В каждую эпоху у юношества своё понятие «отстоя». Например, в 1730-х годах молодые люди считали длинные парики-аллонжи - прикидом стариков и лузеров, а короткие парички с косичкой, наверняка, именовали ice или coooool. А вот в позднем СССР? Что было у нас однозначным признаком «отсталого» молодого человека? В наше время не было этих словечек - «отстой» и «лузер». Того, кто забавно не вписывался и выдавал некие неправильные вкусы, иной раз обзывали «деревня» (а иной раз почему-то «дерёвня»). Надел немодные штаны - дерёвня. Слушаешь дурацкую музыку - снова дерёвня. Не знаешь актуальных имён, вроде Дитера Болена или подумал, что CC Catch - это группа? Ну, дерёвня же, ёлки-зелёнки! Как у Вас в городе или в республике именовали юных лузеров - не знаю, ибо, как показывает практика, в разных местностях обширного СССР оказывались совершенно разные дразнилки и присказки. Интересный всё же момент - в позднем СССР прослеживалось однозначное отторжение, высмеивание всего деревенского. С одной стороны, интеллигенты собирали в своих квартирках произведения народных промыслов, а пресса пестрела заголовками о «хлеборобах Нечерноземья» и прочих хлобкоробах, свекловодах, комбайнёрах, с другой стороны - молодёжь автоматически связывала само понятие «деревня» с чем-то совершенно провальным и отсталым.
Помню, как свысока мы смотрели на героев замечательного фильма «Любовь и голуби». Обсуждали. Ну, что они там видят в своём леспромхозе? А как по-идиотски выглядела эта сцена любви «на воде»! Пошлость же и скудость ума. Ибо дерёвня. А помните фразу из «Самой обаятельной...»? Насчёт Урала. Примерно из той же оперы. Молодёжь 1980-х en masse была снобской и насмешливой, стремилась к модам и к актуальным трендо-брендам. (Если Вы, ну вот Вы-Вы! были не такой (-ая) - это прекрасно, но митинговать всё же не стоит). Но даже не шмотки и не жвачки, нет. Не они больше всего определяли «правильный» облик юного сов.обывателя. А музыка. Почему-то именно степень причастности к музыкальным достижениям буржуазного Запада считалась у молодёжи признаком крутости / отстойности. Выяснить интересы позволяли так называемые анкеты - опросные тетради, которые заводили, как правило, девочки. В анкетах задавались вопросы: «Кто твой любимый певец?», «Твоя любимая группа?», а когда уже появились всяческие неформальные движения, стали задаваться вопросы: «Твоё любимое направление (стиль) в музыке?» И подростки писали heavy metal, new wave или ещё какое-нибудь евро-диско. Чтобы прослыть невыносимо крутым, молодые люди причисляли себя к поклонникам тяжёлого рока.
Быть металлистом - это звучало гордо. Лично знала нескольких ребят, которые любили...всё, что угодно, кроме металла, однако же гордо именовали себя металлистами. Потому что поклонники 'Accept', 'Kiss и AC/DC' ходили чёрной стаей, в заклёпках, с цепями, балдели под угарные децибелы и дрались со всем миром за своё право быть самыми крутыми. Металлистов боялись, их даже почему-то считали фашистами, хотя настоящему фашисту, если уж он посвятил себя Расе с большой буквы «Рэ», лучше всего бы слушать незабвенного Людвига ван или же нордического Вольфганга-Амадея, нежели сомнительных парней из 'Manowar'-а. Итак, музыкальные вкусы оказывались невероятно важны. Молодёжь чётко отслеживала новинки и по мере сил старалась доставать записи. Прослыть отсталым в этой сфере - немыслимо! Помню, как в 1986 году было совершенно невозможно слушать «итальянцев», хотя ещё в 1985 году фестиваль Сан-Ремо все записывали на магнитофоны. Летом 1985 года фильм-концерт с Аль Бано и Роминой Пауэр шёл у нас на ура, а уже год спустя...! Я понимаю, что итальянская музыка долгое время была доступным, но вялым заменителем по-настоящему актуальной западной попсы, но голосистые 'italiano vero' очень уж резко выпали в отстой, как только на волне Перестройки хлынула разнообразная муз-продукция (в основном, из ФРГ).
Но самой большой пощёчиной общественному вкусу был...интерес к официальной советской музыке. Причём, если человек любил патриотические, именно советские-военные-официозные песни, это было совершенно не страшно и не трэшно. Многие пели под гитару «Там вдали, за рекой...», орали на смотрах строя и песни «Трёх танкистов», да и вообще никто не шарахался от песен Пахмутовой на стихи Добронравова. Всё это считалось бодрым и довольно приятным жизненным фоном. Но вот советская эстрада... Душевно-задушевное звучание с чистыми словами о хорошем. О, нет! Уберите это ваше хорошее, солнечное и чистоглазое! Признаться, что тебе нравится Полад Бюль-Бюль оглы, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль или, скажем, Валентина Толкунова... Слушать правильных мальчиков из этих забавных ВИА?!!! Никого тогда не волновали все эти прекрасные голоса - молодые хотели актуальных ритмов. Мне могут сказать, что молодёжь попросту воспринимала в качестве отстоя всё советское-правильное-навязанное-официальное. Не могу сказать, что именно поэтому, хотя до конца эту версию не исключаю. Молодёжь попросту хотела жить в том ритме, в котором жили их ровесники во всём мире. Это Zeitgeist. А Лев Лещенко не мог делать new wave.
Кстати, если молодой человек слушал классику, это отстоем не считалось и в чудаки-«деревенщики» его не записывали. Помню, я слушала музыку XVIII столетия и очень любила, когда по радио передавали композиции ансамбля с недвусмысленным названием «Рококо» - они делали интересные композиции в духе Галатного Века, но это было не классическое звучание, а эстрадно-модернизированное. ( Если кому-то интересно, что это за штучка, можете пройти сюда. ) Нравилась и ренессансная музыка, но её по советскому радио почти не передавали, упорно предпочитая композиторов XIX века. В любом случае, интерес к классике, к русским романсам, к оперетте вызывал, скорее, уважение, нежели насмешку. Во всяком случае, к детям из музыкалки с их «Этюдами» Черни и прочими «К Элизе» мы все (ну, то есть раЁнное быдло) относились весьма положительно. А вот народная музыка (опять же вернёмся к термину «дерёвня») не относилась к разряду любимой или хотя бы терпимой музыки. Молодёжь её не просто игнорировала, а как-то совершенно чудовищно презирала. Загнать старшеклассников на концерт классики - реально. Многие потом даже проникнутся, а вот на что-нибудь исконно-посконное - ни за что. Помню, одна девочка перешла из бальных танцев в народные, так подруги стали высмеивать. Дерёвня же. Не знаю, что это было. Возможно, агитпроп неправильно работал, забивая эфир карамельными «Калинко-малинками», а вот какие-нибудь песни Русского Севера передавал раз в год, да и то с трудом.
Сейчас молодые по-моему гораздо более терпимы к музыкальным вкусам своих товарищей. Более того, когда умер Эдуард Хиль, многие юные блогеры посвятили хорошие посты Мистеру Трололо... Сейчас есть и юные битломаны, и поклонники тяжёлого рока, попсы, рэпа... Дочь моей подруги - фанатка Константина Кинчева. Всё стало проще и - сложнее. Проще быть собой. Сложнее - выбрать из большого потока. Дело не в изменении общественного строя или, там, социального климата. Просто сейчас, в принципе, нет моды. Нигде и ни в чём. Вернее, как я уже как-то говорила, модно всё. Поэтому актуальность приобретает личный выбор, а толпа как бы уже не в счёт. Хотя бы потому, что сейчас вкус толпы - это вкус каждого в одельности. Взболтать, но не смешивать.
http://zina-korzina.livejournal.com/572928.html