«Мстителей» можно смотреть, особо не думая. По ходу «Эры Альтрона» легко разобраться в мире, который придумала Marvel: в отношениях героев, в их стремлениях, ценностях и методах борьбы. Видимо, когда вы не привязаны к конкретным супергероям или вообще любому образу из поп-культуры, легче увидеть, что современные кассовые фильмы (будь они сделаны хоть в Голливуде, хоть в России, где Голливуду подражают) транслируют человеконенавистнические представления об идеальном мироустройстве. Сравнение со сверхжестокими и некоммерческими фильмами (или фильмами категории B) не сработает: зрители последних осознают цель и средства изображения насилия, и потому загруженная в них идеология полностью сработать не может.
Фашизм
Фашистские подтексты можно найти почти в любом фильме о супергероях. Это касается как эстетики, так и сущности, которые в таких картинках неразрывно связаны. Супергерой всегда сравнивается со сверхчеловеком.
Фашистские (и нацистские) представления об идеальном человеке многое заимствовали из этого понятия. Пусть многие супергерои начинали свой жизненный путь с тела простого человека, они всё равно воспринимаются как некто, стоящий выше остальных. И это не образец для подражания: супергероям просто повезло, так сложились гены или судьба, повторить это невозможно даже гипотетически. Следовательно, в мире такого кино существует нечто вроде идеальной, совершенной расы. Эстетика образа супергероя, привлекательного и мускулистого (если это мужчина) и с виду хрупкого, но при этом сильного (если это женщина) напоминает людей из пропагандистских фильмов почти любого тоталитарного режима. Только костюмы у супергероев обычно обтягивающие, что указывает на восхищение военной формой и её сексуализацию.
Власть корпораций
Ещё одна деталь, которая роднит «Мстителей» и остальных с фашизмом, — это безграничная власть корпораций. Не то что бы эта ситуация отличается от того, что происходит в мире сейчас. Но если в реальности критику капитализма мы слушаем и производим почти постоянно, то в мире такого кино ей почти нет места. Тони Старк, персонаж, будто связывающий команду Мстителей воедино, не просто ездит на дорогом автомобиле — он каждым своим жестом показывает власть крупного капитала. В его руках огромные ресурсы, и успех любого предприятия связан именно с ними. От крупных инвестиций зависит не только существование супергероев на экране, но и спасение мира. В «Эре Альтрона» есть сцена, в которой два героя обсуждают достоинства других людей. Они упоминают человека, которым восхищаются, подчёркивая, что он глава крупной корпорации.
Технократия
Супергерои обладают не только ресурсами, но и знанием: чтобы воспользоваться сложными хардом или софтом, нужно иметь невероятные, сверхчеловеческие навыки и познания. Иногда же они доступны единицам. И пусть не все жители Земли способны создать простейший искусственный интеллект или собрать ядерную бомбу, им посылается вполне ясный сигнал: даже не пытайтесь. Истинное знание о технологиях — в руках избранных, конкурируют с которыми такие же избранные, только со знаком «минус». Это преподносится как само собой разумеющееся, и в этом есть что-то религиозное. Элитарность знаний предполагает монополию на истину. Супергерои превращаются в техно-апостолов, знание которых настолько совершенно, что может выйти из-под контроля и стать опасным. Таким образом, поп-культура подчёркивает, что у власти находятся эксперты, без которых существование человека невозможно и бессмысленно.
Выученная беспомощность
Роль простого человека в блокбастерах — быть жертвой. Погибает мирный житель или нет — он всегда выглядит бесполезным и беспомощным. Любая проблема повергает общество в хаос, в котором все как один забывают о сотрудничестве и превращаются в животных на отстрел. Особо неприятно, что в последних «Мстителях» герои спасают мир, представленный вымышленной восточноевропейской страной. Мир вне Запада вызывает жалость, он несамодостаточен, поскольку ему всегда нужна помощь. Простые люди в «Мстителях» отличаются только степенью страдания. Странно, что западное общество, где идеи о коллективной ответственности за будущее планеты давно возглавляют повестку дня, производит образы беспомощного сообщества и сильного лидера, который его спасает. И странно, что люди, которые ходят в кино, согласны платить деньги за то, чтобы их выставляли ничтожествами. Как бы смешно это ни звучало, общество не делегировало супергероям полномочия, они не получили суперспособности благодаря выборам. Получается, они узурпировали власть и не могут представлять интересы человечества.
Милитаризм
Цель супергероев — мир, но единственное возможное средство его достичь — война. Различаются только масштабы операции: чтобы спасти мир от тотального разрушения, какая-то часть планеты должна быть уничтожена. Супергерои и герои кассовых фильмов вообще почему-то сталкиваются только с угрозой полного уничтожения человечества — а значит, они имеют полное право на частичное разрушение. Оно эстетизировано до абсурда: обрушающиеся дома и мосты — чуть ли не главное, зачем такие фильмы смотрят. В «Мстителях» население восточноевропейского городка, который подвернулся под руку злодеям (а затем и самим супергероям), эвакуирует deus ex machina в лице машины военной: всех вывозит огромный воздушный авианосец. Как бы человечество ни пыталось договориться о мире, планета остаётся полигоном для битвы сверхсил. Человечество переживает апокалипсис в кино и тем самым готовится к нему в реальной жизни. Зритель блокбастера воспитан так, чтобы с радостью встретить любую войну, потому что он знает, как в ней умереть.
http://www.lookatme.ru/mag/live/experience-experiments/213923-avengers-ideology