сигареты просил). А так, чтобы денег дать - ни в коем случае. Попрошайничество - это бизнес, на котором люди зарабатывают весьма не маленькие деньги.
Правда несколько лет назад был в Москве. По делам. Нужно было кое-какие вопросы утрясти. На это было выделено некоторое количество денег: ну чтобы там с человеком, который вопросы решать будет, можно было в ресторане посидеть-поговорить или в ночной клуб съездить. В неформальной обстановке, так сказать. Не подумайте, что это деньги на взятку были - если бы это была взятка, то количество нулей было бы побольше. А тут мелочь - где-то 1500 американских долларов (в рублях по курсу). Дела были решены, а вот деньги не истрачены. В принципе они не подотчётные: можешь себе забрать - никто спрашивать не будет, если вопрос решён. Премией можно считать.
Иду я по Москве, гуляю, достопримечательности осматриваю... До вылета ещё полдня... И вот по пути к Храму Христа Спасителя, в одном из переулков, вижу стоит на коленях человек, а перед ним картонка с надписью: "Помогите! Дочери на операцию нужно 500000 рублей!" Я сначала мимо прошёл. Но метров через двадцать развернулся. Меня вот что поразило: человек одет небедно, аккуратно. Денег вроде как просит, а при этом голова у него отпущена - вроде как стыдно ему. И молчит, ни к кому не обращается, хотя люди мимо ходят. И страдание на лице... Казалось бы - пойди к Храму, там глядишь больше подадут. До него тут метров 700-800 осталось. А не идёт чего-то он туда. Или он хороший (очень хороший) актёр, или действительно нужно человеку помочь - такое у меня сложилось впечатление.
В общем сколько у меня было денег, столько я ему и отдал (тысяч тридцать с чем-то рублей). Может я и дурак...