1. Трупы для вас – это бывшие люди, или просто "боевая" задача?
Трупы – это и есть бывшие люди! А вот как воспринимается ежедневная близость трупов? Для меня это просто работа! Труп становится частью обстановки помещения. Врачи клинических специальностей, которые приходят на аутопсию, обычно воспринимают труп, как бывшего пациента, но лишь только из-за того, что видели его еще вчера живым. А я «исследуемый объект» живым не видел и воспринимаю как рабочий материал!
2. Приходилось ли вам вскрывать родственников/знакомых? есть разница?
Нет! В нашей специальности есть табу – патологоанатом никогда не будет вскрывать того, кого знал при жизни!
3. Оставаясь наедине с покойником, никогда не замечали неестественных, паранормальных явлений?
Долго вспоминал про «что-то необычное», но нет! Ничего такого не замечал! Ни дуновения холодного ветра, ни светящихся предметов.
4. Ходят ли в кругу ваших коллег "байки из склепа", легенды, странные случаи? Расскажите, пожалуйста, хоть одну историю.
В интернете полно всевозможных историй, но на мой взгляд, они далеки от реальных событий.
В качестве «чего-то такого необъяснимого» могу поведать историю, которой я был свидетель. Отмечали на работе какой-то праздник (возможно чей-то ДР). После окончания работы накрыли стол, достали из холодильника остывшие бутылочки со спиртным, пожарили шашлычок на улице. На огонек подъезжали знакомые, поздравляли именинника, кто-то уезжал, кто-то оставался за столом. В какой-то момент двух приятелей потянуло на экскурсию по отделению. Так как отделение закрыто на ключ и экскурсант пропасть из отделения не сможет, то в общем показали куда идти и сказали что смотреть. Двое ушли на осмотр морга. Через некоторое время хватились, что долго не возвращаются. Пошли искать. Нашли в секционной, тихо-мирно спящими на секционных столах. Растолкали, покрутили у виска пальцем, мол, нашли где прилечь, да пошли продолжать праздновать. Через месяц ребята погибли в ДТП, перевернулись на трассе. Их доставили в судебный морг (как и должно быть в таких случаях), но там отключили воду в этот день, и вскрыть их там не представлялось возможным. По договоренности с экспертом перевезли их к нам в морг для проведения экспертизы, чтобы не затягивать с выдачей документов о смерти, да и потому что знакомые. В общем, вскрывали их точно на тех столах, на которых они прилегли вздремнуть в тот день.
5. Какие есть слухи и суеверия в вашей работе?
Перечислю те, о которых знаю сам.
- не ложиться в гроб, ни под каким
- не переходить дорогу похоронному - не брать себе вещи
- не говорить родственникам покойного «до свидания!
- не говорить врачам-клиницистам – «давненько вас не видел!»
6. Испытывали ли вы, или ваши коллеги, половое влечение к трупам? Истории, слухи, рассказы?
За собой такого не замечал, про коллег ничего сказать не могу. Историй, слухов, рассказов не знаю. Меня в сексуальном плане привлекают живые.
7. Приходилось ли вам, или вашим коллегам, когда-либо выполнять "странные" просьбы родственников или друзей усопшего? Какие расскажите, пожалуйста.
В основном (если это считать странным) поступают просьбы вернуть мыло и полотенце, которым обмывали и вытирали усопшего. Иногда приходят бабушки и просят собрать воду, которая стекала с покойного при омовении. Если кто не знает, могу пояснить эти просьбы – все эти вещи используются при заговорах на приворот, отворот. Вода с покойника используется в заговорах от алкоголизма и пьянства. Верить этому или нет – каждый решает для себя сам!
Кто-то просит положить в гроб любимую одежду покойного, помимо той, которая одета на нем. Есть такие, кто просит наложить макияж, именно такой, который часто накладывала женщина при жизни. Частенько приносят фото, по которому наши сотрудники красят покойного, иногда даже приносят косметику, которой пользовалась покойная при жизни, просят именно этим нанести макияж. Несколько раз просили сделать завивку волос, накрутить «на бигуди». Были случаи, когда просили сделать маникюр и педикюр. Про стрижку уже не говорю – это очень частая просьба. В общем если желание родственников не пахнет никаким криминалом, то обычно наши сотрудники идут навстречу родственникам на условиях «любой каприз за ваши деньги»! Просто надо понимать, что любая манипуляция с покойным требует определенных затрат времени и порой немалого, поэтому если родственники готовы оплатить время занятости сотрудника, то нет проблем.
Иногда родственники просят «провести вскрытие аккуратно», обычно в случае глубокого декольте, чтоб не виден был шов после разреза. Тут уже приходится врачу проявлять сноровку, чтобы разрез был минимальным, а исследование полноценным. Но это секреты профессии, которые есть у каждого специалиста.
8. Ваша первая мысль, первое действие, если вдруг труп встанет и начнет двигаться?
Реально понимаешь, что перед тобой мертвое тело и глаз видит признаки наступления смерти, поэтому мозг не предполагает такой возможности, что тело начнет двигаться. А если просто предположить такую ситуацию, то первой мыслью будет – «я сплю» или «мне показалось». А первое действие – отдернуть руку с ножом и сделать шаг назад.
9. Есть ли разница по ощущениям (духовно) во вскрытии разных людей, так или иначе отличающихся?
Поверьте, разницы никакой нет. Есть разница во вскрытии взрослых и детей. Конечно каждая смерть – это горе, но когда умирает человек, проживший лет 50-60 и когда умирает годовалый ребенок – это разные вещи! Всегда задаешь сам себе вопрос – «Почему так случилось, что умер ребенок? Почему только начавшаяся жизнь оборвалась? Ведь еще жить и жить!» И за годы работы я пришел к мысли о том, что видимо, каждая смерть объяснима с той или иной стороны. Просто порой эти объяснения нам не видны и не ясны, возможно, они (объяснения) отсрочены по времени, возможно, каждая смерть несет в себе какие-то последствия, необходимые для осознания каких-то жизненных вещей (принципов, позиций, ценностей и т.д.) тем людям, которые теряют своих близких. Может быть смерть для людей – это облегчение страданий. Кстати разговор про это очень хорошая тема для большой дискуссии, которую если пожелаете, я открою в своем журнале, либо можно предложить автору данного журнала открыть круглый стол для обсуждения. Например, можно сформулировать тему как-то так – «Смерть, как исправление ошибок окружающего мира».
10. Ваши ощущения во время первого вскрытия?
Самым решающим моментом в профессиональной жизни для меня было первое вскрытие. Именно в тот момент, когда ты оказываешься у секционного стола не в качестве зрителя, а в качестве эксперта решается вопрос – сможешь ты работать в этой сфере или нет. В тот момент, когда блестящее острое лезвие ножа начинает резать мертвую плоть, ты делаешь для себя заключение – можешь или нет! Первая реакция организма сама подсказывает ответ. Либо ты спокойно продолжаешь работать с трупом, либо ты мобилизуешь все силы, чтобы устоять на ногах как-то завершить экспертизу. Третьего не дано! Можно спокойно пройти кафедру анатомии с горами учебных трупов, можно спокойно стоять в операционной и смотреть на кровь, можно, в конце концов, спокойно присутствовать на вскрытии в качестве зрителя, но прикосновение к мертвому телу и работа с ним «в полный контакт» - это нечто другое. Здесь или ДА или НЕТ! У меня было ДА!!! Не считая легкого и обязательного в таких случаях волнения, я абсолютно спокойно провел свое первое вскрытие и понял, что работать я смогу!
11. Ну конечно про байки, приколы, забавности.
Приколы и забавности обычно со студентами медВУЗа, которые приходят на курс «Патанатомии». Помимо чисто учебных приколов по определению органов в процессе вскрытия (а органы в реальности выглядят далеко не совсем так, как нарисовано в учебниках и атласах), есть, конечно, и жесткие подшучивания над будущими докторами. Иногда прошу помочь мне подержать покойника, чтоб по столу не скользил, иногда переворачиваю на бок покойного, чтоб осмотреть спину и прошу в таком положении подержать. Иногда пытаюсь отдать в руку студенту камни из желчного или мочевого пузыря. По настроению могу предложить кому-нибудь переодеться и ассистировать. В моей практике пару раз студенты с удовольствием принимали такое приглашение, чем вызывали к себе немалое уважение и у меня и у своих сокурсников.
А порой попадаются такие студенты из породы «местный раздолбай», которые и сами не слушают и другим мешают, либо находится этакий «смельчак», который бравирует тем, что ничего не боится и все ему по колено. Вот не люблю таких и ничего с собой поделать не могу! В таком случае работаю по «плану Б» и стараюсь целенаправленно обрызгать кровью халат такого деятеля. Но это из разряда воспитательных мероприятий.
А бывает так, что кровь случайно брызгает на белоснежный халатик какой-нибудь прелестной студенточки и без моего участия. Тогда по устоявшейся традиции и по давней договоренности с кафедрой ставим зачет автоматом или на экзамене «+балл» - это по выбору пострадавшего.
Случается, роняю инструмент на пол, а кто-то очень заботливый из студентов пытается незащищенной рукой (без перчатки) его поднять и вернуть мне – такие экземпляры получают от меня «по рукам» или награждаются «волшебным пендалем», затем слушают неписанную истину, что в секционной, как и в операционной ничего с пола поднимать нельзя и выдворяются вон из секционной для усвоения материала. Такой урок обычно запоминается на всю жизнь!
12. Какое лицо становится у новых знакомых, когда вы сообщаете о своей работе? Особенно интересно, как реагируют женщины.
В основном на лице появляется сначала легкое недоверие (такая, знаете ли улыбка, когда человек думает, что его разыгрывают), а после того как человек понимает, что это правда, обычно наступает пауза (лицо становится серьезным) и после паузы начинают сыпаться вопросы типа «а не страшно работать?», «а по ночам покойники не снятся?», «а нервы не шалят?». Женщины обычно реагируют фразой «фууууу, как Вы там работаете – там же пахнет!». Потом почему-то у многих начинаются эротические фантазии про «секс в морге». Видимо какие-то скрытые желания все-таки присутствуют.
13. Какие чувства у вас были, когда вы работали с первым своим клиентом? Что снилось ночью после своих первых рабочих подвигов?
Когда я впервые встал за секционный стол – было волнение! Старался ничего не пропустить, все посмотреть, правильно применить теоретические знания на практике, не порезать себя острым инструментом. Конечно же сильно волновался смогу ли я работать по этой специальности, то есть примет ли мой организм работу с мертвым телом.
Перенесу ответ из вопроса № 22 – «По поводу снов скажу честно – мне не снилась и не снится никогда работа. Я не помню лиц покойных». Фамилия покойного всегда ассоциируется у меня (а может и не только у меня) с изменениями органов и тканей, с какой-либо патологией, иногда с диагнозом. Всегда, когда общаемся с коллегами, проще вспомнить покойника по каким-либо патологическим изменениям в органах и тканях, нежели по фамилии или по фото.
Запах покойников не приносите домой жене под бочок? Не жаловалась?
Обычно вентиляционная система справляется со всеми ароматами, поэтому трудимся практически без запахов. Конечно, бывают исключения, когда реально сложно справится с приступом тошноты от запаха (частенько в случае серьезного онкопроцесса с некрозом и распадом опухолевой ткани), но двойная маска и ватные турунды в нос обычно спасают. Жена жалуется только на запах табачного дыма, который иногда остается на одежде после совместного употребления табака с коллегами по работе уже в обычной одежде. А если учесть, что жена у меня тоже патологоанатом по сертификату (правда работает в качестве «белого патанатома»*), то дома все нормально!
* - негласное деление патанатомов на «белых» и «черных» - «белые» работают только за микроскопом, просматривая стекла и не встают за секционный стол и «черные», которые работают за секционным столом непосредственно с трупами.
14. Вы любите свою работу? если бы вы только что закончили школу теперь, на кого бы вы пошли учиться?
Я люблю свою работу как специалист, НО в корне не доволен сложившейся обстановкой в медицине в целом. Здесь можно много говорить о том, что хотелось бы исправить, чтобы любить свою работу (профессию) больше и работать с большим удовольствием. Если кто следил за развитием ситуации вокруг выступления доктора Рошаля на медицинском форуме в апреле 2011 года, те я думаю, поймут, о чем я хочу сказать. Медицина погибает, причем погибает реально. Если в ближайшее время не найдут рычагов для подъема уровня медицины (оснащение, подготовка кадров, уровень з/п), то работы у меня значительно прибавится. Это не шутка – это реальность, которую, к сожалению, не понимают те, кто стоит у руля в нашей стране.
Если бы я только что окончил школу, то, скорее всего, решил бы получать образование в сфере IT – технологий. Есть еще отличная сфера - биоинформатика. Достаточно интересная вещь и на мой взгляд перспективная.