Пару дней назад стояли мы с сыном в очереди в кассу. В близлежащем супермаркете. Стояли себе спокойно. Никого не трогали. Ничто не предвещало, в общем. Пока к соседней кассе не подошли две взрослые, на первый взгляд, девушки. О-го-го такие девицы. Увидев моего сына, они приветственно кивнули и спросили что-то насчет лабораторной работы по химии.
– Это кто? – тихонько спросила ошарашенная я.
– Мои одноклассницы, – спокойно ответил ребенок.
Неожиданный поворот событий. Такой ответ заставил меня украдкой разглядеть девочек внимательнее. Так. Выкрашенные в иссиня-черный цвет волосы. Толстый слой косметики. Высоченный каблук. Плюс платформа. Более чем вызывающее одеяние.
Восьмой класс. Тринадцать-четырнадцать лет. Одноклассницы? Шок. Они выглядели, как взрослые женщины.
Вот они, чудеса макияжа и грамотно подобранной одежды.
Ну а в висевшем напротив кассы зеркале отражалась я. Взрослая тридцатипятилетняя тетенька. Мать взрослого сына. Да… Рваные джинсики. Кедики. Байка с капюшоном. С английским флагом на спине. Хм… И полное отсутствие косметики.
Я стояла рядом с одноклассницами моего сына и чувствовала себя как никогда молодой. Прямо девочкой-припевочкой. То ли радоваться, то ли надевать капюшон и стыдливо, огородами, бежать домой.
Стоя рядом с разодетыми в пух и прах школьницами, я подумала: кто из нас одет не по годам?
Может, мне действительно пора отдать рванину и кеды детям, а самой отправиться в царство отечественной промышленности и прикупить леопардовый костюм из искусственного шелка, колючий кардиган с золотыми пуговицами и туфли с блестящей пряжкой "прощай молодость"? На прорезиненной подошве.
На самом деле, если подумать, ничего удивительного в подобной ситуации нет. Стоит лишь вспомнить о том, как нам самим в столь юные годы хотелось выглядеть старше и серьезнее, плотоядно поглядывая на мамин гардероб. Да, в наше время все было немного не так. Не так вызывающе. Не так насыщенно. Но ведь жизнь не стоит на месте. Что ж делать. Прогресс
Ну а женщины после тридцати уже не стремятся бежать впереди поезда. На первый план выходит желание притормозить и застрять в возрасте "около тридцати".
Отсюда и возникает этот интересный феномен: когда благодаря обилию косметики и вызывающему наряду близорукому товарищу школьница может показаться старше ее косящей под девочку мамы.
С другой стороны, я и в школе не пользовалась косметикой и не носила вызывающие вещи. Значит, дело все же не только в этом? Тогда в чем? В воспитании?
Понятно, что внешний вид – это личное дело каждого. Но все же. Есть ли грань, после которой некоторым вещам стоит сказать твердое "нет"?
Например, среди моих знакомых очень часто звучит вопрос: когда мне пора отказаться от мини-юбки? До какого возраста носить ее нормально, а когда, глядя на меня, прохожие начнут крутить пальцем у виска?
– Когда ты уже выбросишь эти рваные штаны, эти грубые ботинки и пацанские футболки и станешь похожа на женщину? – не может уняться мать моей подруги, все ожидая, когда же дочь повзрослеет и станет серьезнее. То есть в ее понимании повзрослеть и стать серьезнее – это надеть шпильку, юбку-карандаш и пиджак. Ага. Взять портфель и напялить очки. Шиньон не забыть. И просить называть только по отчеству. Марфа Васильевна я.
То есть все эти джинсы, кеды, ботинки, толстовки и футболки – как бы признак незрелости и инфантильности. Срамота, ну.
Моя мама к моей одежде более-менее равнодушна, но при каждой встрече делает мне замечание по поводу отсутствия косметики. В ее понимании взрослая женщина не может позволить себе выйти из дому как минимум без пудры, туши и помады. Стыдобище, ну.
Осудят.
На самом деле всему виной вбитые в наши головы стереотипы. И страх общественного осуждения. Увы. Это особенность всех представителей постсоветского пространства. И неизвестно, сколько лет должно пройти и сколько поколений смениться, прежде чем мы будем делать то, что нам удобно, и носить то, в чем нам комфортно, без оглядки на чужое мнение.
Или границы все же есть?