Задолбали паникёры, кричащие о том, что система образования становится все хуже, а бедной молодёжи ничего не остаётся, кроме как тупеть. Или страдать от непомерных требований. Или, как ни парадоксально, тупеть и страдать одновременно.
В учебниках начальной школы такие деятели видят бред и наркоманию. Задачки на воображение? Развитие пространственного мышления? Просто скучный материал, поданный в интересной форме? Такого не бывает, всё это ересь, а не учёба. А уж как достаётся бедной Калуше, которая сяпала по напушке! Вот уж кто главный разрушитель детского мозга! «Алису в стране чудес» при этом от нападок оберегает то ли ореол классики, то ли тот факт, что её никто не читал.
Продравшись сквозь всю эту «психоделику», они опять натыкаются на что-то непонятное — и опять паникуют. Как найти пересекающиеся фигуры, если нарисованы какие-то чёрточки? Как объяснить ребёнку, что такое отрезок или луч? Это же ге-о-мет-ри-я! Её же в старшей школе проходят! И пока эти многомудрые спорят, в состоянии ли детский мозг понять бесконечность прямой, ребёнок прикидывает траекторию шарика с учётом рикошетов в «глупой игрушке» на планшете.
Потом начинается страшный сон советского труженика — основы православной культуры. Безобидный кусок истории, грозящий зазомбировать новое поколение. Из любопытства прочитала учебник — и меня, атеиста в четвёртом поколении, ничего там не покоробило. Более того, я все это слышала на уроках литературы, мифологии и культурологии. Базовый уровень знакомства, позволяющий лучше понимать русских классиков и не выглядеть глупо, разговаривая с верующими. Хотите быть выше — пусть вас отличает знание, а не невежество. Когда спрашиваю, что же конкретно не нравится — «не читал, но осуждаю».
Тот же принцип срабатывает, когда в программу добавляют интересные книжки. Милые родители, вас никто не заставляет строгать деревянные мечи, шить плащи из занавесок или учиться различать Фиголфина и Финарфина! Просто в детский список книг на лето внесли детскую сказку. Очень неожиданно, правда? Спасибо Питеру Джексону, теперь прочитать «Хоббита» будет гораздо быстрее, чем смотреть экранизацию. Представьте себе, там нет кровищи и эпичности, зато много весёлых песенок и, если повезёт с книжкой, Бильбо Бэггинс будет похож на Евгения Леонова. Вы не поверите, но это до сих пор нравится восьмилеткам.
И это ещё только начальная школа! Дальше идёт по накатанной, ведь любые нововведения — зло. Тестирования развивают шаблонность мышления, сочинения требуют слишком больших затрат сил, научные проекты идеологически чужды. Наиболее эффективны специализированные школы, но в них должны изучать ещё и астрономию, и философию, и риторику, и каллиграфию, должен присутствовать широкий комплекс естественных наук (для общего кругозора) и усиленное физическое воспитание (для общей формы). Да, и чтобы детки при этом были не особо загружены.
О возврате «лучшего в мире советского образования» больше всего кричат люди, которые не могут ни самостоятельно разобраться с техникой, ни прочитать мануал к ней на любом из европейских языков (порой даже на русском). Они же являются целевой аудиторией продавцов коробок со светодиодами, сахарных шариков и растительного масла с четырёхзначной стоимостью.
В коррупционных результатах экзаменов обвиняют почему-то саму форму экзамена. Традиционный коньяк для преподавателя и фальсификации даже при защите докторских никого не смущают. Всё зло от ЕГЭ, а не от продажности.
Я слышу жалобы, что молодёжь ничего не читает, а потом захожу на тематический книжный форум, а там почти никого старше шестнадцати. Ещё молодёжь ничем не интересуется, но при этом генерирует гигабайты контента: сетевые энциклопедии по играм и не только, моды и аддоны, фансабы, фанарты и фанфики. Разнообразным молодёжным творчеством интернет забит так, что многих они задолбали уже своим количеством. Качество, действительно, порой хромает, но энтузиазм недооценивать не стоит.
Я вижу, как дети после школы соревнуются, кто больше знает, пересказывают друг другу интересные главы учебника. В интернете натыкаюсь на школьников, ради забавы изучающих японский, увлекающихся робототехникой или рисующих что-то свежее и интересное. В свои 26 лет я уже пользуюсь плодами творческого труда людей младше меня.
Я вижу светлое будущее. А те, кто замечает одну грязь и безысходность, задолбали!