Давайте поговорим о нашем (о вашем) детском-подростковом кино-топе? Какие фильмы Вы перечислили бы, если бы Вам довелось снимать документальную передачу (или фильм-ностальжи) «Кино моего детства-отрочества»? Я назову своё, Вы - своё.
1. Не буду оригинальной и назову «Гостью из будущего». В марте 1985 года (премьера) я училась в 7 классе, то есть герои фильма - почти мои одногодки. Что воспринимали мы в тинейджеровском возрасте? Во-первых, экшн. Сюжет «Гостьи...» затягивает с самого первого момента - Фима Королёв следит за Полиной. Она - в фантастически-красивом платье. Страсть всех детей - подвалы, заброшенные дома, тайны. Смутно сознаю, что Коле может влететь за долгую отлучку с бутылками. Во-вторых, в Будущем - восхищают флипы. Разочаровывает «такая же» Москва. В-третьих, очень нравится лицо Алисы и её минималистическое платьице. И, наконец, умиляет распознаватель, в который Вертер засовывает Колю. В этом возрасте восприятие - линейное. Никаких глубин. Только сюжет и герои. Кто кого догоняет? Найти миелофон! Чудесная музыка и радостно-печальный финал. Всё будет хорошо! Лично мне кажется странным костюм засланца, беседовавшего с Вольтером. Помните, он восклицает что-то типа: «Грандиозный старик!» Как фанатичный любитель Галантного Века, удивляюсь - когда Вольтер был стариком, такие парики и камзолы давным-давно не носили! Чуть постарше я увижу, пойму, что дети - из центра Москвы, отпрыски интеллигенции. Коля живёт с мамой. Где папа? Типовой брак шестидесятников, скреплённый на Хибинах и распавшийся от бытовухи.
2. И снова не буду оригинальной! «Приключения Электроника». Помните, Рыжиков-Чижиков констатирует: «Каникулы начались!». На мой взгляд, этот кадр - самое удачное попадание в ощущения того-самого-дня перед каникулами. Поэтому, когда фильм про Электроника показывали в последних числах августа, у меня возникал неприятно-щемящий диссонанс - фрагмент очень мощно настраивал на каникулы, а тут уж гладиолусы (главные цветы Дня Знаний) на даче расцвели... Тоска! А ещё мальчик-киборг, Эл был прекрасен - бегал с небывалой скоростью, обучался любой профессии и любому спорту за несколько минут, мог одолеть всякую агрессивную субстанцию, типа Макара Гусева. И вот, что интересно - Электроник был носителем знаний и умений человечества в целом - он мог петь голосами Шаляпина и Робертино Лоретти, а также играть в шахматы, читать стихи «совершенно по-Качаловски», рисовать, доказывать теоремы Пифагора и даже гладить брюки без привлечения женщины, утюга и электричества. Что характерно, он мог и сам создавать киборгов (вспомните, как он за секунду смоделировал себе Рэсси). Зачем нужен такой универсальный экспонат? Да! Электроника могли готовить для светлых и возвышенных полётов в иные миры - общаться с тамошними разумными ложноножками. Вроде бы с виду хомо-сапиенсы, точнее - хомо-советикусы, а контакты-то всё равно платиновые! Не Сыроежкина же туда посылать, право слово...
3. Как же я могу пройти мимо индийского музыкального шедевра «Танцор Диско», который сделался просто немыслимо популярным у подростков в 1984 году, и ещё в начале 1986-го собирал полные залы?! Потом просто его как-то перестали показывать, а то бы, наверное, сие продолжалось и далее. Хотя, вряд ли... Индийское кино в Советском Союзе играло особую роль - оно заполняло ту нишу, которую потом, в 1990-х, заполнило мексиканское теле-мыло, а сейчас...не знаю, что заполняет, потому что в данный момент времени я, как никогда, далека от народа. Ну, так вот, нам были очень нужны все эти индийские красивости и горячие страсти, безумные страдания и - непременная победа совершенного добра над таким же каноничным злом. Почему же именно этот фильм? А потому что там было много дискотечного музона и такой же дискотечной лепоты. Все эти зеркальные шары под потолком, цветомузыка и атласные штаны-бананы. Стали бы мы это смотреть, если бы у нас было очень и очень много настоящих дискотек (а не в ДК «Коммунарка») и диско-фильмов? Нет, не стали бы. А так - культовая вещь, символ беспечного отрочества, Jimmy-Jimmy-Jimmy-Aaja!!!! Ностальгия! Помнишь, как ходили по пятому разу, а?
5. Шедевр советского телеэкрана - «Труффальдино из Бергамо». Помню аж премьеру фильма по ТВ. Как раз в этом возрасте (да-да, была дошкольницей) я активно принялась за XVIII век - я его рисовала, искала в книгах, и меня водили гулять в Кусково. Фильм о весёлой жизни итальянских предпринимателей в Галантную Эпоху пришёлся мне весьма кстати. Понравилась девица Беатриче, которая переодевается в мужское платье и едет на поиски возлюбленного - длинноносый точёный профиль, худоба, резкоть. Думала вырасту - буду такой же, а нос не вырос. А ещё там был потрясающий Сильвио (Виктор Кривонос) - округлый, кукольный, как раз такой, как положено, чтобы прослыть красавцем в XVIII столетии. Моя первая девочковая любовь. Мне в детстве хотелось, чтобы Беатриче вышла замуж за Сильвио, но Гольдони что-то там напортачил и всё пошло не так, как нужно. Удивляло безобразие/красота Константина Райкина - потрясающая пластика и удивительное попадание в образ. И снова закадровый голос Боярского... Когда мне довелось посмотреть старый спектакль «Слуга двух господ», поставленный ещё в сталинскую эпоху, я была неприятно поражена - Беатриче и Клариче оказались толстухами, Сильвио - неприятным уродцем, а песен там было мало, да и те - унылые. Только в роли Флориндо там был молодой Вл.Стржельчик, что несомненно радует.
4. Телевизионный мюзикл «Табачный капитан». Музыкальная комедия о становлении карьеры в период реконструкции, когда кадры решали всё. Перевожу: сюжет о том, как холоп сделался морским офицером и любимцем Петра Великого. Что интересно, роль «отрицательного» боярского отпрыска тут исполнил всё тот же Виктор Кривонос - оперетточный красавец из Ленинграда. А ещё по сюжету была феерическая бизнес-леди - хозяйка голландской гостиницы, которая распевала актуальную песенку о том, что в её заведении всё лучшее - для иностранцев, а в соседней забегаловке «только голодранцы местные живут». Как Вы знаете, это была порочная советская практика - принимать зарубежных гостей в апартаментах, а своих командировочных помещать в клетушку с драными занавесками и нулевым сервисом. Правда, сейчас люди почему-то утверждают, что этого никогда не было и почёт был всем равный. Ну да ладно - у каждого своя память, хотя даже в кинофильмах, прошедших глубокую и всесторонюю цензуру часто обыгрывалось это преклонение перед иноземным путешественником и его чемоданом. И да - у Людмилы Марковны тут поразительно гармоничное платье, хотя и не вполне Петровской эпохи (мягко говоря).
Написала и поняла - я уже в детстве знала, что буду любить всю жизнь - футуризм-фантастику, Галантный Век и Дискотеку 80-х. А! Ещё, конечно же, «АББА», фильмы про Анжелику, «Человек в железной маске», а также «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии - к звёздам». Впрочем, опять Галантный Век... фантастика...и диско-диско.