Я попал в это место по ошибке. Просто сказал таксисту “GAP!”. А чего ему ещё говорить, если по-английски понимает, как я по-китайски. Ну, он кивнул и поехал. Потом уже я разобрался, что слишком близко оказался тогда к GAPу, который мне был нужен – в самом центре Харбина. Таксист удивился и повёз на дальний GAP, о существовании которого я не подозревал.
Стоило мне это удовольствие рублей 50 на наши деньги, но ехали реально долго. Меня высадили на залитой солнцем пустынной улице, вдоль которой теснились супермаркеты. Я купил в гэпе джинсы, за которыми собственно и приехал, но стало жалко, что забрался в такую даль за единственной покупкой. Огляделся по сторонам и нырнул в универмаг, возле которого было больше народу.
Я честно не хотел там ничего покупать. Но цены! Баснословно дешевый центр Харбина казался теперь просто грабежом для иностранных туристов. Тут, в универмаге для своих, всё было почти бесплатно. Я быстро обзавёлся подарками для всех знакомых, в том числе и тех, которым не собирался ничего дарить вовсе.
В разгар этого веселья прямо в торговый зал въехал большой грузовик, возле которого тут же выстроилась очередь и началась свалка. Давали растительное масло в больших канистрах. Даже я, не зная китайского, понял, в чём проблема – давали только по две канистры в одни руки. Наверно, потому, что рук у человека столько же. Я диву дался, нахрена нормальному человеку столько масла.
И тут посреди громадной толпы я наконец увидел европейское лицо. Это было типичное лицо российского пенсионера. Он наблюдал толпу с какой-то непонятной радостью. Я пробился к нему и разговорился. Оказалось, действительно пенсионер, с Хабаровска. В России на его пенсию не проживёшь, а тут богатый человек.
Сколько он за что в Харбине платит, даже перечислять не буду. Чтобы народ не расстраивать. Назову только ЖКХ – за квартиру 150 квадратов около 1 тыс. рублей на наши деньги. В год. Налоговая служба сама к нему явилась уже в первую неделю проживания. Поинтересовалась, чем может помочь.
Я спросил его, зачем он на эту битву за масло смотрит, раз сам не участвует. Он улыбнулся. «Понимаете, я старый человек. О гибели Советского Союза до сих пор переживаю. А тут вижу, каким бы он был, если бы Политбюро про ширпотреб не забыло».
© Некто Леша