Эту историю рассказал мой друг Жорик, она случилась с ним во время второй чеченской войны, в которой он участвовал солдатом срочной службы. И как–то раз их подразделению был дан приказ совершить длинный марш–бросок, занять высоту N, окопаться и ждать дальнейших распоряжений. После длительного перехода по пересеченной горной местности, прибыв на указанную высоту, уставшие солдаты не спешили выполнять приказ окопаться, вяло ковыряли землю лопатами, по большей части имитируя бурную деятельность, нежели действительно копая себе укрытие. Кроме одного.
Служил с ними в подразделении молчаливый крепкий паренек из центральной России, и несмотря на всю усталость, он очень энергично махал лопатой, и вскоре вырыл себе полноценный окоп для стрельбы из положения стоя. Так получилось, что Жорик был с ним рядом, «руки по работе соскучились» виновато улыбнулся здоровяк и помог Жорику выкопать тоже полноценный окоп. Оказалось что до войны парень с 14 лет помогал своему отцу, который зарабатывал рытьем могил. Отец сильно пил, и вскоре из помощника, парень превратился в полноценного могильщика.
Он в одиночку рыл могилы, покуда его отец выпивал самогон или водку, которыми угощали мастеров лопатного дела родственники усопших. Через некоторое время парень выкопал могилу и своему отцу, и с тех пор он был единственным кормильцем в семье. Иногда приходилось копать по несколько могил в один день, молодой организм справлялся с нагрузкой, чему отчасти способствовало осознание того, что парень остался единственным кормильцем для материи и младших братьев и сестер…
А потом был бой. Многие из подразделения, в котором служил Жорик, в том бою погибли или были ранены из–за своей безалаберности, из–за нежелания напрягаться, ну и конечно — неопытности. А Жорик остался жив и невредим благодаря ремеслу могильных дел мастера и его любви к своей работе.