В блогах люди обожают нарушать табу. Они с удовольствием пишут тут то, что вряд ли осмелились бы сказать вслух. То о том, что не хотят заводить детей, то о том, что даже не любят уже имеющихся детей, то о том, что терпеть не могут своих родителей. Я уж не говорю о яростной демонстрации нелюбви к России, к народу, к толстым, к бедным, к больным, к разным национальностям, к православию, к христианству. Попадались даже такие, которые посмели признаться, что не любят секс. Но это уже, конечно, смельчаки.
Ни разу я не читала, чтобы кто-нибудь не любил себя, деньги и работу. Ладно деньги, но работа?!
А почему никто не осмелится написать, что не любит работать? Наоборот, послушать людей, так только они трудятся, а остальные бездельничают. Самое частое обвинение в адрес других – это обвинение в том, что человек не любит работать.
По-моему, сегодня у людей довольно странное отношение к работе. В Библии Бог наказал Адама работой. Сказал, что в поте лица Адам будет добывать свой хлеб. В раю работы не было.
Много ли работали первобытные охотники? Вряд ли. Во всяком случае, когда этнографы описывают жизнь сегодняшних первобытных племен, то они замечают, что дикари работают вдвое меньше цивилизованных людей. У них много времени занимают всевозможные обрядовые праздники.
В 19-ом веке люди тоже меньше работали, чем сегодня. Например, чиновник сидел в присутствии до 2-х дня, а потом шел домой. А ведь платили ему так, чтобы хватало на прокорм немалой семьи, и жил чиновник на квартире, и прислугу держал. Кому жалованья не хватало – взятки брал. Это не слишком осуждалось.
У крестьянина были периоды интенсивного труда, но были и периоды, когда работы особо не было. В году половина дней приходилась на церковные праздники, когда работа не одобрялась.
Наверное, длинный рабочий день появился в промышленности. Чем больше страна становилась индустриальной, тем большее количество людей трудилось по 12 часов. А до этого так работали только преступники на каторге. На каторге труд был наказанием за преступление, как и должно было быть по Библии.
Потом установили 8-часовой рабочий день. Это было большое достижение трудящихся. Но ведь по 8 часов стали работать и те, кто до этого работал меньше!
Одно время в связи со всякой механизацией и автоматизацией думали, что работать будут меньше, по 4 часа. Но этого не произошло.
Вот это удивительная вещь. С одной стороны – безработица. С другой стороны, работающие работают все больше. О! За работу надо драться. Очень популярна с начала 20 века и до сих пор идея интенсификации труда, повышение производительности труда. Столько методик для этого есть, столько народу придумывают, как заставить человека работать все больше за все меньшую плату. Но зачем все это нужно? Одной выгодой этого не объяснишь.
Вероятно, это происходит потому, что работа стала новой религией. Люди вообразили, что труд искупает грехи и ведет человека в рай. Конечно, они не сами это придумали. К такой мысли их подвели сильные мира сего. Думаю, они руководили 2 идеи: поднять свои прибыли и максимально занять людей, чтобы у них не было свободного времени. А то начнут еще задумываться, объединяться.
Посмотрите даже на то, что происходит с вашей собственной работой. Уверена, что вы работаете больше, а если не хватает реальной работы, то вам ее придумывают. Сколько развелось всяких необходимых к заполнению бумаг!
На сон человек тратит 8 часов. Рабочий день – 8 часов, с обедом – 9, с дорогой – 11. Это по минимуму. Час утром – сборы на работу. Полчаса вечером – подготовка одежды на завтра, подготовка ко сну. Полчаса ужин.
Итого получается 14 часов! На все остальное, включая домашнее хозяйство и общение с родными и знакомыми, досуг остается всего 2 часа. Пусть покупка продуктов, готовка, уборка, стирка, глажка занимают еще 1,5 часа. Все эти вещи необходимы просто, чтобы функционировать. Полчаса час остается на детей. Если детей нет, то на других родных или на чтение-компьютер - телевизор.
Таким образом, мы не живем – мы работаем и восстанавливаем силы для работы на другой день.
Удивительно, как при этом еще сохраняются семьи. Конечно, люди экономят время. Кто на чем. Кто-то на домашнем хозяйстве (мужчины), большинство на сне. Сон 8 часов – это сказка.
Но мы не работаем, чтобы получить средства для жизни, а живем, чтобы работать. Так для этого нас родили?
И ведь никто не рыпается. Наоборот, обычно людям стыдно, что они недорабатывают. Берут работу на дом и на выходные. Самый частый призыв друг к другу – «Надо работать!» Скажут, и радуются. Помните, дядя Ваня у Чехова работал-работал, а потом посмотрел на кого работает, и взбунтовался. Жизнь прошла, а он все работал. А его работодатель себя не ограничивал ни в чем. Но чем пьеса заканчивается? Соня, выросшая на принципе, что работа – это смысл жизни, говорит: «Мы будем работать, дядя Ваня. Мы еще увидим небо в алмазах».
В итоге работа становится нашем домом, а коллеги – родными. Мы тащим на работу какие-то вещички из дома, создаем уют, заводим дружеские (а некоторые и любовные) связи. Но ведь это суррогат. Представьте себе, что вам надо занять денег. К кому вы обратитесь: к старому другу, которого давно не видели, к родственнику, с которым у вас не самые хорошие отношения, к бывшему коллеге, с которым сидели в одной комнате много лет и имели дружеские отношения? Я думаю, что коллега отпадает сразу. У того, с кем работаешь сейчас, обратиться можно, а вот к сослуживцу с прошлой работы – не стоит. А ваш родственник вынужден будет помочь, если дело плохо. Тут все зависит от степени родства. Брату придется. Про родителей я и не говорю.
Разве это не удивительно? Да мы с любым сослуживцем общаемся больше, чем с родными. И знают они о нас больше, и понимают наши проблемы лучше, но близкими людьми не станут никогда.
Потому что все мы понимаем, что настоящая жизнь не на работе, а вне ее. Только ее очень мало.
Можно сказать, что надо много работать, чтобы росло благосостояние. Но зачем оно, если жить некогда?
Нет, работа это сегодня все же еще и религиозная практика. А религия – опиум для народа.
http://uborshizzza.livejournal.com/1918365.html#cutid1