Если мы ни с того ни с сего, без предварительной подготовки, предложим нашему мозгу поразмышлять на тему четырёхмерных гиперкубов, квантовой механики или бесконечной совокупности – он взбунтуется. И будет прав. Однако что касается восприятия более-менее приземлённых предметов из повседневной жизни – тут наше серое вещество обычно справляется. За несколькими вопиющими исключениями.
Двери
Вам когда-нибудь случалось войти в комнату с определённой целью (взять, что-нибудь, например), а потом напрочь забыть, зачем пришли? Оказывается, причина этих странных провалов памяти кроется… в дверях.
Психологи Университета Нотр-Дам (недалеко от Чикаго, СШ) обнаружили, что при прохождении через дверной проём в сознании срабатывает механизм, условно называемый «граница событий», который отделяет один набор мыслей и воспоминаний от другого, прямо как эпизоды в кино.
Ваш мозг автоматически «отправляет в архив» те мысли, которые владели вами в предыдущей комнате, и очищает пространство для новых. «Границы событий» обычно помогают упорядочить наши мысли и воспоминания, поскольку мы постоянно передвигаемся и переключаемся на новые задачи.
Но когда мы пытаемся вспомнить, зачем пришли… что собирались делать… или найти… могут возникнуть сложности.
Звуковые сигналы
Что раздражает вас больше: звонок будильника, гудок автомобиля, застрявшего в пробке или напоминание вашего мобильника, что у него заканчивается зарядка? Ни один из этих звуков не ласкает наш слух. Эти звуковые сигналы стали своеобразным саундтреком современного мира, но каждый из них продолжает нас раздражать – потому что вызывает маленький «мозговой глюк».
Эволюция не приучила нас к подобного рода звуковым сигналам, поэтому мы пытаемся их осознать. Естественные звуки создаются передачей энергии, часто от удара одного предмета по другому, как при барабанном бое. В этом случае энергия передаётся в барабан и затем постепенно рассеивается, и звук постепенно утихает.
Наша система восприятия информации использует угасание звука, чтобы понять происходящее – что звучит и почему. А современные звуковые сигналы – это как машина, которая ехала со скоростью 60 миль в час и, вместо того, чтобы медленно затормозить, внезапно ударилась в стену. Звук не меняется, не утихает, и наш мозг никак не может понять, что это такое и откуда взялось.
Фотографии
С фотографиями похожая история. Как бабушка, которая научилась пользоваться интернетом, но так к нему и не привыкла, мы постоянно делаем снимки, но подсознательно наш мозг всё ещё не в состоянии отделить их от объектов или людей, на них запечатлённых.
Например: Исследования показали, что если человеку предложить метать дротики в фотографию, с изображением на которой у него ничего не связано, его меткость будет гораздо ниже, чем если для тех же целей ему предоставить фотографию Гитлера или личного злейшего врага.
Во время другого эксперимента выяснилось, что если человека попросить разрезать на мелкие кусочки фотографии, связанные с детскими воспоминаниями, у него может возникнуть повышенное потоотделение.
Поскольку у нас за плечами нет миллиона лет практики, наш мозг до сих пор не в состоянии отличить видимость от реальности.
Телефоны
У вас бывает так: вы чувствуете, что телефон вибрирует, достаёте его, и с недоумением смотрите на безжизненный экран? Если у вас, как и у большинства людей, время от времени возникают подобные «фантомные вибрации», это происходит потому, что ваш мозг делает неверные выводы, пытаясь упорядочить хаос вашей жизни.
Бедный мозг постоянно подвергается бомбардировке информацией разного рода. Ему приходится фильтровать бесполезный шум и вычленять важные сигналы. В доисторические времена наши предки постоянно принимали кривые ветки за змей.
Сегодня мозг неверно интерпретирует всё, начиная от шороха одежды и заканчивая журчанием в желудке, и спешит нам сообщить, что нам звонят, или прислали СМС.
Точно так же случаются и иллюзии вибрирующего телефона.
Колёса
Замечали, что иногда в кино кажется, будто колёса автомобиля вращаются в обратную сторону? Это потому, что камеры фиксируют неподвижные изображения с определённой частотой, а мозг заполняет интервалы между изображениями, создавая иллюзию непрерывного движения между схожими кадрами. Если колесо делает бо́льшую часть оборота между одним и другим кадром, то наиболее очевидное для мозга направление движения – обратное, поскольку это направление предполагает минимальную разницу между кадрами.
Однако, эффект колёс, вращающихся в обратную сторону может возникнуть и в реальной жизни. Основная теория, объясняющая это явление, заключается в следующем: мозг воспринимает движение примерно так же, как и камера – в виде последовательных статичных изображений.
То есть наш мозг снимает собственное «кино» о внешнем мире, но кадры в этом «кино» сменяются не всегда достаточно быстро, чтобы увидеть, что колёса крутятся в правильную сторону.