Широкий, жирный след оставляли в моей жизни машины, которые были в нашей семье, но хочу рассказать об одной - ВАЗ 2107.
В 80-х годах, мои родители, вместе с тысячью других добровольцев, отправились покорять бескрайние просторы нашей необъятной родины. И судьба закинула нас в Южную Якутию. Конечно же был стимул сорваться с насиженных мест – льготы, зарплата с коэффициентом 1:6, стаж год за два… Ну, и конечно же возможность купить собственный легковой автомобиль по целевому вкладу. Так, к 90-му году у нас появилась вторая по счету машина, «семерочка» серо-голубого цвета.
Получать ее нужно было в г. Иркутске, ближайший на тот момент автоцентр. Я не смог поехать с отцом из-за учебы, и он уехал за машиной с моим дядей. Позже, отец рассказывал, что на площадке ему предложили на выбор машины двух цветов, белую и серо-голубую. Он выбрал второй, менее маркий цвет. Кстати, пришлось доплатить 600 рублей сверху за «твердый» потолок. Потом, хитрые механики предложили купить у них «запаску» и домкрат, поясняя, что все машины – неукомплектованные, и только исключительно для «своих», по блату, они могут продать необходимое из своих личных запасов.
Потом был долгий и опасный перегон машины домой. Автомобильных дорог, сами понимаете, в тех местах почти не было. Так, грунтовка кое-где, растасканная большегрузами. Пришлось грузить машину на ж/д платформу и, по только что отстроенному БАМу, везти машину к цивилизации. Кстати, были очень серьезные опасения не довести машину целой. «Опытные» люди рассказывали, что с железнодорожных насыпей, хулиганы могут обкидать машину камнями. Пришлось спешно обклеивать стекла картонными коробками и накрывать машину одеялами.
Еще рассказывали, что на перегонах и ночных стоянках поезда, ушлые жулики могут скрутить колеса или даже вообще разобрать всю машину на запчасти. Поэтому отец с дядей ночью сторожили «жигули» по очереди.
Слава богу, все обошлось без происшествий. И вот настал тот день, когда новенькая «семерка» заехала во двор дома, и усталый, но счастливый отец разрешил мне посидеть за рулем и побибикать!
Счастья моему - не было предела. Запах новой машины сводил с ума. Она была прекрасна. Это была любовь с первого взгляда. Я гладил ладонью ее голубой кузов и мне казалось, что она отвечает мне взаимностью. Это был месяц май, суровая северная природа оживала и открывала возможность передвигаться на новой машине, на зависть «безлошадным» пешеходам.
Зима в Якутии приходит неожиданно, и с первыми заморозками возникла необходимость поиска теплого гаража. Но в то время, теплых гаражей почти не было, а те, немногие ангары и производственные цеха города, не подпускали «частников» на пушечный выстрел. Очень быстро нашлась альтернатива теплому гаражу. Стоянка во дворе дома, была спешно оборудована электрическими розетками. Теперь, если с утра надо было завести машину, не нужно было греть картер паяльной лампой. Достаточно было с вечера поставить под капот электрическую плитку, либо мощный строительный прожектор. И тогда, даже в пятидесятиградусный мороз, двигатель оставался теплый, и с утра заводился без проблем. А были еще народные умельцы, которые в картер двигателя впаивали маленький, чайный кипятильник. Потом, так же включали его в розетку, и через 10-15 минут масло в двигателе нагревалось.
Но большая часть счастливых автовладельцев зимой не ездила. Скользко. Ведь зимняя резина была в большом дефиците. Зато в продаже появились всевозможные аксессуары. Наклейки на бардачок, насадки на рычаг КПП и «ручник», ветровики, оплетки и т.д. Это было повальное увлечение всех автомобилистов – украсить свою машину, как с изнутри, так и с наружи. Особым шиком считалась стерео магнитола, желательно импортная. Хотя и отечественная тоже не плохо. И неважно, что кассеты постоянно «зажевывало» и радио ловилось только «Маяк». Главное, что магнитофон в машине – это залог успеха у девушек и дань моде.
А потом я ушел в армию. И почти каждую ночь мне снилось, как я сажусь в «семерку», запускаю двигатель и… не могу тронутся. Мотор ревет, а я не еду. А просыпаясь, понимаю, что я нахожусь не в своей машине, а в казарме, а в место двигателя – слышится храп какого-нибудь боевого товарища. И спит он, и наверняка тоже видит какой ни будь не уставной, гражданский сон.
С развалом СССР жить на севере стало не выгодно, и народ потянулся на «материк». Наша семья так же, вместе с другими родственниками решила вернуться на малую родину. Спешно распродав имущество и недвижимость, мои родители вернулись в Тольятти на родной «семерочке». Я же улетел чуть раньше, воспользовавшись «Аэрофлотом».
И вот, спустя ровно четыре года после схода с конвейера, на свою историческую родину вернулась и наша машина. Помотало ее по стране, побросало по бездорожью. Кое-где краска отбита и блеск уже не тот, на солнце выгорел. Но все же вернулась она своим ходом, без серьезных поломок и аварий. А внешний вид – и подправить можно.
А потом я женился и «семерка» стала свадебным подарком мне от моих родителей. Еще долгие годы машина оставалась в нашей семье, хотя и другие машины тоже были, но именно «семерка» оставалась той единственной и неповторимой, в своем роде.
Совсем не много она не «дожила» у меня до программы утилизации… В любом случае, я бы и не смог ее «убить», кинув под пресс. Слишком много воспоминаний связано у меня с этой машиной. Отдал я ее родственнику за символическую цену. Теперь моя «семерка» ездит по деревне в соседней области. Ну а что? Двигатель на ней стоит родной, кузов еще крепкий. Скажу по секрету, в свое время мы с отцом прошприцевали все полости и пороги кузова своеобразным «антикором», состоящим из «отработки» и топленого солидола. Так что побегает еще моя машинка. А когда я приезжаю к родственникам в деревню, обязательно подойду к ней и поглажу ладонью по голубому кузову, как в тот, самый первый день нашего знакомства. И мне кажется, что она тоже отвечает мне взаимностью…
(G.U.S.)