Наверняка вам известны такие кинокартины, как «Происшествие на 57-й улице», «Чёрная маска» или, скажем, «Голубой урожай», ведь это одни из самых популярных и знаменитых фильмов в истории. Не спешите рыться в интернете, вспоминая, смотрели вы их или нет — в кинопрокате фильмы получили совсем другие названия, а «кодовые» имена использовались режиссёрами, чтобы не привлекать излишнего внимания к съёмкам. Здесь собраны самые кассовые и культовые фильмы, рабочие названия которых, как правило, не имеют практически ничего общего с тем, что пишут на афишах и рекламных плакатах.
«Голубой урожай»
К 1982-му году, когда началась съёмка очередного эпизода, сага «Звёздные войны» уже стала настоящим феноменом поп-культуры. Кинокомпания «Lucasfilm» до последнего не раскрывала, какой именно фильм выйдет на экраны, используя название «Blue Harvest».
Согласно официальной легенде, фильм был триллером с рекламным слоганом «Ужас за гранью воображения». Кинокартина практически во всех документах проходила как «Голубой урожай» — это название было написано даже на футболках членов съёмочной группы. Фильм собирались выпустить как «Месть Джедая», однако Джордж Лукас понял, что, согласно концепции, Джедаи не должны руководствоваться такими чувствами, как месть, поэтому в итоге картина стала именоваться «Возвращение Джедая».
Кстати, рабочее название было использовано ещё и в целях экономии: когда Лукас снимал эпизод «Империя наносит ответный удар», в местности, где проходили съёмки, цены на товары и услуги выросли в несколько раз, потому что все были уверены в огромном бюджете кинокомпании.
«Ледяная планета»
В сентябре 1996-го года у берегов Новой Шотландии (провинция на востоке Канады) Джеймс Кэмерон начал съёмки айсбергов для своего нового фильма «Ледяная планета». Прошло чуть больше года, и 19 декабря 1997-го на экраны вышла одна из самых знаменитых картин в истории кинематографа — «Титаник».
Рабочее название «Ледяная планета» было использовано, чтобы ни одна из конкурирующих студий не загорелась идеей снять фильм по мотивам крушения пассажирского лайнера. Хитрость принесла свои плоды — экранизация этой катастрофы стала самым прибыльным фильмом в истории, собрав около $1,8 млрд, а в 2010-м году этот рекорд был побит другим шедевром Кэмерона — кинокартиной «Аватар».
«Первый поцелуй Рори»
Уловка Кристофера Нолана с фильмом «Первый поцелуй Рори» не удалась — журналисты и многочисленные фанаты быстро «раскусили» режиссёра: съёмки «Поцелуя» в 2007-м году оказались прикрытием для производства очередной части киносаги о Бэтмене.
Когда съёмочная группа объявила о кастинге для участия в массовке, куда приглашали офицеров полиции, шерифов и волынщиков, многие начали подозревать, что Нолан хитрит. Позже, когда выяснилось, что в «Первом поцелуе Рори» снимаются Кристиан Бэйл и Хит Леджер, всем окончательно стало ясно, что именно снимается в Чикаго.
Кристофер Нолан не первый раз пытается водить публику за нос: для картины «Бэтмен: Начало» рабочим названием было «Устрашающая игра», «Тёмный рыцарь: возрождение легенды» снимался как «Магнус Рекс» (Магнус — один из сыновей режиссёра), а «Начало» в целях конспирации получило имя «Стрела Оливера».
«Происшествие на 57-й улице»
Чтобы избежать излишнего внимания со стороны прессы и публики, создатели фильма «Гарри Поттер и тайная комната» на съёмках в Лондоне именовали картину не иначе как «Происшествие на 57-й улице», при этом источником вдохновения для такого странного названия, по их словам, послужила одноимённая композиция Брюса Спрингстина.
«Как была завоёвана Солнечная система»
Один из величайших фильмов, когда-либо созданных человечеством, «Космическая одиссея 2001-го года», в ходе съёмок получил от режиссёра Стэнли Кубрика и сценариста Артура Кларка имя «Как была завоёвана Солнечная система» — это аллюзия на вестерн 1962-го года «Как был завоёван Запад». При этом в пресс-релизе 1965-го года, анонсировавшем выход «Одиссеи», картина фигурировала под названием «Путешествие по ту сторону звёзд».
Известная сейчас практически каждому киноману «Космическая одиссея» появилась лишь почти через год после начала работы над фильмом, причём среди вариантов названий были и такие: «Вселенная», «Тоннель к звёздам» и «Приземление на планету».
«Звёздный зверь»
Так сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт предполагали назвать кинокартину принципиально нового (на то время) жанра — гибрида научной фантастики и фильма ужасов. Под «звёздным зверем» подразумевался жуткий инопланетный монстр, который, собственно, и был главным героем фильма.
О’Бэннону не нравилось название, однако он не мог найти ничего подходящего на замену. Однажды, прочитав в очередной раз сценарий, Дэн понял, что самое часто повторяющееся слово в нём — «чужой», именно так фильм в итоге и назвали.
«Парадокс»
В работе над продолжением культовой картины «Назад в будущее» Роберт Земекис предпочитал избегать названия, связанного с первой частью, поэтому сиквел именовали просто «Парадокс». Изначально предполагалось ограничиться одним фильмом-продолжением, однако постепенно бюджет разросся настолько, что часть сценария решено было сделать отдельной кинокартиной, в результате чего на свет появилась знаменитая трилогия «Назад в будущее».
«Чёрная маска»
В процессе производства Тарантино и соавтор сценария Роджер Эвери называли будущий шедевр «Чёрная маска» в честь одного из самых популярных журналов, специализировавшихся на бульварном чтиве. Позже, чтобы подчеркнуть стилистику и жанр фильма, создатели изменили прокатное название на «Криминальное чтиво» (кстати, «Pulp Fiction» корректнее перевести именно как «Бульварное чтиво»).
«Групповое объятие»
Кинокомпания «Marvel Studios» часто использует кодовые названия для своих фильмов: так, «Первый мститель» сначала носил имя «Frostbite», что можно перевести, как «Обморожение» (намёк на финальную сцену картины). Для своего очередного творения «Мстители» режиссёр Джосс Уидон выбрал рабочее название «Групповое объятие», чтобы съёмочному процессу не мешали многочисленные поклонники историй о супергероях. Как пояснил в интервью журналу «Elle» исполнитель роли Локи Том Хиддлстон: «Вся съёмочная площадка напоминала групповое объятие».
«Жизнь мальчишки»
Один из самых знаменитых фильмов Стивена Спилберга «Инопланетянин» сам режиссёр именовал «Жизнь мальчишки», так как опасался козней со стороны конкурентов и хотел, чтобы сюжет картины до последнего оставался тайной. Спилберг настоял на том, чтобы у каждого члена съёмочной группы была собственная идентификационная карта, а актёры вынуждены были знакомиться со сценарием под присмотром, так что информация об «Инопланетянине» не просочилась в прессу раньше времени.
«Корпоративная штаб-квартира»
Режиссёр Джей Абрамс, как правило, делает всё, чтобы его фильмы до выхода на экран окутывала завеса секретности и тайны. Когда Абрамс трудился над ремейком «Звёздного пути», рабочим названием будущей картины было «Корпоративная штаб-квартира» — конечно, чтобы не докучали фанаты «Стар Трека» и жадные до сенсаций журналисты.
Каждый актёр во время репетиций и чтения сценария находился под неусыпным наблюдением, однако, когда стало известно, что на кастинг приглашают актёров с V-образной формой бровей, публика поняла, над чем в действительности работает режиссёр.
«Смена времён года»
Работа над шедевральной экранизацией эпического романа Джона Рональда Руэла Толкиена «Властелин колец» началась в 1998-м году. Съёмочная группа во главе с Питером Джексоном провела в Новой Зеландии два года, сняв сразу все части трилогии.
На бобинах с копиями «Братства Кольца», которые разошлись по кинотеатрам всего мира, было написано «Changing seasons» (можно перевести, как «Смена времён года») — Джексон замаскировал производство фильма, чтобы отвлечь преданных поклонников творчества Толкиена от процесса съёмок.
Для двух других частей киносаги — «Две башни» и «Возвращение короля» — режиссёр использовал рабочие названия «Великое путешествие» и «Просто смерть ради славы» (приблизительный перевод оригинального «Til Death, For Glory»), соответственно.