Многие годы в прошедший олимпийский цикл россияне с удовольствием наблюдали, как колода телевизионных звёзд от эстрадных артистов до чемпионов бодалась с бычками, осваивала танцевальные па и совершала прочие подвиги на глазах миллионов. Россияне привыкли к блестящим успехам этих супергероев в битвах с крупным рогатым скотом и друг с другом. И, похоже, забыли, что телешоу не является олимпийским видом спорта.
Иначе сотрясающий просторы России то ли стон, то ли вопль: «Где наше золото?» необъясним. Ведь спорт давным-давно, в отличие от его телевизионных суррогатов, никого не интересовал. Когда последний раз федеральные каналы транслировали чемпионаты мира, если это не футбол и хоккей? Да и в Олимпиаду, уделяя ей кой-какое эфирное время, прямых трансляций со счёту – большинство соревнований, даже закончившихся успехом наших спортсменов, мы видели в записи.
А вот счёт медалям, несмотря на отсутствие государственного плана, ведут все. В том числе барменша в шашлычной «Кабанчик», включив задорный репортаж о победе британских спортсменов в триатлоне, громко вздыхает: «Здесь-то наших вообще, наверное, нет. Но почему в плавании мы всё проиграли? У нас разве нет воды?»
Есть, конечно, вода. Россия — страна рек, озёр и морей, но данное обстоятельство никоим образом не сказывается на результатах академической гребли или парусного спорта. Последнее «золото», выигранное гребцами под эмоциональный комментарий Губерниева, было взято на самодельной лодке. Сейчас — всё по высшему разряду, а итог плачевен.
«Позор» Сиднея, Афин или Пекина меркнет перед той пропастью, что мы, как великая в прошлом спортивная держава, не можем не ощущать, наблюдая торжество китайских, американских или британских спортсменов. Поражения россиян редки в равной борьбе, когда чуть-чуть не повезло — как в волейбольном противостоянии женской сборной с Бразилией. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, где преимущество лидеров из стана противника колоссально.
Провал очевиден. Для всех. И это обстоятельство удивительно. Мы не хотим верить программе «Время», в которой по-прежнему бравурные речи об успехах, о надеждах на каждый последующий день. Нам говорят: «Всё прекрасно! В синхронном плавании нашим нет равных! Путин треплет за вихры чемпионов по дзюдо с героического Кавказа. Два золота ушли из-за травм штангистов. На трибунах она — ваша любимая команда телетусовки. Всё прекрасно».
А россияне сомневаются: «Всё нормально?». 26 видов, сотни разыгрываемых медалей, и Россия в медальном зачёте, на порядок уступающая Китаю, США и хозяевам игр — это нормально? После Ванкувера и последовавших громких отставок, складывается впечатление, ничего не изменилось. За одним исключением. Тон подачи материала государственными телеканалами сменился с минорного на мажорный. Однако на сей раз Россия не хочет верить в победные реляции. Все понимают, словно вновь в людях проснулась самостоятельная мысль, что мы опять проиграли, с треском.
Так почему же мы опять проиграли?
Ведь, безусловно, правительство вложило в олимпийскую команду всё, что могло. Министр спорта Мутко разводит руками: «Было сделано всё», а достижений с гулькин нос.
И вот в этом «всё» кроется главный секрет. Потому что нынешнее олигархо-чиновничье-полицейское государство могло вложить только деньги. Те деньги, что оно умыкнуло из детского и массового спорта, из зарплат бюджетников и социальных программ, оно вбухало в спорт высших достижений.
Но вышел — пшик. На лондонской олимпиаде в нашей команде крайне редко выстреливали «тёмные лошадки» — молодые спортсмены, подготовленные в прошедшее четырёхлетие. Подоспело время барчуков, кого обеспеченные родители отдавали в спортивные школы ради престижа. Только олимпийскую медаль, оказывается, не купить. Штабелями падали фавориты вроде стрелков и мастеров фехтования — последние искры ликвидированной советской системы. Российские «звёзды» мирового уровня зачастую выходили на арену подавленными и выступали из рук вон плохо.
Прокремлёвский бомонд, думавший покрасоваться на фоне ристалищ и приватизировать олимпийские победы, в нескрываемом раздражении. Зазвучали призывы о новых отставках – гонят тренеров и атлетов, которые «подвели» президента и «Единую Россию», несмотря на самые большие в мире премиальные за медали. Убрать их можно, конечно, только где купить новых? Ведь, оказалось, олимпийские чемпионы не продаются.
Оказывается, деньги на олимпиаде всего не решают. Они решают всё в российской политике, на Первом канале, в жизни современной России всё решают, возможно. Но они бессильны, когда им противостоит желание прославить свою страну, иметь честь выиграть медаль для собственного народа. Плакать под гимн вместе с соотечественниками, а не от упущенных миллионов. Смеяться от радости с бессонной сменой зрителей у экранов, а не гоготать, подсчитывая барыши от рекламы и шоу с бычками. Посвящать победу трудящимся, а не благодетелям, нарезающим бюджетный пирог.
Потому что не обещания призовых пополняют копилку команд — США, Китая, Великобритании, какой-нибудь Южной или Северной Кореи. Пополняет её, простите за пафос, любовь спортсмена к родине. Как ни странно, это одинаково для передовика капитализма и для коммунистической сверхдержавы. Любовь, которая рождается там, где государство заботится о всех своих подданных. И вложить эту любовь в сердце может только сама атмосфера страны, где спортсмен живёт. В затхлом, жадном, злобном государстве такое попросту невозможно.
Российские спортсмены, увы, на олимпиаде были приговорены решать узкие индивидуальные задачи. Аналогичные тем, с какими они снимаются в роликах операторов сотовой связи или шампуня от перхоти, осточертевших за время олимпиады-2012. Медальный план или его отсутствие — это задачи конкретных чиновников, чтобы сохранить свои синекуры. В Лондоне была делегация от России, но не команда в полном смысле этого слова. Делегация партии власти, которая должны бала продемонстрировать мощь страны, якобы встающей с колен.
Мечты пошли прахом. Даже здесь — в спорте с его величайшими советскими традициями. С тысячами и тысячами потенциальных Захаровых, Мустафиных, Зариповых, Власовых, брошенных на произвол бедности и безработицы. С маленьким шансом для единиц, кому улыбнётся удача стать игрушкой для олигархов и материалом для пропагандистской машины.
Ради бравады и самовнушения мнимого величия руководители нашего государства затеяли Сочи. Не сомневаюсь, что в Сочи мы увидим самую помпезную в истории церемонию открытия. Будет пир во время чумы, вот только медалей снова не будет. Не будет их до поры, пока великая нация не вспомнит о своём величии и не сбросит бездарных временщиков, похеривших всё, созданное до них – от спорта до космоса, от дружбы народов до веры в светлое завтра. Власть ретуширует свои провалы напускным благодушием, пряча голову и поворачиваясь к обществу задом. Трусливо торчит этот обвислый зад, при виде которого только и хочется услышать знакомую команду из шоу: «Выпускайте бычка!».
Игорь Олин