"Работа судового механика производится в тяжелых, трудных, а порой, невыносимых условиях"
Английский учебник для судовых механиков.
Ну, что тут сказать? Англичане не врут, они честно предупреждают своих подрастающих маленьких механиков. А вот мы – нет, мне, например, такого не говорили в училище. А чего же я хотел и на что надеялся? У нас ведь всегда первым делом самолеты.
А девушки? А девушки потом.
********
Вы заглядывали под капот своего зверя? То есть, вы уже видели ту жужжалку, которую можно назвать гордым словом «двигатель»? А вам не доводилось заходить в картер двигателя пешком? Чистить нагар, стоя внутри цилиндра на лестнице? Притирать выхлопные клапана с использованием подъемного крана?
Работа внутри двигателя – это всегда интересно и захватывающе.
Вадим, старший механик, снимал раскепы. Эту операцию механик проводит, как правило, не один. Мало того, он обязательно вводит в зацепление валоповоротное устройство.
У сухопутного человека может возникнуть вопрос: что такое раскепы и для чего нужно вводить валоповоротное устройство? Простите меня за следующий абзац, но я не могу объяснить проще.
Дело в том, что для предотвращения поломок коленчатого вала нужно знать его так называемый «упругий прогиб». Подшипники изнашиваются неравномерно, и вал может подвергаться беспрерывным изгибам то в одну, то в другую сторону. Это ведет к появлению усталости металла, к возникновению и развитию усталостных трещин, и, в конце всех концов, к поломке вала. Для того, чтобы этого не случилось, механики обязаны время от времени снимать упругий прогиб вала – залезать (заходить) внутрь своих двигателей, ставить индикатор или микрометрический штихмас (я извиняюсь) между щек мотылей (еще раз простите) коленвала и снимать его показания, проворачивая вал. По расхождению щек мотыля (мне стыдно) смотрят на прогиб вала в ту или иную сторону. Раскеп – это расхождение щек мотыля, уж поймите меня правильно, я не имел ничего плохого в виду.
Коленчатые валы бывают весом от нескольких до многих десятков тонн – 100 тонн и более…
При прямой передаче на винт этот упругий прогиб вала может изменяться в зависимости от загрузки судна, осадки и дифферента, волнения моря и так далее&hellip
Что такое «валоповоротка»? Это устройство для проворачивания коленвала двигателя во время стоянки, состоящее из электродвигателя и редуктора, оно вручную вводится в зацепление с маховиком, пульт на длинном проводе болтается рядом. Механик может взять его с собой, например, внутрь двигателя, чтобы, нажимая кнопочку, руководить проворачиванием вала. Пока введена валоповоротка, тебе, сидящему внутри, ничего не грозит – двигатель сам по себе уже не провернется.
Вадим стоял в картере своего «Зульцера», смотрел на индикатор, а думал о том, что его маленькая дочь уже не такая маленькая. Что ей уже двенадцать лет, и из небольшой любимой и любящей крохи она становится кем-то незнакомым, что вот начинаются подростковые проблемы. Как уберечь ее от них? Господи, да она совсем недавно еще училась ходить, и он всегда был для нее самым близким другом – а сейчас он чувствовал, как она отдаляется от него.
Еще он думал о том, как бы ему побыстрей закончить работу, пойти в душ и надеть чистое, поскольку несвежее масло уже пролилось ему на комбинезон в нескольких местах. Более всего неприятна была подлая струйка масла, проникшего к нему за шиворот. Он потряс головой, прогоняя ненужные сейчас мысли.
Он стоял в картере, и, уже не отрываясь, следил за часовым индикатором, болтавшимся вверх лицом между шеек коленвала. Когда коленвал дошел до нужного положения, Вадим остановил его вращение, отпустив кнопку на пульте управления валоповоротного устройства, что был у него под рукой, и с помощью зеркала и фонарика увидел и записал значение. Пока все показатели были в норме. Он запустил вращение снова.
С другой стороны от коленвала весело подпрыгивал второй механик Витя. Худой, высокий – одним словом, велосипед. Он подпрыгивал от нетерпения – это был последний цилиндр, и все, что его волновало, это как бы не опоздать на обед.
Вадим снова остановил медленное вращение коленчатого вала, отпустив кнопку на пульте управления валоповороткой. Коленвал, многотонная махина, замер. Вадим записал следующее значение. И тут вдруг коленвал начал вращаться сам, и довольно шустро. Вадим нажал кнопку «стоп» – никакой реакции, за ней «реверс» – ничего. Коленвал вращался дальше, угрожая раздавить и его, и Виктора.
– Вылезай! На хрен отсюда! – успел крикнуть Вадим, и пополз, попятился на спине, уже придавливаемый набегающим сверху железом. Его голова и плечи оказались у открытого люка. Кровожадное железо было близко. Вадима подхватили двое мотористов и резко выдернули из картера. Смесь удивления и гнева – это слабое описание лица стармеха.
– Вынимайте Витю!!! Б..дь!!! Что за …??!! Какого …??!! Чего она крутится???!!! – из Вадима выскакивали очень разные слова родной речи.
Он подбежал к самому валоповоротному устройству, и стал дергать за рычаг, думая, что устройство каким-то образом вышло из зацепления. Валоповоротка оставалась введенной. Как может вращаться двигатель с введенной валоповороткой?! Этого просто не могло быть.
Второго механика уже вытащили из картера.
Вадим дернул пакетник валоповоротки, обесточив ее полностью – главный двигатель продолжал вращаться. Вот сука.
Вадик, задыхаясь, побежал на мостик. Он бежал, перепрыгивая через две-три ступеньки.
На мосту он увидел капитана и старпома. Те безмятежно смотрели, как два буксира перешвартовывали их контейнеровоз на другой причал. Вадим захлебнулся. Он орал так, что мостик под ним прогибался.
– Да вы оба омуели!!! Вы понимаете, что двигатель соединен с гребным валом и винтом напрямую, и что он вращается под напором воды?
– А мы специально вызвали для перешвартовки два буксира, потому, что ты же сказал, что проводишь работу внутри главного, и не можешь его запустить…
– Вы, идиоты сраные, понимаете, что у вас люди в картере главного? Сука, кретины! Почем вы покупали ваши сраные дипломы на базаре? Вы, б..дь, когда-нибудь включали головной мозг?
Порой руки опускаются от тех причуд, которые по незнанию совершают люди.
Капитан и старпом сникли, потом запросили прощения, а потом растворились, исчезли, стали невидимыми. А Вадик все орал и орал осипшим голосом.
До тех пор, пока не отпустило.
P.S. Вот так выглядит коленчатый вал.
© maximblog