За последние пару дней профессия учителя совершила невероятный скачок в рейтинге обсуждений. Наверное, так активно ее не обсуждали еще почти никогда, и это могло бы порадовать, если бы не повод. И, в который раз, я убеждаюсь в том, что представление окружающих об этой профессии далеко от правды жизни, как ни об одной другой – ну, может быть, за исключением врачебной, - настолько фантастичны высказывания нескольких комментаторов.
Дело развенчания мифов – штука неблагодарная, однако кому ж этим заняться, как не нам, ее представителям, – изнутри? В частности, профессия учителя многим видится как пятичасовое посещение школы без толку и смысла.
Поэтому я все же попробую кое-что объяснить, но сделаю это,с вашего позволения, в формате небезызвестного сообщества «Один мой день». Так будет понятнее.
Итак, шесть часов утра. Звенит будильник. Встаю, привожу себя в порядок, завтракаю, собираю свои книжки и тетрадки. В семь часов я должна быть уже на остановке, иначе попаду в ежедневную пробку у метро, а мне нельзя опаздывать ни на минуту – звонок на урок не будет ждать, а я еще должна успеть купить призы: у моих семиклашек сегодня конкурс. Но мне везет, автобус приходит к метро вовремя, и я успеваю все сделать без спешки.
Мне надо быть в своем классе ровно к восьми, чтобы успеть настроить видеопроектор – я должна показать на уроке видеопрезентацию, которую делала все выходные – взять книги в библиотеке (вчера их еще не было) – и успеть на учительскую пятиминутку, где мы решаем самые насущные вопросы наступающего дня.
День сегодня насыщенный – у меня семь уроков: два в одиннадцатом классе, два в десятом, два в восьмом, и один – в седьмом. Это четыре разных подготовки, и четыре самых разных истории: в 11 классе мы заняты подготовкой к ЕГЭ, в десятом – обсуждаем подготовку к научно – практической конференции, в восьмом – готовимся к турниру по дебатам на английском языке, а в седьмом – проводим конкурс рассказа. Поэтому мне надо придти на урок к одиннадцатому с разработками возможных экзаменационных вариантов, в десятый – с литературой по тем темам, что дети выбрали для их проектов и докладов, в восьмой – с записями знаменитых ораторов прошлого, для того, чтобы дети составили себе представление о том, какие существуют приемы ораторского мастерства и как ими можно пользоваться на английском.
В седьмой класс ничего нести уже не надо – наша подготовка позади, и теперь нам с коллегами предстоит только присутствовать в жюри, а потом решить, чье выступление было самым интересным. К счастью, я все смогла успеть – и экзаменационные варианты сделала за предыдущие два выходных, и литературу нашла, – слава тому человеку, что придумал интернет! – и записи ораторов тоже нашлись, и я с интересом жду, как мы с детьми их обсудим.
Между десятым и восьмым классами у меня два «окошка». В это время я планирую позаниматься с новенькой девочкой Аней, которая пришла в седьмой класс, но плохо знает даже алфавит, посмотреть рабочую почту – мне надо отправить заявки на детскую конференцию, ответить на письма тех людей, что собираются приехать к нам на турнир по дебатам и заказать новую литературу в книжной компании, – заполнить журналы, написать отчет о том, как ведется работа с детьми с проблемами обучения, и разместить домашние задания на школьном сайте. Конечно, все это сделать за два часа я не успеваю, и утешаю себя тем, что вот закончатся уроки, и тогда уж!
И вот уроки позади. Мы отлично позанимались с одиннадцатым классом, но они просят разобрать кое-что из сложного на спецкурсе после уроков, и я срочно бегу за компьютер, чтобы распечатать для них несколько дополнительных заданий на сложную тему – до спецкурса у меня еще целых двадцать минут, все успеть можно – и тут я неожиданно соображаю, что не успела пообедать. Ну ничего, вот после спецкурса схожу, чаю выпью.
Распечатываю найденные задания, радуюсь тому, что нашла их так быстро, провожу спецкурс, и окончив его, смотрю на часы. На часах половина шестого, а я обещала маме новенькой девочки, что поговорю с ней о том, как у нас движутся дела, в шесть вечера. Ну ладно, думаю, за десять минут я успею чай выпить, а там уж и она придет. Спускаюсь вниз, в столовую. По дороге сталкиваюсь с мальчиком Колей из четвертого класса – Коля идет ко мне с полупансиона ( читай – продленки), потому что он забыл, что надо сделать в качестве домашнего задания, а дневник он потерял. Тяжело вздыхаю – делать – то нечего, и отправляюсь с Колей в класс, где сидит малышня.
Выясняется,что забыл не только Коля, и мы десять минут разбираем, что и как надо сделать в домашнем задании. Разобрав с малышней их проблемы, я пулей выскакиваю из класса, и за пять минут успеваю-таки выпить стакан чая с бутербродом, уложившись ровно к тому моменту, когда Анина мама входит в школу. Мы с ней находим свободный класс и разговариваем минут сорок, определяя, как можно сделать так, чтобы свалившееся на Анину бедную голову количество информации не сразу бы погребло ее под собой. Договорив, прощаемся, и я возвращаюсь в учительскую – заполнять журнал и готовиться к урокам следующего дня.
В половине девятого я выключаю компьютер, закрываю класс, и спускаюсь вниз, чтобы одеться и отправиться домой, думая, что я осталась в школьном здании последняя – и нахожу в учительской раздевалке толпу народу, весело обсуждающего, успевают ли они на последнюю электричку или все же на одну из предпоследних, если не заходить в магазин.
Около десяти вечера я буду дома, поужинаю, поговорю с мужем хотя бы минут тридцать, и сяду доделывать то, что не успела к урокам в школе. Завтра снова в шесть вставать, надо успеть хотя бы часов пять поспать, а не то прямо на уроках раскисну.
…Бизнес, говорите?