Зеркало


18+


15 января, 2014

Про советскую стеклотару

Любой бывший советский человек когда-нибудь, да натыкался на эти ужасные слова «Тары нет», коряво начертанные на листке из тетради, пришпиленном к закрытому окошку «Пункта приема стеклотары».

Тащил эту сумку с бутылками через три квартала, тащил, уже считал в уме «15 пивных бутылок – это 1 руб. 80 коп., 5 винных 0,7 – еще 85 коп., итого: 2 рубля 85 копеек». Если скооперироваться с кем-нибудь, то на бутылку «Московская особая» по 4 руб. 12 коп. на двоих хватит. А тут на, на тебе, – «Тары нет!»».

А душа просит опохмелиться. Ну вот что теперь делать? Как что! Стучать в окошко и спрашивать: «А по 10 возьмете?», чтобы услышать в ответ заветное: «Ладно, что с вами поделаешь…». Говорили, что на этой работе по приему стеклотары состояния делались. Принимал приёмщик посуду, всматриваясь в каждую бутылку и иногда возвращая: «Щербатые не берем», «Грязные не берем». Или неси обратно, или выкидывай тут же (он же потом и подбирал их, конечно – для того и придирался).

В те времена я был слишком юн, чтобы у самого душа требовала опохмелки, но наблюдал. Да, наблюдал… И бутылки сдавал. Современной молодёжи трудно поверить в то, что еще 25 лет назад вполне приличные люди (я себя не имею в виду ), нагрузившись сумками с пустыми бутылками и банками, отправлялись в пункты приема стеклотары. Потому что, это было выгодно.

В СССР в стоимость того, что наливалось в ёмкость – будь то кефир, майонез, водка или лимонад, входила залоговая цена ёмкости. Нам объясняли, что на самом деле бутылки столько не стоят, но чтобы несознательные граждане не выбрасывали возвратную стеклотару, а сдавали, с нас берут «залог».

И потом ты приходил в магазин и возвращал «взятую в залог» бутылку в обмен на деньги или аналогичный бутылочный товар (причем бутылки принимали гастрономах по разному: то сколько угодно, то только взамен на полную бутылку). А в году, этак, в 75-ом были организованы отдельные пункты приёма стеклотары. И когда приёмщик из пункта приёма посуды говорил, что у него нет тары – он имел в виду, что у него нет ящиков, куда ставить пустые бутылки. Нет тары под тару.

Цена бутылки составляла 4% цены водки, около 10% цены дешёвого креплёного вина, почти половину цены пива. Особым шиком считалось выпить столько вина, чтоб на сданную посуду можно было купить еще одну бутылку. Это называлось «вторая производная».

Кефир и молоко стоили 28 копеек за пол-литровую бутылку. То есть можно было принести две пустые бутылки и получить одну полную и 2 копейки сдачи (кажется именно из-за этих двух копеек цену на молоко и кефир потом подняли до 30 копеек).

Принимали тогда стеклотару (предварительно отмытую и очищенную от этикеток) по таким ценам:

- бутылка водочная, винная, пивная или лимонадная 0,5 л. – стоила 12 коп. (но это до сентябрьского 1981 года подорожания на спиртное, когда вместе с алкоголем выросла и залоговая цена на стеклотару, которая стала оцениваться в 20 копеек за бутылку);
- бутылка винная 0,7 л – 17 коп.;
- бутылка молочная 0,5 л. –15 коп.;
- бутылка молочная 1,0 л. – 20 коп.;
- банка сметанная – 10 коп.;
- банка майонезная – 3 коп. (почему, кстати, непонятно – майонезная и сметанная банки были практически одинаковы);
- банка простая литровая – 10 коп.;
- банка простая трехлитровая – 40 коп.;

Это самые популярные варианты посуды, были еще и другие. Бутылки из-под шампанского и как другая неликвидная посуда не принимались, точнее принимались по 10 коп, но в специальных пунктах. Как говорили – на какую-то « химию» (что это такое, до сих пор не знаю) .

Когда человек жаловался на безденежье, он говорил: «Прямо хоть иди бутылки сдавай». И это были не просто слова – на сданные бутылки можно было продержаться до зарплаты. Пустая пивная бутылка стоила 20 коп, а буханка хлеба около этого. Бутылка молока стоила 30 копеек, плюс два пятака на метро – сдал три пивных бутылки, и день прожил. Не умер с голоду, по крайней мере.

Но найти «стеклянные деньги» можно было и тогда. И если за стеклянной молочной посудой следили бережливые женщины, то спиртное пили легкомысленные мужчины, и часто оставляли бутылки там, где их опорожняли: они торчали из урн, стояли на лестничных клетках, валялись под скамейками на бульварах и стадионных трибунах. Бутылки находились, где люди пили.

А еще сдача бутылок была бизнесом – говорили даже, что существует особая «бутылочная мафия», и что все самые урожайные территории тщательно поделены на сферы влияния и распределены между своими «сборщиками бутылок. Не знаю, мафию не встречал, но бабушек с традиционным: «Ребята, можно я бутылочки заберу?», не встречал только тот, кто никогда тогда не пил на улице в то время.

Народная тропа к пунктам приема стеклотары не заросла и сейчас, однако сейчас этим занимаются или бомжи, или люди, находящиеся на винно-водочной диете, или часть пенсионеров. Главная причина пренебрежительного отношения потребителей к сдаче бутылок кроется в сногсшибательно низкой цене стеклотары – теперь и за 30 сданных пивных бутылок день не проживешь. В Украине пустая пивная бутылка стоит как и при Союзе – 20 копеек, только украинских. Как ни пытался, придумать, что можно купить на эти деньги, так ничего и не вспомнил.

Я не экономист, конечно, но мне кажется, что что-то в СССР с этим было неправильно. Наверное не должна была буханка хлеба продаваться по цене пустой бутылки. Да и сейчас с этим что-то неправильно, если никому ненужные пустые стеклянные бутылки валяются и засоряют природу.

Известно, что стекло не разлагается, и может валяться в земле тысячелетиями. Пройдут десятки веков, человечества может уже не будет, а романтически закопанная мной в 1989 году на Ай-Петри бутылка из-под «Советского шампанского», так и будет там лежать.

Записка с признанием в любви к женщине, чье имя я теперь вспоминаю с трудом, истлеет, а бутылка останется…

Posted by at        
« Туды | Навигация | Сюды »






Советуем так же посмотреть





Комментарии
martincot
15.01.14 14:06

да да собирали и сдавали...а на вырученные деньги еще пакупали

 
пыш-пыш
15.01.14 14:09

Я, как-то, своему юниору сказал:
- Вот смотри, когда я был в твоем возрасте, бутылка лимонада стоила 35 копеек, а мороженное 20 копеек. Имея 50 копеек я мог купить 2 бутылки лимонада и мороженное. 35+35+20=90. Как?
- У тебя была офигенная скидка?

 
Paffleg
15.01.14 14:11

В загнивающей ивропе и пендостане как принимале бутылки в магазинах продуктовых, так и принимают. Там просто дисконт делают на покупки.

 
Paffleg
15.01.14 14:12

и низуя зазорного нету

 
mikorr
15.01.14 14:20

В детстве на бутылку вина собирали ровно рубль. Стоило оно 1,12. Как щас помню - "Яблочное ароматизированное". Естесственно, называли "Амортизированное".

 
mikorr
15.01.14 14:23

Кстати, до середины 80-х этикетки снимать не требовали.

 
пыш-пыш
15.01.14 14:23

Кстати, спецом для долбоеба Паразита, по поводу неодимового магнита, о котором я говорил вчера. 15-ти килограммовый магнит размером примерно с два кирпича. До приемки донесли без проблем в сумке. А с весов сбивали кувалдой через доску. (это уже после того, как отодрали от него кувалду после первого удара)

 
mikorr
15.01.14 14:33
"пыш-пыш" писал:
Кстати, спецом для долбоеба Паразита, по поводу неодимового магнита, о котором я говорил вчера. 15-ти килограммовый магнит размером примерно с два кирпича. До приемки донесли без проблем в сумке. А с весов сбивали кувалдой через доску. (это уже после того, как отодрали от него кувалду после первого удара)
Спасибо, доставило)))).
 
tpv
15.01.14 14:41

да. и напиток "НА МЕСТЕ" в магазинах брали, када не хватало копеек на путылку)

 
Parasite
15.01.14 15:03

>спецом для долбоеба Паразита, по поводу неодимового магнита, о котором я говорил вчера. 15-ти килограммовый магнит размером примерно с два кирпича. До приемки донесли без проблем в сумке. А с весов сбивали кувалдой через доску. (это уже после того, как отодрали от него кувалду после первого удара)
Повторяю контрольные вопросы дебилу в голову, оставшиеся без ответа:
1. 1кг по массе дает усилие на отрыв в 400кг. Сколько дает третья степень этого усилия от 15и кг по весу? И как с этим кореллирует вес тех весов?
2. Толщина доски какова была, чтобы кувалду (железную, не так ли?) можно было оторвать даже через доску (см.свой ответ на 1)?
3. Неодимовые магниты славятся своей хрупкостью (за что, собственно, специально и покрываются металл.оболочкой по поверхности). "Сбивали кувалдой" (даже через доску)? Ну-ну. Ты понятия не имеешь о вате, которую мне тут пытаешься раскатать.
4. Для постоянного магнита резкий одномоментный импульс, особенно на сдвиг а не на отрыв (та самая кувалда) ничего не даст. Инерцию масс системы весы+магнит+сцепка из ответа на п.1 - супротив "кувалда через доску" можешь пересчитать сам, это физмат 9го класса общеобразовательной.
5. Для съема неодимовых магнитов весом ОТ полкило и выше существует специальное устройство - типа "домкрата наоборот", с нехуевым таким винтом с червячным редуктором - коим магнит с одного края сперва и открывается, а потом "пересаживается" на листовуху специального профиля (с коей вместе и транспортируется).
6. Нахуя ЭТО поперли в сдачу металла?

Короче - иди нахуй учить матчасть и прочие коэрцитивные силы, глупыш. Это тебе не дыде клитор крутить по вечерам.

 
Parasite
15.01.14 15:04

*открывается
отрывается

 
mikorr
15.01.14 15:13
"tpv" писал:
да. и напиток "НА МЕСТЕ" в магазинах брали, када не хватало копеек на путылку)
Нифигасе ты древний! Где затаривался?
 
ывполрло
15.01.14 15:17

В студенческие годы бабки-батлхантеры заебывали неимоверно своими -"ребят, бутылочку потом оставьте!" и стоит ждет рядом. Некоторые вообще просили -пейте быстрее, хули вы так долго тянете? Такие конечно, посылались на хуй и бутылка демонстративно разбивалась.

 
mikorr
15.01.14 15:17

Ойбля... Ты с какой планеты? И что ты сделал с нашим милым Паразитэ?!

 
mikorr
15.01.14 15:21

Кстати, да, стекло вечно. Но оно ж и не ядовито, экологически чистО. Притом - можно утилизировать когда тебе это захочется. Или переплавлять.

 
AG
15.01.14 15:46

я будучи школьником постепенно насобирал на вожделенные наушники стоимостью в 20р. в среднем бутылка была по 20 коп - т.е. сдал 100 бутылок. а много позже в 90х накопилась у меня бутылок от пива в коридоре основательно. я ими большую дорожную сумку наполнил. прикинул сколько примерно выйдет. вызвал такси, съездил в приёмный пункт и вырученных денег как раз хватило на такси туда обратно. и от бутылок избавился и покатался нахаляву)

 
mikorr
15.01.14 15:59
"AG" писал:
я будучи школьником постепенно насобирал на вожделенные наушники стоимостью в 20р. в среднем бутылка была по 20 коп - т.е. сдал 100 бутылок. а много позже в 90х накопилась у меня бутылок от пива в коридоре основательно. я ими большую дорожную сумку наполнил. прикинул сколько примерно выйдет. вызвал такси, съездил в приёмный пункт и вырученных денег как раз хватило на такси туда обратно. и от бутылок избавился и покатался нахаляву)
Наушники - не "Старт" ли?
 
пыш-пыш
15.01.14 16:28
"Parasite" писал:
*открывается
отрывается
Просто иди нахуй. Соси дальше свою википедию, еблан.
 
AG
15.01.14 17:32

нет. не старт. электроника чтоли. по нынешним меркам шлак полный но тогда они мне казались очень крутыми.

"mikorr" писал:

 
mikorr
15.01.14 17:55

"AG" писал:
нет. не старт. электроника чтоли. по нынешним меркам шлак полный но тогда они мне казались очень крутыми.

Ну, шлака и теперь дохрена и трошки, а вот тогда... Брал в 1986 году "Сатурн 202", бобинник, а про колонки не подумал. Так для первых записей взял дорогущие - 35руб., кажется. Не помню названия. Так очччень достойный звук давали! Правда, как почти всё советское, развалились быстро)).
 
Parasite
15.01.14 19:17

>Просто иди нахуй. Соси дальше свою википедию, еблан.
Слил подчистую в очередной раз, ебаное неграмотное быдлоуебище.
Фу, блять. Как будто в гавно наступил...Буэ, нахуй.

 
пыш-пыш
15.01.14 19:51
"Parasite" писал:
>Просто иди нахуй. Соси дальше свою википедию, еблан.
Слил подчистую в очередной раз, ебаное неграмотное быдлоуебище.
Фу, блять. Как будто в гавно наступил...Буэ, нахуй.
Говноед прыщавый, с тобой вообще неочем разговаривать, ибо ты все вокруг своей блевотиной заливаешь. Нахуй пшел, удот.
 


Последние посты:

Глаза в глаза
Сленг меняется каждую пару-тройку лет, мат - вечен
Девушка дня
Итоги дня
Айтишник и деньги
Женщина решила заставить мужа зачать ребенка с ее подругой естественным путем
Беременный срам
Брюнетки
Тихий час
Губастая


Случайные посты:

Теперь эта квартира продаётся...
Да что вы знаете о слабоумии и отваге?
Страшный советский союз
Асфальтоукладчик (реальная история)
Чет ржу...
Почему женщины взяли в моду жаловаться на отсутствие достойных мужчин
Девушка дня
Девушка дня
Итоги дня
Ассорти