Подобное можно увидеть лишь в самых мрачных ночных кошмарах. Быть арестованным и поноситься прессой за преступление, которого не совершал. Это — нечто, напоминающее сюжеты голливудских оскароносных драм и романов Кафки. И такие события происходят намного чаще, чем мы привыкли думать.
Герои следующих историй — выходцы из разных слоёв общества. Богатые и бедные, представители Европы, США, Среднего Востока, Азии и Латинской Америки. Объединяет всех то, что обстоятельства как будто сговорились обвинить их в страшных преступлениях, к которым они не были причастны. Полагаете, подобное не может произойти с кем-нибудь из нас? Следующий список вынудит заново пересмотреть прежние взгляды.
Ричард Джуэлл
Представьте себе такую картину: охранник, защищающий присутствующих на крупном мероприятии, обнаруживает подозрительный пакет. Действуя оперативно, он вынуждает людей очистить территорию и спасает от неминуемой смерти. Спустя минуту мешок взрывается, в результате только один человек убит, 110 получают ранения. Как думаете, что произойдёт потом?
Если вы надеетесь, что герою вручат награду за мужество, то жестоко ошибаетесь. Такая же ситуация произошла в 1996 году в Атланте, во время проведения Олимпийских игр. Охранник Ричард Джуэлл был публично обвинён ФБР в акте внутреннего терроризма. Хоть он и спас тысячи жизней, но средства массовой информации представили его обществу как преступника. Первой ласточкой стала скандальная статья в журнале «Атланта», после чего папарацци набросились на «дело об охраннике» с пираньей жестокостью.
Они преследовали подозреваемого везде, вплоть до самого дома, ночами дежурили под окнами и выкрикивали вопросы, чтобы спровоцировать бедную жертву. Служба федеральной безопасности не единожды проводила обыск в его квартире. На основе обвиняющей информации в статьях две жертвы взрыва подали против него судебные иски. Прискорбно, но на тот момент Джуэлл стал объектом национальной ненависти и травли.
… Ричарда оправдали в конце 1996 года, а в 2003-м нашли истинного виновника взрыва, Эрика Рудольфа, который, кроме Атланты, совершил три теракта в гей-барах и абортивных клиниках.
Тяжёлые переживания не прошли даром для Джуэлла. 29 августа 2007 года он скончался, не дожив до сорока пяти. Причиной преждевременной смерти стали сердечная недостаточность и сахарный диабет.
Есиюки Коно
Однажды, в 1994 году, на окраине города Мацумото идиллия летнего вечера нарушилась. Японские экстремисты из секты Аум Синрикё распылили среди скопления людей нервно-паралитический газ зарин. Это была только репетиция перед страшным газовым терактом в токийском метро, реализованным группировкой в 1995 году. В результате предварительного «испытания» в Мацумото 8 людей погибли и 200 серьёзно ранены. Одного из пострадавших звали Есиюки Коно.
Станочный продавец Коно видел, как его жена билась в конвульсиях, и пену, идущую из её рта из-за отравления зарином. Он первый сообщил властям о теракте, но его сочли «тем самым» виновником преступления.
Коно не имел никакого опыта по созданию зарина (который сделать достаточно трудно), тем не менее был публично объявлен убийцей. Причиной тому послужили найденные в его доме фотографии по переработке химических веществ. Посчитали, что нервно-паралитический газ был распылён продавцом случайно.
Коно лежал в больнице рядом с умирающей женой, а средства массовой информации тем временем очерняли его. Колонки газет пестрели ложными признаниями Есиюки в совершённом преступлении. Выйдя из госпиталя, он мгновенно стал общественным изгоем.
Прискорбно, что с общественно осуждённого Коно не сняли подозрения даже через девять месяцев после газового теракта в метро. Справедливость восторжествовала лишь в 2003 году, когда Аум Синрикё взяли на себя ответственность за инцидент в Мацумото.
Биджан Ибрагим
Страшно подумать, через что приходится проходить людям — расплачиваться за преступления, которых и не было никогда! Эта трагедия произошла в 2013 году в британском городе Бристоль. Иранского беженца, инвалида Биджана Ибрагима соседи беспочвенно обвинили в педофилии.
Ибрагима постоянно притеснял и оскорблял сосед Ли Джеймс. Однажды, когда Ли был пьян и невменяем, Ибрагим запечатлел действия хулигана на видеокамеру. Он надеялся, что увидев доказательства антисоциального поведения Джеймса, правоохранители примут меры.
Джеймс на съёмку отреагировал агрессивно, но впоследствии утверждал, что якобы встал на защиту двух своих дочерей, которых Ибрагим снимал на камеру. Он преградил беженцу вход в квартиру, угрожая расправой. Биджан испугался и вызвал полицию, но вместо защиты сам подвергся аресту.
Хоть человек на снятом видео явно угрожал инвалиду, полицейские сочли виновным в инциденте именно Ибрагима. Когда его забирали в участок, местные жители были настроены агрессивно. Джеймс угрожал иранцу юридической расправой, другие громко обвиняли его в педофилии. В полиции Биджан попросил о защите, но просьбу проигнорировали.
В воскресную ночь 14 июля Ли Джеймс подловил момент, когда Ибрагим вышел из квартиры, избил его до полусмерти, а затем поджёг находящегося в бессознательном состоянии инвалида. Соседи, видевшие потасовку, не вступились за иранца. Так ни в чём не виновного человека сначала несправедливо забрали в полицейский участок, а затем жестоко убили.
Салли Кларк
Инцидент с Биджаном Ибрагимом, происшедший по вине органов правосудия Британии, привёл вас в ярость? Посмотрим, что вы почувствуете, прочитав историю о Салли Кларк — упешном адвокате. Эта женщина имела несчастье потерять обоих своих детей в младенческом возрасте от синдрома «смерти в колыбели». Несчастные случаи произошли один за другим, временной разрыв между ними составлял всего два года. Первый ребёнок умер в 1996, а второй — в 1998 году, а затем потрясённая мать неожидано арестовывается за убийство своих детей.
Действия полиции понятны — они делала свою работу. Основную же роль в судебном процессе сыграли двое обвинителей, повлиявших на мнение присяжных. Первым был профессор Рой Медоу, врач, специализирующийся на работе с младенцами. Он утверждал, что вероятность гибели от синдрома внезапной смерти обоих детей в одной семье, тем более после прививки, крайне мала — всего 1 случай на 73 миллиона. Уже потом стало ясно: он целенаправленно лгал, чтобы Салли выглядела как убийца. Реальную вероятность случая — 1 из 8500, он возвёл в квадрат. Согласно более поздним исследованиям Королевского статистического сообщества, такое коверкание информации было преступным.
Но ещё хуже повёл себя патологоанатом Алан Уильямс. Он намеренно скрыл обнаруженные в крови одного ребёнка следы бактерий, вызвавших смерть.
Позднее учёными было доказано, что заболевание может иметь генетические корни, то есть: если в семье погиб от такого недуга один малыш, то у другого риск трагической случайности возрастает.
Будучи дважды введённым в заблуждение, суд объявил Салли виновной, и в 1999 году она была заключена в тюрьму. Но в 2003 году приговор отменили. Женщину отпустили на свободу. Салли была психологически сломлена потерей младенцев и не смогла прийти в себя. В марте 2007 года она умерла в результате алкогольной передозировки. В то же время Медоу и Уильямс продолжили практику в сфере медицины.
Салахеддин Бархум
Взрыв двух самодельных взрывных устройств, сделанных из скороварок, на Бостонском марафоне в 2013 году привёл к одному из самых крупных расследований в новейшей истории США. Движение в городе застопорилось на несколько дней. Миллионы интернет-пользователей просматривали фотографии и видео злосчастного марафона, пытаясь найти ответ на вопрос: кто виновник взрывов? Масс-медиа состязались между собою в погоне за сенсацией. И тут появляется Саллахеддин Бархум.
Шестнадцатилетний Бархум имел несчастье быть сфотографированным на мероприятии со спортивной сумкой в руках. Также он выглядел как иностранец, хотя был гражданином Америки. Этого вполне хватило печатному изданию New York Post. После заявления властей о сумках, замеченных у экстремистов, редакция напечатала на обложке большую фотографию Бархума и 24-летнего Ясина Заими с подписью «Мужская сумка».
Настолько прозрачная публикация всем своим видом говорила: «Посмотрите, эти два парня — террористы, которые убили ваших соотечественников». Примечательно, что ни Бархум, ни Ясин не подозревались властями в теракте, ведь полиция уже напала на след преступников — братьев Царнаевых. Издание New York Post опорочило имена молодых людей и подвергло их жизни риску.
К счастью, всё закончилось хорошо. После нескольких тяжёлых дней разбирательств друзья были оправданы. В New York Post попытались уклониться от уплаты компенсации за причинённый моральный ущерб, однако это не сработало.
Лотфи Раисси
После серии терактов 11 сентября 2001 года мир лихорадило от бесчисленных попыток найти тех, кто связан с подонками-террористами, убившими свыше 3 тысяч человек. Одними из ключевых подозреваемых считались те, кто мог обучить террористов летать. Власти обоснованно считали, что этот человек может быть мусульманином, пилотом авиакомпании. Но их подозрения относительно Лотфи Раисси были не совсем не обоснованы.
Алжирский пилот авиакомпании Лотфи Раисси проживал в Лондоне. Он был задержан только через 10 дней после терактов. Власти Великобритании заключили его в колонию строгого режима в Белмарше, продержав там без суда и следствия 4,5 месяца. Бывшего пилота готовили к экстрадиции (передаче) в руки властей США и, возможно, к будущей казни. По 23 часа в сутки Лотфи пребывал в камере-одиночке, что ухудшило его психическое здоровье. Как выяснилось впоследствии, ФБР пришло к выводу о невиновности алжирца через 2,5 месяца после заключения. Таким образом, два месяца невиновный просидел в колонии впустую, и никто не удосужился освободить его.
Дальше больше. Выпущенный на свободу Раисси узнаёт, что следователи никогда не считали его главным подозреваемым, но пилота всё равно занесли в чёрный список, что означало полный запрет на полёты. В итоге не повинный ни в чём человек просидел 4 месяца в колонии и безвозвратно потерял блестящую карьеру. К счастью, правительство Великобритании постановило, что Лотфи имеет право на 2 миллиона фунтов стерлингов в качестве компенсации, после того как полностью признало факт его невиновности.
Кристофер Джеффрис
Больше Ричарда Джуэлла публичным обвинениям СМИ в своё время подвергся Кристофер Джеффрис. В 2010 году студентка Иоанна Йетс была найдена убитой. Джеффрисса, который сдавал ей жилье, вызвали на допрос в полицию, и в какой-то момент дела пошли плохо.
Кристофер выглядел как полный извращенец. Бывший учитель английского языка, с копной седых волос, неряшливый, неопрятно одетый, он был похож на карикатуру серийного убийцы. Журналисты СМИ бросили один взгляд на этого одинокого чудака и тут же решили, что он виновен.
Последующее давление со стороны папарацци ужасало. В нескольких статьях цитировались высказывания людей, едва знакомых с бывшим учителем. Его называли лузером, одержимым навязчивыми идеями смерти.
Дело дошло до того, что подобранный Кристофом материал по освоению английского изъяли из учебной программы. Считалось, что этот материал несёт на себе отпечаток сумасшествия Джеффриса, хотя в нём использовалось творчество известных классиков, таких, как Оскар Уайльд.
Обстоятельства становились всё хуже, напоминая собою территорию ночных кошмаров. Острословный таблоид The Sun назвал Джеффриса геем и написал статью о том, что именно нелюбовь к спорту сформировала у него девиантное поведение. Ежедневник Daily Mirror на своей главной странице назвал его «любителем подглядывать за дамами» и упомянул о том, как он любит носить «стильный» шарф. На предполагаемом суде невиновность Джеффриса было бы невозможно доказать: настолько новости масс-медиа негативно повлияли на мнение потенциальных присяжных.
Но дело в суде так и не рассмотрели, поскольку в убийстве признался сосед студентки — Винсент Табак. С тех пор прошли годы, а Джеффрис так и не дождался извинений от опорочивших его новостных изданий.
Жан Шарль де Менезес
Если прокрутить все события с начала происшествия до момента, когда Шарль Менезес уже лежал мёртвым на платформе метро в Лондоне, то можно понять, что ничтожно маленькие ошибки в выводах могут привести к громадным и необратимым последствиям.
После лондонских взрывов 7 июля 2005 года 52 человека погибли, сотни остались инвалидами. Менезес жил в том же доме, что и главный подозреваемый Хусейн Осман. Полицеский, переодетый в гражданское, фиксировал на камеру всех, кто заходил и выходил из дома. Когда Жан Шарль собрался на работу, правохранитель отошёл в туалет. Эти обстоятельства стали фатальными.
Подозреваемый не был зафиксирован на видео, поэтому полицейские не могли сличить его лицо с фотографией смертника Османа. Обеспокоившись тем, что бразилец — террорист, они сели ему на хвост ничего не подозревавшему Менезесу.
Выйдя из автобуса, бразилец увидел, что вход в метро закрыт, и быстро заскочил обратно, дабы подъехать к другой станции Стокуэлл. Копы подумали, что так преследуемый спасается от слежки, и уже не сомневались: он явно террорист-смертник!
Зайдя в метро, Менезес шёл спокойным шагом, но побежал, когда понял, что не успевает на свой маршрут. Полицейские подумали, что тот пытается оторваться от слежки и хочет успеть взорвать себя в переполненной электричке. Тогда они и открыли огонь на поражение. Ужасен тот факт, что никто из находившихся рядом не был предупрежден копами о готовящихся выстрелах. Толпа поняла, что произошло, лишь тогда, когда невинная кровь жертвы уже забрызгала их одежды.
Что в этом всём самое грустное? А то, что бразилец лишь отдалённо походил на араба и даже никогда не бывал в тех странах. Затем настоящего виновника взрывов арестовали в Риме, но было уже слишком поздно. Менезес был убит за преступление, к которому не имел отношения, а виною всему было всего-то его фатальное невезение.
Мусульмане из Оклахома-Сити
19 апреля 1995 года террорист-смертник Тимоти Маквей взорвал грузовик со взрывчаткой возле федерального здания Оклахома-Сити. В результате взрыва погибли 168 человек, в том числе 19 детей и 3 беременные женщины. До даты 11 сентября 2001 года этот теракт считался самым смертоносным в Америке.
Бомбардировка была вызвана событиями в Вако и в Руби Ридж, и сейчас неотделима от Маквея и движения ополченцев. Тогда же эти факты были ещё не определены. Сразу же после взрыва подозрение в терроризме пало на мусульманскую общину Оклахома-Сити.
Дело в том, что за два года до вышеупомянутого случая исламские фундаменталисты подложила во Всемирный торговый центр бомбу. Теракт унёс жизни шести человек, свыше 1 тыс. были ранены. Когда взорвалось федеральное здание, журналисты сразу связали два этих случая, что вызвало всплеск всенародной ненависти.
В результате мечеть в Индианаполисе была обстреляна, мусульман преследовали криками: «Детоубийцы!». В анонимных телефонных звонках жаждущие отмщения угрожали взорвать густонаселённые исламские районы вместе с женщинами и детьми. К счастью, весь этот ужас длился недолго. Через три дня Тимоти Маквей был пойман, и мусульмане перестали бояться за свои жизни.
Тимоти Эванс
История Тимоти Эванса весьма неприятна для чтения. Валлиец, проживающий в Лондоне, в 1950 году был повешен за убийство своей жены Берилл и дочери Джеральдин.
На протяжении всего судебного процесса Эванс утверждал, что убийца его пропавших жены и дочери — сосед Джон Кристи. Но свидетельства других людей складывались не в пользу Тимоти. Вспоминали, что Берилл была беременна, и Эванс сетовал, что они не смогут прокормить ещё одного ребёнка. Иногда соседи слышали, как Тимоти кричал на жену, и думали, что за стеной он ещё и побивает супругу. Полиция посчитала, будто бы муж вынуждал Берилл сделать аборт. Обыск дома Тимоти на Риллингтон Плейс, 10 поставил жирную точку в следственном процессе и в его жизни. Были обнаружены тела Берилл и Джеральдин, завёрнутые в ткань. Все сочли, что продолжать расследования бессмысленно. Эванс был казнён.
Быстрая перемотка времени на три года вперёд похожа на театр абсурдов. После повторного обыска полицейскими десятого дома на Риллингтон Плейс было раскопано ещё шесть женских тел. Как оказалось, девушек убивал, а затем использовал их тела для сексуальных утех именно Джон Кристи, сосед печально известной семьи. Одну из убитых женщин маньяк разрезал на части, соорудив из них что-то вроде мебели. Кристи был настоящим серийным убийцей, в чём покойный Эванс и оказался прав.
Крупный скандал, произошедший впоследствии, привёл к отмене смертной казни в Великобритании. Эванс был публично объявлен королевской семьёй как помилованный посмертно.
Впоследствии выяснилась и ещё одна жестокая деталь. Оказывается, полицейские заставили Тимоти подписать ложное признание. Это вызвало бурю национального негодования среди общественности, но человеческая жизнь была уже утеряна. Печальный факт: Тимоти Эванс в какой-то мере стал последней жертвой серийного убийцы Джона Кристи
От таких страшных, почти хоррор-сюжетов, веет безысходностью. Возникает закономерный вопрос: кто виноват в таких прецедентах? Единогласный вывод вряд ли возможен. В равной мере здесь присутствуют совпадение, халатность служащих, равнодушие и ненависть окружающих. Радостно, что хоть кто-то из этих людей выбрался из передряг живыми, но кошмары, пережитые ранее, наверняка ещё долго будут бередить их сердечные раны.