В 2014 году, после аннексии Крыма, многие российские компании, а также целые отрасли российской экономики оказались под санкциями. В ответ Россия приняла так называемый "пакет антисанкций", которые в свою очередь тоже в итоге оказались чувствительными для населения — антисанкции запрещали ввоз и торговлю на внутреннем российском рынке целого ряда товаров, от продуктовых до промышленных. Плюс ко всему, значительно упали цены на нефть — которая, как известно, формирует немалую долю российского бюджета.
Всё это не могло не сказаться на благосостоянии российских граждан, и лично я наблюдаю эти изменения сразу по нескольким направлениям — во-первых, это дела с моими бизнес-партнерами из России, во-вторых — общение с друзьями из России, ну и в третьих — личные впечатления от моей поездки в Москву.
Под катом — рассказ о том, как кризис изменил Россию.
Итак, первое. Что я вижу из общения со своими бизнес-партнерами:
— Российские фирмы стали намного меньше заказывать рекламы, сайтов, максимально снизили все расходы "второй необходимости". Если 2-3 года назад цена в $2000-$3000 за небольшой сайт/интернет-магазин была вполне приемлемой, то сейчас для большинства российских заказчиков это неподъемные бюджеты, все заказывают небольшие одностраничные лендинги (стоящие $300-$500 в разработке), да еще и торгуются за каждые лишние 50 долларов.
...
— Многие менеджеры и сотрудники колл-центров компаний, с которыми я общался 2-3 года назад, сейчас уже не работают, их сократили (либо люди сами пошли искать более хлебные места) — старые имейлы либо недоступны, либо приходит ответ "я здесь больше не работаю".
— В целом, рынок создания сайтов в России практически рухнул. Остались только крупные игроки вроде студии Лебедева, которые как делали сайты (по десятикратной стоимости) для аппаратчиков за деньги госбюджета, так и делают. Еще остались "студенты-фрилансеры", готовые делать сайты по $200-$300 ("за еду"), средние фирмы с рынка ушли, так как исчезли заказы.
Второе. Из того, что пишут мои знакомые из России:
— Россияне практически перестали ездить за рубеж. Поездки стали неподъемными по цене (главным образом из-за выросшей в рублевом эквиваленте стоимости авиабилетов и отелей). Даже съездить в Беларусь стало дорого — года три назад россиянин с 30.000 российских рублей в кармане чувствовал себя здесь королем, за эти деньги можно было снять на две недели очень хорошую квартиру в центре Минска да еще и безбедно жить, катаясь на такси и питаясь в хорших кафе. Сейчас эти 30.000 из $1000 превратились в $500 (даже меньше). В этот же пункт — участились случаи отказа выдачи россиянам Шенген-визы без объяснения причин — я знаю как минимум двух человек, которым не продлили Шенген-визы на прошлый и на этот год, уже не знаю, какими соображениями руководствовались посольства.
— Серьезные проблемы начались с рынком недвижимости. Вообще это тема для отдельного поста, скажу только, что по рассказам моих знакомных — и квартиры, и офисы стали покупать намного меньше, цены стремительно ползут вниз, плюс есть немалые проблемы в ипотечном строительстве — проблемы как в реализации новых квартир в ипотеку, так и с получением ипотечных долгов с тех, кто в нее уже влез.
— С прилавков магазинов исчезли многие продукты, ассортимент товаров стал заметно беднее. До советского дефицита еще очень далеко, но тем не менее — тенденции нерадостные. Кроме того, сами люди стали меньше покупать дорогих продуктов.
Ну и третье — что увидел лично я в Москве:
— На улицах не так уж и много дорогих машин — всего немногим больше, чем в Минске, ожидал увидеть гораздо больше.
— Как мне показалось, мигрантов в Москве тоже стало меньше, чем я видел в 2006-2007 годах. Я связываю это с тем, что люди стали в долларовом эквиваленте получать в два раза меньше и уехали искать новые страны для заработка.
— Сами москвичи показались достаточно измученными жизнью людьми, на улицах много достаточно бедно одетых людей (намного больше, чем я ожидал увидеть). Спесь и лоск той Москвы, которую я видел в 2006-2007 годах, куда-то улетучились.
http://maxim-nm.livejournal.com/261366.html